Походы и парады
Вступление в строй броненосцев типа «Кинг Эдуард VII» по времени совпало с началом глубоких реформ в Ройял Нэйви. Реформы эти давно назрели: формально сильнейший в мире Королевский флот, избалованный вниманием и привыкший к восторженным оценкам, катастрофически терял боеспособность, превращаясь в разросшуюся до огромных размеров, но плохо управляемую и разъедаемую бюрократией структуру. Занявший в конце 1904 года пост Первого морского лорда (в переводе на современный язык — главкома) адмирал Дж. Фишер со свойственным ему напором принялся наводить порядок. Сложившуюся систему рассредоточения эскадр по всему миру он назвал устаревшей и резко изменил состав флотов, переведя все современные броненосцы в европейские воды. А 154 устаревших корабля одним махом были отправлены на слом — сэкономленные за их счет деньги Фишер намеревался потратить на осуществление давно задуманного плана — создание «Дредноута».
После завершения ходовых испытаний восьмерка «Эдуардов» вошла в состав только что созданного Атлантического флота, который базировался на Гибралтар и являлся стратегическим резервом для британских сил на Средиземном море и в водах метрополии. Однако уже в 1907 году их перевели во Флот Канала (Канал — Channel — английское название Ла-Манша). 5 марта на «Кинге Эдуарде VII» поднял флаг адмирал Ч.Бересфорд — человек, с чьим именем тесно связаны последующие два года службы линкоров — героев нашего повествования. Незаурядная личность, родовитый аристократ и «светский лев» Бересфорд был непримиримым врагом Джекки Фишера. Он сам претендовал на пост Первого морского лорда и возглавил оппозицию, включавшую широкий круг высокопоставленных лиц, недовольных проводимыми реформами. Любопытно, что после постройки «Дредноута» в его лагере оказался и Вильям Уайт, не желавший мириться со стремителыным устареванием созданного им флота. В Адмиралтействе и офицерской среде произошел беспрецедентный раскол на сторонников и противников адмирала Фишера.
В этом отношении весьма показателен случай, происшедший в ноябре 1907 года. Флот Канала проводил учебные стрельбы, когда лорду Бересфорду сообщили о предстоящем параде на Спитхедском рейде в честь встречи двух императоров — Эдуарда VII и Вильгельма И. Хотя до смотра оставалась целая неделя, командующий флотом приказал прекратить учения и немедленно заняться покраской бортов и надраиванием медяшек. Это решение больше всех огорчило контр-адмирала Перси Скотта, ярого приверженца интенсивной артиллерийской подготовки и будущего изобретателя знаменитой системы управления огнем (впоследствии один из историков назовет его «человеком, научившим британский флот стрелять»). Не скрывая раздражения, Скотт велел передать семафор со своего крейсера «Гуд Хоуп» на ушедший вперед «Роксбург»:
«Поскольку покраска куда важнее, чем артиллерийские стрельбы, вам лучше вернуться, чтобы хорошо выглядеть к 8-му числу». Командир крейсера «Роксбург» понял сарказм своего начальника и попросил разрешения остаться на огневой позиции, с долей английского юмора добавив, что «поскольку погода позволяет, мы можем покрыть ржавчину на трубах свинцовым суриком прямо в море». Этот обмен сигналами стал известен Бересфорду и привел того в ярость. Он немедленно вызвал контр-адмирала Скотта на борт «Кинга Эдуарда VII» и устроил ему разнос, словно какому-нибудь юнге. Но этого командующему Флотом Канала показалось недостаточно. Он направил в Адмиралтейство рапорт, в котором требовал сместить Скотта с должности командующего 1-й эскадры крейсеров. Причем всем было ясно, что причина ненависти Бересфорда к своему подчиненному заключалась вовсе не в тексте поднятого на мачте сигнала, а в том, что Перси Скотт являлся последовательным сторонником Дж. Фишера.
Этот конфликт вышел за пределы Адмиралтейства и неожиданно получил огромный резонанс в обществе. На страницы газет выплеснулись взаимные обвинения каждой из враждующих группировок. Стало ясно, что бесконечные дрязги в высшем командовании флота никак не идут на пользу делу. Надо заметить, что значительная доля ответственности за сложившуюся ситуацию лежала на Первом морском лорде: при всех своих достоинствах Фишер обладал несносным характером и нажил себе множество врагов из-за фанатического упрямства и чрезмерной прямолинейности. И если бы не личная поддержка короля, пользовавшегося огромным авторитетом на флоте, ему было бы не миновать досрочной отставки...
Последняя и самая ожесточенная фаза междоусобицы в Адмиралтействе продолжалась около полутора лет. Примирить двух главных противников не удалось даже Эдуарду VII. В августе 1908 года Его величество посетил свой броненосец-тезку и долго пытался уговорить Бересфорда пойти на компромисс. Но тщетно. И тогда он дал добро на подготовленный Фишером план реорганизации Ройял Нэйви, согласно которому Флот Канала упразднялся и превращался во 2-ю дивизию Флота метрополии (Home Fleet). Адмирал Бересфорд потерял свою должность и в марте 1909 года подал в отставку.
Если не считать «подковерных» баталий в Адмиралтействе, то для броненосцев типа «Кинг Эдуард VII» пять лет службы в составе Флота Канала и Флота метрополии (1907—1911 годы) были периодом парадов, высочайших смотров и неутомительных учебных походов. Как олицетворение процветания «владычицы морей» они отличались внешним блеском и обладали довольно высоким уровнем комфорта. На каждом из броненосцев содержался свой штатный оркестр, по традиции состоявший в основном из мальтийцев и итальянцев. Были оборудованы пекарни, снабжавшие команду свежим хлебом; в обиходе матросов помимо ложек появились ножи и вилки. По меркам тогдашнего Российского флота кажется невероятным, но на британских линкорах даже имелись небольшие типографии. Так, по воспоминаниям адмирала Корк-и-Оррери, на «Хибернии», укомплектованной преимущественно ирландцами, для офицеров издавался ежемесячный журнал «The Shillelagh» («Дубинка»). Проходившие службу гардемарины посчитали, что этого мало, и начали выпускать второй журнал — «The Green'un» («Зеленый» — от национального цвета Ирландии). Правда, последний просуществовал недолго: адмирал Бересфорд закрыл его за вольнодумство.
В июле 1911 года броненосцы типа «Кинг Эдуард VII» участвовали в грандиозном параде на Спитхедском рейде — Коронационном ревю в честь нового монарха Георга V, занявшего трон после кончины Эдуарда VII. 1 декабря того же года один из кораблей восьмерки — «Нью Зиленд» — переименовали в «Зеландию», так как его первоначальное название потребовалось для новейшего линейного крейсера, заказанного на деньги далекого доминиона. Любопытно, что предложение присвоить «Нью Зиленду» имя «Каледония» (древнеримское название Шотландии) вызвало недовольство новозеландской общественности; в итоге линкор получил созвучное, но бессмысленное название (как известно, датский остров Зеландия никакого отношения к Британской империи никогда не имел).
С «Шатающейся восьмеркой» броненосцев тесно связана столь важная страница истории Ройял Нэйви, как рождение палубной авиации. Информация из США об успешно проведенных там старте самолета с крейсера «Бирмингем» и посадке на палубу крейсера «Пенсильвания» не могла оставить англичан равнодушными. Первым кораблем, выделенным для подобных экспериментов, стал броненосец «Африка». На нем поверх носовой башни от боевой рубки до форштевня смонтировали наклонные направляющие наподобие рельсов, по которым мог скользить поплавковый гидросамолет. Сам самолет— биплан «Шорт» S.27 с двигателем «Гном» — был поднят и установлен на импровизированной эстакаде с помощью грузовой стрелы, прикрепленной к фок-мачте. 10 января 1912 года лейтенант Чарльз Сэмсон успешно взлетел с корабля — впервые в истории британского флота (По всей видимости, пробный взлет с «Африки» Сэмсон сделал еще в декабре 1911 года, но по ряду причин он решил сохранить этот факт в тайне). Правда, при сходе с направляющих аэроплан нырнул вниз и коснулся воды, но, к счастью, быстро взмыл вверх. Сделав несколько кругов на высоте около 250 м, Сэмсон под крики «ура» повернул к берегу и приземлился на аэродроме в Истчерче.
В мае эстакаду со всем необходимым хозяйством перенесли на однотипную «Хибернию», и лейтенант Сэмсон повторил свой трюк на королевском смотре в присутствии Георга V. Затем взлетное оборудование передали третьему броненосцу — Лондон».
В ноябре 1912 года восемь «Эдуардов», составлявших 3-ю эскадру 1-го флота, отправились на Средиземное море. В то время на Балканах разразился кризис, а Черногория вторглась на территорию Албании в то время находившейся под властью Турции) и осадила город Скутари (ныне Шкодер). Западные страны, не желавшие допустить стихийного решения судьбы Албании, организовали международные силы для оказания давления на Черногорию. В блокаде побережья этой страны участвовала и «Шатающаяся восьмерка». В 1913 году корабли вернулись в метрополию: Африка» и «Хиндустан» — в феврале, остальные — в июне. Предложение министра МакКенны оставить броненосцы на Мальте Адмиралтейство отвергло. Линкоры вновь образовали третью эскадру 1-го флота, объединившего флоты Канала и метрополии.