Вооружение

 

Главным оружием броненосцев типа «Кинг Эдуард VII» были 305-мм орудия Мк-IX, хорошо зарекомендовавшие себя на кораблях-предшественниках — «Фор­мидейбле», «Дункане» и их систершипах. Они имели характерную для Британского флота проволочную конструкцию (на внутреннюю трубу навивалось несколько слоев стальной проволоки прямоугольного сечения, сверху закрывавшихся наружной трубой-кожухом); вес каждого орудия с затвором составлял около 50 т. Длина ствола по английской системе измерения (от дна затвора до дульного среза) равня­лась 40 калибрам, то есть 12,19 м; общая длина орудия — 12,61 м, длина нарезной части — 9,82 м. Диаметр зарядной каморы был переменным — от 330,2 до 444,5 мм. Стрельба велась снарядами весом 385,6 кг с использованием полного (95,7 кг) или уменьшенного (71,8 кг) заряда бездымного пороха (кордита); в первом случае началь­ная скорость снаряда равнялась 766,9 м/с, дульная энергия — 11 500 тм, а бронепробиваемость с дистанции 1000 ярдов (914 м) — 795 мм стальной плиты. Боеза­пас — 80 выстрелов на ствол.

В отличие от орудий, башенные уста­новки на «Кинге Эдуарде» были новыми, заметно отличавшимися от применявшихся ранее. Они стали компактнее: внешний диаметр барбета удалось уменьшить до 10,4 м (на «Формидейбле» — 11,43 м), что дало экономию веса примерно в 300 т и позволило усилить их защиту. Следует заметить, что английские артиллерийские установки главного калибра были более громоздкими, чем французские, амери­канские или российские — Уайт был сторонником просторных внутрибашенных помещений, не стеснявших работу ору­дийной прислуги в бою. В то же время они представляли собой хорошую мишень для вражеских артиллеристов, а увеличение толщины прикрывавшей их брони приво­дило к чрезмерному росту весовой нагруз­ки. На «Кинге Эдуарде VII» англичане сделали первый шаг по приведению га­баритов башен главного калибра к меж­дународному «стандарту»; следующим шагом стало появление еще более ком­пактных 305-мм установок на «Лорде Нельсоне» и «Дредноуте».

Что же касается самой конструкции «эдуардовских» артсистем, то они были чисто английскими и представляли собой синтез барбетной и башенной установок. Заряжание орудий осуществлялось при любом угле горизонтальной наводки, но при фиксированном угле возвышения ство­ла (4,5°). Снаряды и заряды в картузах под­нимались по поданной трубе в перегрузоч­ное отделение, где помещались в зарядник, доставлявший их непосредственно в башню. Все приводы башенных механиз­мов были гидравлическими. Максимальный угол возвышения ствола— 13,5°; высота осей орудий над водой при нормальном водоизмещении для носовой башни со­ставляла 7,6 м, для кормовой — 6,94 м. Любопытно отметить, что башенные уста­новки проектировались под новое орудие с длиной ствола в 45 калибров. Однако его создание затянулось, и «Эдуарды» стали последними кораблями Ройял Нэйви, по­лучившими 40-калиберные двенадцатидюймовки — удачное по конструкции, но морально устаревшее оружие.

Впервые появившаяся на линкоре артил­лерия «промежуточного» калибра на бума­ге выглядела весьма внушительно и теоре­тически существенно увеличивала огневую мощь корабля. Действительно, 234-мм пуш­ка Мк-Х имела дульную энергию 5608 тм и могла выпускать снаряды весом 172,4 кг с начальной скоростью 805 м/с. С дистан­ции 1000 ярдов снаряд пробивал 559 мм стали; при этом по скорострельности и удобству обслуживания 234-миллиметров-ка почти не уступала традиционным шестидюймовкам. Гипотетически она могла пробить лучшую броню того времени, и не­случайно в Адмиралтействе обсуждали возможность постройки броненосца с во­оружением из исключительно «промежу­точного» калибра — 18—20 234-мм орудий. Эдакий «мини-дредноут» должен был стать британским ответом на итальянские «полукрейсера-полуброненосцы» типа «Реджина Елена», но, к счастью, до реа­лизации проекта дело не дошло.

Конструктивно 234-мм пушки Мк-Х так­же были проволочными, весили вместе с затвором 28 т и имели длину ствола в 46,66 клб (10,9 м). Общая длина орудия с затвором составляла 11,24 м, длина нарезной части — 8,99 м. Зарядная камора длиной 1,8 м и переменным диаметром от 259 до 320,2 мм вмещала два полузаряда кордита MD общим весом 46.3 кг. Боеза­пас — 150 выстрелов на ствол.

Башенные установки 234-мм пушек имели барбеты малого диаметра и по схе­ме скорее напоминали французские, чем английские. Они устанавливались на не­больших спонсонах. 102-мм барбеты дополнительно прикрывались 178-мм бро­ней батареи. Толщина стенок подачных труб — 76 мм.

Броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» ста­ли последними линейными кораблями Королевского флота, на которых 152-мм орудия предназначались для артиллерий­ского боя с равноценным противником (этот калибр затем исчез и позже возро­дился уже в качестве противоминного во­оружения). Новые 152-мм орудия модели Мк-VII имели длину ствола в 44,9 клб; они стреляли снарядами весом 45,4 кг с на­чальной скоростью 773 м/с. Вес орудия с затвором составлял 7,4 т, общая длина равнялась 7,09 м, длина нарезной части — 5,93 м. Дульная энергия примерно соот­ветствовала величине 1400 тм; боезапас включал 200 снарядов на ствол. Все 152-мм орудия располагались в батарее на глав­ной палубе; их стволы находились всего лишь в 3,9 м от воды, а при крене в 14° погружались в воду. Разумеется, в свежую погоду или при движении на большом ходу против волны использование шестидюй­мовых пушек выглядело проблематич­ным... Низкое расположение артиллерии среднего калибра было одним из главных недостатков, свойственных всем броне­носцам Уайта.

Легкая артиллерия на головном броне­носце в момент его ввода в строй вклю­чала 12 12-фунтовых (76-мм) пушек PIII, 14 47-мм системы Гочкиса и два 12-фун­товых десантных орудия на колесных ла­фетах. Боезапас 12-фунтовых орудий со­ставлял 250 патронов на ствол, 47-мм — 400. Малокалиберные пушки находились на надстройках, на верхней палубе между 234-мм башнями и на крышах башен. В ходе службы их позиции неоднократно менялись, причем иногда по прихоти ко­мандиров. Например, в 1907 году на обе­их башнях главного калибра броненосца «Кинг Эдуард VII» установили по четыре (!) 76-мм пушки. Последние три корабля се­рии — «Африка», «Британния» и «Хиберния» — при вступлении в строй име­ли всего по восемь 47-мм «гочкисов», но более новой полуавтома­тической модели. Позже бесполез­ную малокалиберную артиллерию начали постепенно снимать с ко­раблей и передавать в береговые арсеналы.

Углы обстрела 305-мм орудий — 240°; 234-мм — 135°; 152-мм — около 120°. Од­нако ведение огня из орудий «промежу­точного» калибра по диаметральной плоскости на практике было почти невоз­можным из-за сильного воздействия по­роховых газов на надстройки и башни главного калибра. Так, на испытаниях «Кинга Эдуарда VII» при выстреле 234-мм орудия строго в корму 305-мм башня по­лучила столь сильное сотрясение, что на­ходившийся в ней офицер потерял созна­ние. Соответственно, когда кормовые орудия главного калибра стреляли по на­правлению в 30° в нос от траверза, рабо­та прислуги 234-мм башни превращалась в пытку.

Минное вооружение последних броне­носцев эпохи Уайта по проекту подразу­мевало установку пяти подводных 450-мм торпедных аппаратов, но в ходе постройки от одного из них — кормового штевневого — отказались. Четыре оставшиеся размеща­лись на нижней платформе под главным броневым поясом. Носовая пара распо­лагалась под углом 10° в нос от траверза, кормовая — под углом 35° в корму.

Общий вес вооружения на «Кинге Эду­арде VII» составил 15,7% от водоизмеще­ния, в то время как на «Формидейбле» — лишь 11,5%.