Энергетическая установка
Рубеж XIX и XX веков остался в истории военного кораблестроения как период всемерной борьбы за скорость. Крейсера и броненосцы устаревали в первую очередь из-за того, что начинали проигрывать в скорости своим более новым собратьям и, соответственно, снижали ход тактического соединения — отряда или эскадры. Казалось очевидным, что чем быстроходнее будет корабль, тем дольше сохранится его боевая ценность.
Поскольку паровые машины к тому времени уже достигли предела совершенства, а турбины, напротив, еще не вышли из стадии экспериментов, для повышения скорости судна оставался единственный путь — рост паропроизводительности. И неудивительно, что между изобретателями и изготовителями паровых котлов шла жесткая конкуренция, причем широко рекламируемые образцы этой техники не всегда оказывались удачными.
Характеристики машинно-котельных установок
Параметры |
"Кинг Эдуард VII" |
"Доминион" |
"Хиндустан" |
"Нью Зиленд" |
Число и тип котлов: |
|
|
|
|
водотрубных |
10B&W |
16B&W |
18B&W |
18 Никлосса |
цилиндрических |
6 (Хоудена) |
— |
3 (Хоудена) |
3 (Хоудена) |
Поверхность нагрева котлов, кв. фут: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
водотрубных |
27406 |
47304 |
39142 |
37540 |
цилиндрических |
16218 |
— |
8 109 |
8 109 |
общая |
43624 |
47304 |
47251 |
45 649 |
Площадь колосниковых решеток котлов, кв. фут: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
водотрубных |
818 |
1402 |
1121 |
1151 |
цилиндрических |
487 |
— |
243 |
265 |
общая |
1305 |
1402 |
1364 |
1416 |
Вес главных механизмов, т |
1920 |
1764 |
1778 |
1793 |
Примечания: 1. Поверхность нагрева приводится в принятых в то время единицах - кв. футах (1 кв. фут = 0,0929 кв.м). 2. Сокращение B&W означает «Бэбкок энд Уилкокс».
В течение долгого времени британский флот отдавал предпочтение так называемым цилиндрическим котлам, иногда именуемыми котлами шотландского типа (Scotch boilers). Они были простыми, надежными, но слишком тяжелыми, поэтому с 1894 года начали применяться паровые котлы системы Бельвиля — более легкие, но неэкономичные при работе на большой мощности. В принципе, последние зарекомендовали себя неплохо и нашли широкое распространение в Роил Нэйви, в том числе и на броненосцах Уайта. Котлы Бельвиля предполагалось установить и на кораблях типа «Кинг Эдуард VII», однако поступавшая информация о великолепных результатах, якобы достигнутых паровыми котлами новых типов, заставила англичан пересмотреть свои планы. Для тщательного изучения ситуации при Адмиралтействе был создан специальный «комитет по котлам», который возглавил вице-адмирал К.Домвилл. Именно его рекомендации и легли в основу необычного состава энергетической установки «Эдуардов».
Результаты испытаний броненосцев типа «Кинг Эдуард VII»
Корабль |
Водоизмещение |
Число паровых котлов |
Результаты 8-часовых испытаний* |
Результаты 30-часовых испытаний (2/3 мощности) |
|||
|
Нормальное |
Полное |
|
Мощность, |
Скорость, |
Мощность, инд. |
Скорость, |
|
|
|
|
инд. л. л. |
уз. |
л.с. |
уз. |
"Кинг Эдуард VII" |
15630 |
17009 |
10 "Бэбкок и Уилкокс" + 6 цил. |
18 138 |
19,04 |
12884 |
17,5 |
"Доминион" |
15645 |
17020 |
16 "Бэбкок и Уилкокс" |
18439 |
19,35 |
12843 |
18,3 |
"Коммонвелф" |
15 610 |
17040 |
16 "Бэбкок и Уилкокс" |
18205 |
19,35 |
12769 |
17,9 |
"Хиндустан" |
15885 |
17290 |
18 "Бэбкок и Уилкокс" + 3 цил. |
18521 |
19,08 |
12926 |
17,7 |
"Нью Зиланд" |
15585 |
17060 |
18 Никлосса + 3 цил. |
18440 |
18,6 |
12981 |
16,9 |
"Африка" |
15740 |
17 195 |
18 "Бэбкок и Уилкокс" + 3 цил. |
18671 |
18,95 |
12860 |
П,5 |
"Британния" |
15810 |
17270 |
18 "Бэбкок и Уилкокс" + 3 цил. |
18725 |
18,74 |
13087 |
16,8 |
"Хиберния" |
15795 |
17 100 |
18 "Бэбкок и Уилкокс" + 3 цил. |
18 112 |
18,12 |
12700 |
15,5 |
*Результаты лучших пробегов; корабли испытывались в облегченном состоянии.
Наибольшее внимание комитета привлекли разработки французских изобретателей братьев Никлосс и английской фирмы «Бэбкок энд Уилкокс». Принципиально оба типа котлов были очень похожими: они имели наклонно расположенные трубки и верхний коллектор, но отличались числом топок (две у системы Никлосса и три у «Бэбкок энд Уилкокс»). Теоретически они превосходили котлы Бельвиля по всем параметрам; разумеется, перед соблазном повысить мощность механизмов за их счет устоять было трудно. В то же время внедрение недостаточно проверенной техники выглядело делом рискованным, поэтому комитет Домвилла для подстраховки предложил дополнить новомодные котлы старыми — проверенными цилиндрическими. И что удивительно, эти рекомендации приняли! В итоге восемь кораблей типа «Кинг Эдуард VII» получили паровые котлы трех типов, установленные в четырех комбинациях, общим числом от 16 до 21 (см. таблицу). Излишне говорить, что такой разнобой усложнил эксплуатацию броненосцев, да и вообще сделал корабли серии не совсем однотипными. «Бессмысленной битвой котлов» назвал это решение английский военно-морской историк Оскар Парке.
Цилиндрические котлы, установленные на шести «Эдуардах», вырабатывали примерно 10—20% пара. Рабочее давление пара находилось в пределах 14,7— 15,5 кг/см2; на оснащенных только современными водотрубными котлами «Доминионе» и «Коммонвелфе» оно было выше — 17,45 кг/см2 на выходе из котлов и 16,1 кг/см2 в главной паровой магистрали перед машинами. Компоновка и размеры котельных отделений на кораблях серии заметно отличались; на «Кинге Эдуарде VII» протяженность трех водонепроницаемых отсеков составляла 32,6 м.
Уже после закладки броненосцев возникло предложение оборудовать топки котлов для возможности сжигания в них жидкого топлива. В 1903—1905 годах все корабли (кроме «Нью Зиленда», так как котлы Никлосса оказались для этого непригодными) оснастили системой хранения нефти в междудонном пространстве, а в топках установили форсунки для впрыска жидкого топлива под давлением. При этом количество вариантов опять-таки выходило за пределы разумного. Так, на «Хиндустане» каждый водотрубный котел оснастили двумя, а цилиндрический — шестью форсунками, способными впрыскивать в общей сложности 6,37 т нефти в час. Все котлы «Доминиона» и «Коммонвелфа» получили по восемь форсунок (суммарная производительность — 7,55 т в час, вес дополнительного оборудования — 27,4 т). На «Кинге Эдуарде VII» водотрубные котлы оборудовали восемью, а цилиндрические — шестью форсунками. Испытания, проведенные в ходе маневров 1906 года, показали эффективность применения жидкого топлива: его разбрызгивание поверх угля позволяло существенно ускорить подъем пара в котлах и, соответственно, быстрее развивать полный ход.
Паровые машины для броненосцев были заказаны пяти разным заводам («Харленд энд Вольф», «Виккерс», «Фэйрфилд», «Джон Браун» и «Хамфрейз энд Теннант»), но, в отличие от котлов, их изготавливали по одним чертежам. Они были четырехцилиндровыми, тройного расширения пара. Диаметр цилиндров высокого и среднего давления составлял соответственно 85 и 138,5 см; оба цилиндра низкого давления были одинакового диаметра — 160 см. Ход поршня — 122 см. Обе паровые машины устанавливались в двух разделенных продольной водонепроницаемой переборкой отсеках длиной 22,9 м. Машины вращали два четырехлопастных гребных винта диаметром 5,33 м; число оборотов на полном ходу находилось в пределах 110—120 об/мин.
Нормальный запас топлива — 950 т угля и 380 т нефти; в перегруз броненосец мог взять до 2164—2238 т угля. Суточный расход угля на полном ходу по проекту не должен был превышать 380 т, на 8-узло-вом ходу — 55 т; на 8-часовых испытаниях у «Доминиона» при мощности 18 439 л.с. его удельный расход составил 0,82 кг на одну индикаторную л.с. в час. Расчетная дальность плавания на скорости 10 узлов — 5270 миль.
На ходовых испытаниях все корабли, кроме «Хибернии», развили проектную мощность (18 000 л.с.) и достигли контрактной скорости (18,5 узла). Правда, этих результатов они добились, находясь в облегченном состоянии и не с первой попытки. На практике эксплуатация разнотипных по составу энергетических установок была сопряжена с разного рода проблемами, что заставило частично заменить котлы на «Британнии» уже в 1908 году, а на «Доминионе» — в 1911 -м. В то же время любопытно отметить, что особых претензий к установленным на «Нью Зиленде» котлам Никлосса у англичан не было. Если в России и США их эксплуатация вызывала массу нареканий, то в Королевском флоте — вероятно, из-за более высокой квалификации обслуживающего персонала — они показали себя вполне работоспособными, хотя и уступавшими по некоторым параметрам системе «Бэбкок энд Уилкокс».