Компоновка и корпус
По общей компоновке и конструкции корпуса «Кинг Эдуард VII» мало отличался от его многочисленных предшественников 1890-х годов. Это был гладкопалубный корабль с двойным дном, литым таранным форштевнем и срезанным дейдвудом. Размерения корпуса стали несколько большими: длина между перпендикулярами равнялась 129,54 м, по ватерлинии —135 м, наибольшая — 139,3 м; ширина корпуса — 23,77 м (по обшивке 24,38 м). Осадка при нормальном водоизмещении в 15 630 т составляла 8 м, в полном грузу— 8,61 м. Верхняя палуба имела небольшую седловатость; высота надводного борта в носу составляла 6,7 м, на миделе — 5 м, в корме — 5,5 м. Общая высота корпуса от киля до верхней палубы — 13,2 м. Для удобства докования киль был слегка изогнут в местах, где корпус садился на кильблоки. Впервые в бортах на главной палубе отсутствовали порты для 12-фунтовых орудий: во избежание заливания волнами вся легкая артиллерия теперь устанавливалась на верхней палубе и спардеке. Также впервые мачты не несли боевых марсов — вместо них появились посты с приборами управления артиллерийским огнем.
Чтобы компенсировать заметно возросший вес вооружения, конструкцию корпуса пришлось облегчить, а также отказаться от кормового якоря, одного 40-футового парового катера и кормового мостика. Судовые запасы теперь рассчитывались на три (а не на четыре, как раньше) месяца. Все это вкупе с упомянутой ликвидацией боевых марсов позволило сэкономить примерно 400 т весовой нагрузки. Водоизмещение пустого броненосца по проекту составляло 14 313 т; реально значение нормального водоизмещения у разных кораблей серии находилось в пределах 15 585—15 885 т, полного — 17 000—17 290 т.
Еще одной характерной особенностью «Кинга Эдуарда VII» стало появление на нем балансирного руля, почти забытого в Британском флоте в эпоху Уайта. Дело в том, что у руля этого типа имелся существенный недостаток — склонность к расшатыванию баллера вследствие износа трущихся частей. На новых броненосцах данную проблему попытались решить за счет уменьшения площади пера впереди оси вращения. Увы, такое решение оказалось не слишком эффективным. Например, ремонт опор баллера руля на «Коммонвелфе» потребовался уже после первой его кампании.
Распределение нагрузки
Весовые составляющие, т |
"Кинг Эдуард VII" ( по спецификации) |
"Доминион" (по результатам испытаний, 1905 г.) |
Корпус |
5900 |
5231,177* |
Броня |
4 175 |
4154,701 |
Вооружение |
2 525 |
2368,023** |
Механизмы |
1 800 |
1894,327 |
Уголь |
950 |
950 |
Оборудование и системы |
690 |
664,772 |
Технические запасы |
60 |
35,2 |
Прочие запасы и экипаж |
250 |
527,92*** |
Водоизмещение |
16350 |
15826,12 |
*Корпус с броней и оборудованием 12 581,02 т.
**Включая боезапас и систему подачи.
***Включая запас пресной воды.