В составе Гранд Флита
К июлю 1914 года Великобритания располагала 20 линкорами-дредноутами против 13 германских, без учета линейных крейсеров. Тем не менее, Адмиралтейство, зная об отличной выучке немецких моряков, смотрело на своего противника с опаской. Вероятно, оттого оно решило сохранить в составе Гранд Флита (так стал называться 1-й флот) 3-ю эскадру из восьми «Эдуардов». Разумеется, использование броненосцев, имевших скорость на три узла меньше, чем у остальных линкоров, сильно затрудняло боевое развертывание флота. Да и в артиллерийской дуэли с дредноутами Хохзеефлотте рассчитывать хотя бы на маленький успех было нереально. Поэтому подразумевалось, что 3-я эскадра будет находиться в тылу и применяться против вражеских кораблей, поврежденных огнем линкоров 1-й, 2-й и 4-й эскадр.
С августа по ноябрь 1914 года «Шатающаяся восьмерка» под флагом адмирала Брэдфорда базировалась на Скапа-Флоу и регулярно привлекалась к патрулированию в Северном море, иногда совместно с крейсерами и броненосцами типа «Дункан». 10 сентября Гранд Флит приблизился к Гельголанду, безуспешно пытаясь выманить немцев на открытый бой. На обратном пути в 10.30 по Гринвичу линкор «Зеландия» таранил неопознанную подводную лодку, однако в германской хронике боевых действий этот факт не упоминается, и в списке потерь «у-ботов», которые могли быть отнесены на счет англичан в тот день, не значится.
В ноябре «Эдуарды» передали во вновь созданный Флот Канала, но к концу месяца они вернулись в состав Гранд Флита. В течение следующего года эскадра Брэдфорда находилась в Розайте, лишь изредка выходя в море.
«Зеландия» и «Хиберния» в ноябре 1915 года ушли в Средиземное море. 8—9 января они прикрывали эвакуацию последних союзных частей из Галлиполи, а затем присутствовали в греческих водах для оказания давления на правительство этой страны в связи с обострившейся обстановкой на Салоникском фронте. Выполнив свою миссию, оба корабля в начале февраля 1916 года возвратились в Англию.
Но к тому времени «восьмерка» превратилась в «семерку». Утром 6 января 1916 года «Кинг Эдуард VII» отправился из Скапа-Флоу в Белфаст для ремонта. Он шел противолодочным зигзагом со скоростью 15 узлов. В 10.47 корабль находился у северо-западного побережья Шотландии в точке 58°43' с.ш. 4°12' з.д., когда у машинного отделения правого борта в районе 120-го шпангоута произошел сильный подводный взрыв. Командир корабля кэптен МакЛахлен приказал немедленно закрыть все водонепроницаемые двери, но выполнить это распоряжение удалось лишь частично: правое машинное отделение заполнялось водой так быстро, что покинувшая его команда не успела задраить дверь в продольной переборке. В результате в течение нескольких минут оба машинных отделения были затоплены, линкор потерял ход и накренился на 8° на правый борт. Запуском сигнальных ракет удалось привлечь внимание находившегося в пяти милях грузового парохода «Принцесс Мелита», который немедленно поспешил на помощь.
Контрзатоплением отсеков левого борта крен броненосца удалось уменьшить до 3°, а на пароход завели пятидюймовый канат. На всякий случай, пока работали паровые лебедки, командир приказал спустить на воду все шлюпки.
Вскоре к месту происшествия подошли специально высланные из Скапа-Флоу 12 эсминцев, возглавляемые лидером «Кемперфельт». На последнем также удалось закрепить 6,5-дюймовый канат, и в 14.15 лидер и пароход в одной «упряжке» начали буксировку поврежденного корабля. Эсминцы вели интенсивный поиск подводных лодок, поскольку предполагалось, что «Кинг Эдуард VII» получил торпеду с немецкого «у-бота».
Но буксировка раненого гиганта оказалась делом непростым. Погода резко ухудшилась — усилилось волнение, ветер достиг силы шесть баллов. На броненосце действовал только ручной привод руля, и удержать его в нужном положении не хватало сил. К тому же началась фильтрация воды в смежные с машинными отделениями отсеки. В частности, затопило расположенные выше броневой палубы угольные бункеры, коридоры подачи боезапаса и погреба кормовых 234-мм орудий. Последние не были водонепроницаемыми — этот дефект выявился еще при обследовании в Розайте, но исправить его собирались лишь во время предстоявшего в Белфасте ремонта... В результате крен «Кинга Эдуарда» достиг 15° на правый борт, и по верхней палубе в кормовой части уже гуляли волны. В 14.40 буксирные концы пришлось обрубить, и командир отдал приказ оставить корабль.
Эвакуация экипажа заняла около полутора часов. Первым к подветренному борту броненосца подошел эсминец «Маскетир», затем — «Марн» и «Форчен». Последним на эсминец «Нессус» в 16.10 перешел кэптен МакЛахлен. «Кинг Эдуард VII» продержался на плаву еще четыре часа, но в 20.10 перевернулся и затонул. Любопытно, что его гибель произошла в первом же плавании, когда он перестал быть флагманским кораблем...
Разыгравшийся шторм вскоре открыл и причину гибели линкора. По сорванным волнами минам удалось установить, что «Кинг Эдуард VII» подорвался на заграждении, выставленном германским вспомогательным крейсером «Мёве». Мины немцы ставили с довольно большими интервалами, поэтому наткнуться на них было делом случая. По крайней мере, ни броненосец «Африка», прошедший тем же маршрутом за несколько часов до трагедии, ни участвовавшие в спасательных работах корабли не пострадали. А вот «Кингу Эдуарду VII» не повезло. Впрочем, никто из его экипажа не погиб — этот факт скрашивает горечь от потери старого линкора.