Последние серийные «щуки»
Разработанный в 1933 году проект подводной лодки V-бис-2 серии в целом оказался вполне приемлемым, и «щуки» двух последних серий — X и Х-бис — конструктивно отличались от него совсем незначительно. На «десятке» попытались улучшить подводную обтекаемость введением рубки новой формы (так называемого «лимузина»), что не дало ожидаемых результатов, но привело к сильному заливанию мостика при движении в надводном положении. Были также установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с., в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1—14,3 уз. Для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала фрикционную муфту заменили гидравлической БД-800/600, правда, с ограниченным эффектом (осталась одна запретная зона). При этом значительно усложнился уход за устройством и снизилась его техническая надежность. Аварийное продувание главного балласта стало возможным производить непосредственно воздухом высокого давления. В результате время всплытия сократилось с 10 до 3 минут, исчез опасный крен. Установили опреснитель производительностью 40 л/ч. Изменения, внесенные в конструкцию глушителей, уменьшили демаскирующее «парение». В систему регенерации воздуха добавили кислородную магистраль, что улучшило ее работу. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Краб». При капитальных ремонтах в конце 30-х годов установили 9-метровые перископы: на ряде подлодок — итальянские, фирмы «Галилео» типа OG-492 с электрическим подъемным устройством винтового типа, на остальных— отечественные, ПА-9 и ПЗ-9. Работу тросовых лебедок удалось сделать менее шумной. Ограждение носовых горизонтальных рулей стало сплошным по всему периметру.
«Щуки» последней модификации заказывались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа «С». На Х-бис серии отказались от ряда не оправдавших себя решений предыдущего проекта — в частности, от гидромуфт; ограждение рубки сделали обычного типа, но более высокое, первое орудие опустили на палубу. Подверглись некоторым изменениям системы воздуха высокого давления и водяная; были улучшены средства связи и наблюдения, снят подводный якорь.
В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разработки проекта модернизации оставшихся лодок V и X серий. Предполагалось во время капитальных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образцу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, установить более современные перископы и аппаратуру, увеличить запас топлива. Из-за недостатка средств, отсутствия производственных мощностей и явно низкой боевой ценности лодок в новых условиях от этих планов отказались. «Щуки» остались доживать свой век в прежнем виде.
Подводные лодки типа «Щ» |
||||||
№ пп. |
Тактический номер |
Номер завода |
Заводской номер |
Дата закладки
|
Дата спуска
|
Дата подписания приемного акта |
X серия |
||||||
1 |
Щ-126 |
194/202 |
297 |
23.07.1934 |
20.04.1935 |
17.10.1936 |
2 |
Щ-127 |
194/202 |
296 |
23.07.1934 |
13.06.1935 |
17.10.1936 |
3 |
Щ-128 |
189/202 |
258 |
07.08.1934 |
09.06.1935 |
31.10.1936 |
4 |
Щ-129 |
194/202 |
298 |
31.12.1934 |
10.10.1935 |
31.10.1936 |
5 |
Щ-130 |
189/202 |
257 |
07.08.1934 |
08.08.1935 |
11.12.1936 |
6 |
Щ-131 |
194/202 |
292 |
23.07.1934 |
04.07.1935 |
11.12.1936 |
7 |
Щ-132 |
194/202 |
299 |
31.12.1934 |
04.07.1935 |
11.12.1936 |
8 |
Щ-133 |
189/202 |
259 |
07.08.1934 |
04.07.1935 |
19.11.1936 |
9 |
Щ-134 |
194/202 |
293 |
23.07.1934 |
04.09.1935 |
27.12.1936 |
10 |
Щ-208 |
200 |
1032 |
18.05.1934 |
07.10.1935 |
16.01.1937 |
11 |
Щ-209 |
200 |
1033 |
25.05.1934 |
02.03.1936 |
31.12.1936 |
12 |
Щ-210 |
200 |
1034 |
03.06.1934 |
13.03.1936 |
31.12.1936 |
13 |
Щ-211 |
200 |
1035 |
03.09.1934 |
03.09.1936 |
05.05.1938 |
14 |
Щ-212 |
200 |
1036 |
18.11.1934 |
29.12.1936 |
31.10.1938 |
15 |
Щ-213 |
200 |
1037 |
04.12.1934 |
13.04.1937 |
31.10.1938 |
16 |
Щ-214 |
200 |
1038 |
13.07.1935 |
23.04.1937 |
04.03.1939 |
17 |
Щ-215 |
200 |
1039 |
27.03.1935 |
11.01.1937 |
30.08.1938 |
18 |
Щ-312/Щ-321/Щ-424 |
189 |
260 |
17.12.1934 |
27.04.1935 |
17.07.1936 |
19 |
Щ-313/Щ-401 |
189 |
253 |
01.12.1934 |
28.06.1935 |
17.07.1936 |
20 |
Щ-313/Щ-421 |
КЗ/112 |
83 |
20.11.1934 |
12.05.1935 |
05.12.1937 |
21 |
Щ-314/Щ-402 |
189 |
254 |
04.12.1934 |
28.06.1936 |
23.09.1936 |
22 |
Щ-314/Щ-422 |
КЗ/1 12 |
84 |
15.12.1934 |
12.04.1935 |
04.12.1937 |
23 |
Щ-315/Щ-403 |
189 |
261 |
25.12.1934 |
31.12.1935 |
26.09.1936 |
24 |
Щ-315/Щ-423 |
КЗ/112/202 |
85 |
17.12.1934 |
27.04.1935 |
05.12.1937 |
25 |
Щ-316/Щ-404 |
189 |
262 |
25.12.1934 |
27.12.1935 |
26.09.1936 |
26 |
Щ-317 |
194 |
295 |
23.07.1934 |
24.09.1935 |
29.09.1936 |
27 |
Щ-318 |
194 |
294 |
23.07.1934 |
11.08.1935 |
12.08.1936 |
28 |
Щ-319 |
194 |
367 |
31.12.1934 |
15.02.1935 |
29.11.1936 |
29 |
Щ-320 |
194 |
368 |
31.12.1934 |
12.02.1935 |
29.11.1936 |
30 |
Щ-322 |
112 |
550/6 |
31.12.1934 |
10.04.1935 |
03.11.1936 |
31 |
Щ-323 |
112 |
550/7 |
31.12.1934 |
10.04.1935 |
03.11.1936 |
32 |
Щ-324 |
112 |
550/8 |
31.12.1934 |
10.04.1935 |
31.10.1936 |
Х-бис серия |
||||||
33 |
Щ-135 |
194/202 |
477 |
26.08.1938 |
21.04.1940 |
01.09.1941 |
34 |
Щ-136 |
194/202 |
478 |
26.08.1938 |
27.04.1940 |
05.09.1941 |
35 |
Щ-137 |
194/202 |
479 |
31.08.1938 |
01.07.1940 |
18.11.1941 |
36 |
Щ-138 |
194/202 |
480 |
28.10.1938 |
22.07.1940 |
30.12.1941 |
37 |
Щ-216 |
200 |
1085 |
23.07.1939 |
30.05.1940 |
17.08.1941 |
38 |
Щ-405 |
194 |
510 |
31.12.1938 |
16.12.1939 |
07.06.1941 |
39 |
Щ-406 |
194 |
511 |
31.12.1938 |
17.12.1939 |
07.06.1941 |
40 |
Щ-407 |
194 |
512 |
23.04.1939 |
04.06.1940 |
10.09.1941 |
41 |
Щ-408 |
194 |
513 |
23.04.1939 |
04.06.1940 |
10.09.1941 |
42 |
Щ-411 |
194 |
546 |
29.06.1940 |
31.05.1941 |
21.07.1945 |
43 |
Щ-412 |
194 |
547 |
29.06.1940 |
31.05.1941 |
15.08.1946 |
44 |
Щ-413 |
194 |
552 |
28.06.1941 |
— |
— |
45 |
Щ-414 |
194 |
553 |
28.06.1941 |
— |
— |
Примечания.
По данным С.С. Бережного и В.И. Дмитриева, Щ-413 и Щ-414 заложены 29.6.1940, что представляется сомнительным, поскольку к 1.7.1941 г. подлодки имели всего по 1,7% технической готовности. Постановлением ГКО от 10.7.1941 их строительство было прекращено, 23.7.1946 они сняты с производства и разобраны на металл. Кроме того, есть информация, что 15.9.1940 в списки кораблей ВМФ были зачислены две подлодки Х-бис серии (возможно, Щ-409 и Щ-410), заложенные на стапеле Мурманской судоверфи НКРП, однако это не подтверждается хранящимися в Государственном архиве РФ документами НКСП.