Внешний вид и различия

 

При проектировании ко­рабля большое внимание уделялось гармоничности его пропорций. Так, диа­метр дымовых труб был сознательно увеличен по сравнению с требовавшим­ся для дымоходов; тщатель­но подбиралось соотноше­ние высоты надстроек, труб и мачт. По тогдашним поня­тиям, «Эдуарды» в отноше­нии корабельной архитек­туры выглядели верхом со­вершенства. Неслучайно служивший на «Хибернии» адмирал граф Корк-и-Оррери написал в своих ме­муарах, что «эти восемь линкоров были самыми красивыми из находив­шихся когда-либо в строю в британском или других флотах».

Несмотря на то, что бро­неносцы строились разны­ми верфями и оснащались энергетичес­кими установками нескольких типов, внешне они были очень похожи и понача­лу почти не отличались друг от друга. Лишь три последних корабля серии, строившиеся по бюджету 1903 года, имели не овальный, а прямоугольный марс на фок-мачте, а также еще одну (помимо про­жекторной) площадку под ним. Другие, ме­нее заметные различия касались формы козырьков на дымовых трубах, расположе­ния вспомогательных трубок для сброса пара и рангоута.

В процессе службы мелкие изменения внешнего вида кораблей происходили постоянно. Так, в 1907 году по инициати­ве адмирала Ч.Бересфорда на «Кинге Эдуарде VII» восемь 12-фунтовых орудий перенесли с надстроек на крыши башен главного калибра, но после пробных стрельб вернули назад. В этом и следую­щем годах с надстроек головного кораб­ля, а также «Доминиона», «Коммонвелфа» и «Хиндустана» сняли все бесполезные 47-мм пушки. Неоднократно переставля­лись и прожекторы. В 1907—1908 годах дополнительно установили по два 91-см прожектора на крышах носовых 234-мм башен (на «Кинге Эдуарде VII») или на кры­льях мостика (на «Доминионе», «Коммонвелфе», «Хиндустане» и «Нью Зиленде»). В 1909—1910 годах с кормовых 234-мм башен «Коммонвелфа» сняли 47-мм пуш­ки и на их место перенесли прожекторы (с крыши радиорубки), но затем последние вернули на прежнее место. На «Африке» тогда же демонтировали компасную пло­щадку, на «Хиндустане» с крыши радио­рубки убрали один прожектор.

В 1911—1912 годах на «Хибернии» сня­ли прожектор с радиорубки, а на «Нью Зи­ленде», наоборот, к имевшемуся добавили второй, ранее находившийся на кормовом мостике. На «Хиндустане» сначала пере­несли два прожектора на кормовые 234-мм башни, но затем вновь убрали. В 1913— 1914 годах на «Коммонвелфе» и «Британнии» прожекторы переместили с радио­рубки на крылья мостика; на «Кинге Эду­арде VII» туда же перенесли прожекторы с крыш 234-мм башен.

Накануне Первой мировой войны со всех восьми кораблей сняли противотор­педные сети. В 1914 году с дымовых труб исчезли белые или красные марки, широ­ко применявшиеся для опознавания бро­неносцев в предшествующие годы.