Второй эшелон флота
После внезапного рейда немецких линейных крейсеров к побережью Англии и бомбардировки Лоустофта 25 апреля 1916 года перед Адмиралтейством остро встал вопрос об усилении береговой обороны. И уже 29 апреля последовало решение перевести 3-ю эскадру линкоров в устье Темзы. Гранд Флит наконец-то отказался от бессмысленного балласта — старых тихоходных броненосцев — и теперь состоял исключительно из дредноутов. Семь «Эдуардов» вместе с 3-й крейсерской эскадрой перебазировались в Ширнесс. Выход в море в мае едва не стал последним для «Доминиона» — его атаковала немецкая подводная лодка, но броненосец сумел увернуться от обеих выпущенных торпед.
Впрочем, большую часть времени 3-я линейная эскадра (правильнее ее следовало назвать эскадрой береговой обороны) стояла на якоре. Ее бездействие заставило Адмиралтейство искать кораблям-ветеранам какую-нибудь другую работу. Так, «Африку» и «Британнию» решили отправить на Адриатическое море. В августе — сентябре 1916 года оба они прошли переоборудование в Портсмуте. На них ликвидировали нижнюю 152-мм батарею; четыре шестидюймовки перенесли на верхнюю палубу на место 76-мм пушек, последние демонтировали. Впоследствии, до апреля 1917 года, аналогичную модернизацию прошли «Коммонвелф», «Хиберния» и «Зеландия». На «Доминионе» и «Хиндустане» вообще не осталось 152-мм орудий, а 12-фунтовки сохранились только на первом из них.
Осень 1916 года «Британния» и «Африка» провели на Адриатике, но ничем примечательным их служба отмечена не была. В начале следующего года оба линкора прошли ремонт и модернизацию в Гибралтаре, после чего их включили в состав 9-й крейсерской эскадры, причем «Британния» стала флагманским кораблем. В дальнейшем они использовались для патрульной и конвойной службы в Атлантике, базируясь на Сьерра-Леоне. Мотивы, заставившие Адмиралтейство включать в состав эскорта конвоев старые броненосцы, совершенно непонятны. Океанским коммуникациям союзников в то время могли угрожать только подводные лодки и вооруженные пароходы-рейдеры, но для борьбы с теми и другими «Эдуарды» были бесполезны. Наоборот, для кайзеровских субмарин линкоры представляли заманчивую цель.
9 ноября 1918 года приближавшуюся к Гибралтарскому проливу в сопровождении двух эсминцев «Британнию» обнаружил командир подводной лодки UB-50 обер-лейтенант Г.Кукат. Быстро заняв выгодную позицию, он в 7.15 утра выпустил четыре торпеды. У левого борта броненосца раздались два взрыва, причем второй, происшедший под 234-мм башней, вызвал детонацию находившегося в погребе кордита. Корабль получил крен 10° и потерял ход. Эсминцы отогнали подлодку, но спасти тяжело поврежденный линкор не удалось. Через два с половиной часа он затонул. Потери в его экипаже составили 50 человек убитыми и около 80 ранеными. «Британния» осталась в истории как последняя жертва Первой мировой войны и самый крупный боевой корабль, потопленный подводной лодкой.
Что касается пятерки броненосцев, формально продолжавших составлять 3-ю линейную эскадру, то они прозябали в Ширнессе до лета 1917 года, после чего их начали постепенно превращать во вспомогательные суда. «Хибернию» поставили на прикол, «Хиндустан» и «Доминион» были выбраны для использования в качестве кораблей-баз на время подготовки десантно-штурмовой операции против Остенде и Зеебрюгге. «Коммонвелф» и «Зеландию» переоборудовали в учебно-артиллерийские корабли: установили на них треногие фок-мачты с постами управления огнем, новые дальномеры, платформы с двумя 91-см прожекторами, а также по паре 76-мм зениток. Кроме того, «Коммонвелф» получил противоторпедные були и разработанную Норманом Вилкинсоном камуфляжную окраску. В таком виде бывший линкор в апреле 1918 года вновь вошел в состав Гранд Флита и нес патрульную службу в Северном море, а затем вплоть до февраля 1921 года базировался на Инвергордон и использовался в роли мореходного учебного корабля.
А вот «Зеландия» в новом качестве в строй так и не вошла: в сентябре 1918 года ее поставили на прикол в Портсмуте. Месяц спустя к ней присоединилась и закончившая службу в Атлантике «Африка». «Доминион», «Хиндустан» и «Хиберния» к тому времени ржавели в Чатаме — их вывели в отстой еще раньше.
В 1920—1921 годах все шесть линкоров бывшей «Шатающейся восьмерки» были проданы на слом. На этом завершилась история последних броненосцев эпохи Уайта, которым так ни разу и не довелось открыть огонь по неприятелю из своих тяжелых орудий.