Последние серийные «щуки»

 

Разработанный в 1933 году проект подвод­ной лодки V-бис-2 серии в целом оказался вполне приемлемым, и «щуки» двух последних серий — X и Х-бис — конструктивно отлича­лись от него совсем незначительно. На «де­сятке» попытались улучшить подводную обте­каемость введением рубки новой формы (так называемого «лимузина»), что не дало ожи­даемых результатов, но привело к сильному заливанию мостика при движении в надвод­ном положении. Были также установлены но­вые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с., в результате чего надводная скорость теорети­чески выросла до 14,1—14,3 уз. Для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала фрикционную муфту заменили гидравли­ческой БД-800/600, правда, с ограниченным эффектом (осталась одна запретная зона). При этом значительно усложнился уход за ус­тройством и снизилась его техническая надеж­ность. Аварийное продувание главного балла­ста стало возможным производить непосред­ственно воздухом высокого давления. В ре­зультате время всплытия сократилось с 10 до 3 минут, исчез опасный крен. Установили оп­реснитель производительностью 40 л/ч. Изме­нения, внесенные в конструкцию глушителей, уменьшили демаскирующее «парение». В сис­тему регенерации воздуха добавили кислород­ную магистраль, что улучшило ее работу. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Краб». При капитальных ремонтах в конце 30-х го­дов установили 9-метровые перископы: на ряде подлодок — итальянские, фирмы «Галилео» типа OG-492 с электрическим подъем­ным устройством винтового типа, на осталь­ных— отечественные, ПА-9 и ПЗ-9. Работу тросовых лебедок удалось сделать менее шум­ной. Ограждение носовых горизонтальных ру­лей стало сплошным по всему периметру.

«Щуки» последней модификации заказы­вались в 1938 году для загрузки верфей на период освоения лодок типа «С». На Х-бис серии отказались от ряда не оправдавших себя решений предыдущего проекта — в част­ности, от гидромуфт; ограждение рубки сде­лали обычного типа, но более высокое, пер­вое орудие опустили на палубу. Подверглись некоторым изменениям системы воздуха вы­сокого давления и водяная; были улучшены средства связи и наблюдения, снят подвод­ный якорь.

В 1947 году в ЦКБ-18 проводились разра­ботки проекта модернизации оставшихся лодок V и X серий. Предполагалось во время капитальных ремонтов установить устройство РДП (шнорхель), переделать рубку по образ­цу лодок новых серий, опустить орудийные площадки до уровня верхней палубы, уста­новить более современные перископы и ап­паратуру, увеличить запас топлива. Из-за не­достатка средств, отсутствия производствен­ных мощностей и явно низкой боевой ценно­сти лодок в новых условиях от этих планов отказались. «Щуки» остались доживать свой век в прежнем виде.

 

Подводные лодки типа «Щ»

пп.

Тактический

номер

Номер

завода

Заводской

номер

Дата закладки

 

Дата спуска

 

Дата подписания

приемного акта

X серия

1

Щ-126

194/202

297

23.07.1934

20.04.1935

17.10.1936

2

Щ-127

194/202

296

23.07.1934

13.06.1935

17.10.1936

3

Щ-128

189/202

258

07.08.1934

09.06.1935

31.10.1936

4

Щ-129

194/202

298

31.12.1934

10.10.1935

31.10.1936

5

Щ-130

189/202

257

07.08.1934

08.08.1935

11.12.1936

6

Щ-131

194/202

292

23.07.1934

04.07.1935

11.12.1936

7

Щ-132

194/202

299

31.12.1934

04.07.1935

11.12.1936

8

Щ-133

189/202

259

07.08.1934

04.07.1935

19.11.1936

9

Щ-134

194/202

293

23.07.1934

04.09.1935

27.12.1936

10

Щ-208

200

1032

18.05.1934

07.10.1935

16.01.1937

11

Щ-209

200

1033

25.05.1934

02.03.1936

31.12.1936

12

Щ-210

200

1034

03.06.1934

13.03.1936

31.12.1936

13

Щ-211

200

1035

03.09.1934

03.09.1936

05.05.1938

14

Щ-212

200

1036

18.11.1934

29.12.1936

31.10.1938

15

Щ-213

200

1037

04.12.1934

13.04.1937

31.10.1938

16

Щ-214

200

1038

13.07.1935

23.04.1937

04.03.1939

17

Щ-215

200

1039

27.03.1935

11.01.1937

30.08.1938

18

Щ-312/Щ-321/Щ-424

189

260

17.12.1934

27.04.1935

17.07.1936

19

Щ-313/Щ-401

189

253

01.12.1934

28.06.1935

17.07.1936

20

Щ-313/Щ-421

КЗ/112

83

20.11.1934

12.05.1935

05.12.1937

21

Щ-314/Щ-402

189

254

04.12.1934

28.06.1936

23.09.1936

22

Щ-314/Щ-422

КЗ/1 12

84

15.12.1934

12.04.1935

04.12.1937

23

Щ-315/Щ-403

189

261

25.12.1934

31.12.1935

26.09.1936

24

Щ-315/Щ-423

КЗ/112/202

85

17.12.1934

27.04.1935

05.12.1937

25

Щ-316/Щ-404

189

262

25.12.1934

27.12.1935

26.09.1936

26

Щ-317

194

295

23.07.1934

24.09.1935

29.09.1936

27

Щ-318

194

294

23.07.1934

11.08.1935

12.08.1936

28

Щ-319

194

367

31.12.1934

15.02.1935

29.11.1936

29

Щ-320

194

368

31.12.1934

12.02.1935

29.11.1936

30

Щ-322

112

550/6

31.12.1934

10.04.1935

03.11.1936

31

Щ-323

112

550/7

31.12.1934

10.04.1935

03.11.1936

32

Щ-324

112

550/8

31.12.1934

10.04.1935

31.10.1936

Х-бис серия

33

Щ-135

194/202

477

26.08.1938

21.04.1940

01.09.1941

34

Щ-136

194/202

478

26.08.1938

27.04.1940

05.09.1941

35

Щ-137

194/202

479

31.08.1938

01.07.1940

18.11.1941

36

Щ-138

194/202

480

28.10.1938

22.07.1940

30.12.1941

37

Щ-216

200

1085

23.07.1939

30.05.1940

17.08.1941

38

Щ-405

194

510

31.12.1938

16.12.1939

07.06.1941

39

Щ-406

194

511

31.12.1938

17.12.1939

07.06.1941

40

Щ-407

194

512

23.04.1939

04.06.1940

10.09.1941

41

Щ-408

194

513

23.04.1939

04.06.1940

10.09.1941

42

Щ-411

194

546

29.06.1940

31.05.1941

21.07.1945

43

Щ-412

194

547

29.06.1940

31.05.1941

15.08.1946

44

Щ-413

194

552

28.06.1941

45

Щ-414

194

553

28.06.1941

Примечания.

По данным С.С. Бережного и В.И. Дмитриева, Щ-413 и Щ-414 заложены 29.6.1940, что представляется сомнительным, поскольку к 1.7.1941 г. подлодки имели всего по 1,7% технической готовности. Постановлением ГКО от 10.7.1941 их строительство было прекращено, 23.7.1946 они сняты с производства и разобраны на металл. Кроме того, есть информация, что 15.9.1940 в списки кораблей ВМФ были зачислены две подлодки Х-бис серии (возможно, Щ-409 и Щ-410), заложенные на стапеле Мурманской судоверфи НКРП, однако это не подтверждается хранящимися в Государственном архиве РФ документами НКСП.