Остойчивость и мореходность

 

Из-за уменьшенной, по сравнению с «Формидеблом» и «Дунканом», высоты надводного борта броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» были более «мокрыми» и склонными к зарыванию в волну во время шторма. Разумеется, это отрицательно влияло на скорость хода и возможность ведения огня в свежую погоду. Кроме того, из-за большой метацентрической высоты (самой большой из всех броненосцев Уайта) они сильно страдали от качки. На ис­пытаниях в 1905 году выяснилось, что го­ловной «Кинг Эдуард VII» с нормальным запасом топлива (600 т угля в нижних бун­керах и 350 т — в верхних) при осадке в 7,92 м имел метацентрическую высоту 158,5 см и диапазон остойчивости 68°, а при полном запасе угля в 2010 т и осад­ке 8,51 м — соответственно 179,8 см и 69°. Как следствие избыточной остойчи­вости, период двойного размаха при бор­товой качке составлял всего 14 с, что сильно утомляло экипаж и провоцирова­ло возникновение «морской болезни». За стремительную качку при движении в от­крытом море эскадра «Эдуардов» полу­чила прозвище «Wobbly eight» — «Шата­ющаяся восьмерка».

Из достоинств этих кораблей моряки единодушно отмечали их прекрасную ма­невренность. Диаметр циркуляции на ско­рости 15 узлов равнялся 310м — чуть боль­ше, чем две длины корпуса! Свои плюсы были и в избыточной остойчивости: в годы Первой мировой войны получившие смер­тельные повреждения «Кинг Эдуард VII» и «Британния» тонули на ровном киле в те­чение долгого времени, поэтому потери в их экипажах оказались минимальными.