Общая оценка проекта
Корабли типа «Кинг Эдуард VII» остались в истории как последние представители эпохи классических броненосцев, одновременно ознаменовавшие собой переход к новому поколению линкоров с «промежуточной» артиллерией. Впрочем, век этого поколения оказался слишком коротким, и оценивать последнее творенье Вильяма Уайта можно лишь применительно к узкому промежутку времени — настолько стремительным был прогресс в военном кораблестроении в первом десятилетии XX века.
Некоторые английские авторы называют проект «Кинга Эдуарда VII» «блестящим», однако есть все основания усомниться в этом. Как всякое сложное инженерное сооружение, родившееся на переломе эпох, «Шатающаяся восьмерка» одновременно отличалась и самыми передовыми, и явно устаревшими конструкторскими решениями. Причем последних было немало: это и заложенная в проект недостаточная дальность плавания, и очевидный анахронизм — низко расположенная батарея шестидюймовых орудий, и странные комбинации паровых котлов, и потерявшая всякий смысл, но по-прежнему многочисленная 47-мм артиллерия... По совокупности характеристик американские ровесники «Эдуардов» — броненосцы типа «Вирджиния» — были не хуже, а кое в чем даже лучше. Кроме веса залпа, практически не уступал «англичанам» и русский «Ретвизан», вошедший в строй на три года раньше (по тем временам — солидный срок). Строить столь большой серией корабли, вооруженные морально устаревшей артиллерией главного калибра и с уже не отвечающим современным требованиям бронированием, вряд ли было разумно. Особенно это относится к трем последним броненосцам, заказанным в 1903 году, когда уже был готов проект значительно более мощного линкора «Лорд Нельсон».
Но главный минус «Кинга Эдуарда VII», как и всех остальных представителей последнего поколения додредноутов, заключался в том, что сама концепция линкора с «промежуточной» артиллерией оказалась порочной. Выяснилось, что при увеличившейся дальности морского боя отличить всплески от падения 305-мм и 234-мм снарядов не так-то просто, а без этого невозможно было корректировать огонь. Приходилось по очереди вести стрельбу из орудий только одного калибра, а это сводило на нет все преимущества от теоретически выросшего веса залпа. Ну, а сохранение 152-мм пушек выглядело вообще бессмысленным — в линейном бою они были бесполезными и лишь мешали наводчикам башенных орудий. Решил все эти проблемы «Дредноут» — корабль, вооруженный только тяжелой артиллерией. С его появлением броненосцы всех поколений, в том числе и новейшие, с «промежуточными» пушками, разом устарели.
Вот тут-то и кроется главный парадокс, связанный с оценкой кораблей типа «Кинг Эдуард VII». Благодаря высокому уровню развития британской промышленности эти броненосцы были построены очень быстро и первые из них в течение полутора лет — до вступления в строй «Дредноута» — могли по праву претендовать на звание сильнейших в мире. Зато заложенные вслед за ними более мощные и совершенные корабли — такие, как английский «Лорд Нельсон», русский «Андрей Первозванный», японские «Касима» и «Сацума», австрийский «Радецкий» — потеряли всякое боевое значение уже в процессе постройки. То есть если бы Адмиралтейство отказалось от заказа части «Эдуардов» в пользу «нельсонов», то это вовсе не усилило бы Королевский флот, а лишь привело к пустой трате денег.
Восьмерка «Эдуардов» осталась в истории как неизменный атрибут парадов и торжественных смотров, своего рода символ ушедшей эпохи расцвета империи. Пожалуй, в этом и кроется основная причина необычайной популярности этих кораблей в годы, предшествующие Первой мировой войне.