Экспериментальные модификации
Позиционная служба была не единственной задачей, к решению которой могли привлекаться «щуки». Утвержденное заместителем начальника Морских сил РККА И.Лудри 20 мая 1934 года оперативно-техническое задание предусматривало переоборудование лодок V серии в заправщики гидросамолетов. Предполагалось, что лодка сможет снабжать бензином привлекавшиеся к дальней разведке летающие лодки МБР-4 и поплавковые гидросамолеты Р-6А. Для этого создавалась особая система, включавшая расположенные в легком корпусе цистерны на 6 т авиационного бензина, металлическую магистраль для подачи топлива на корму, два отростка с запорными клапанами и гибким шлангом длиной 24 м. Для поддержания шлангов на корме планировалось установить два выстрела длиной 14 м, заваливающихся в походном положении к носу лодки. Концы выстрелов опирались на поплавки. Подача бензина (до 300 л/мин) обеспечивалась системой ВВД. Масло, хранившееся в 30 стандартных 16-литровых бидонах, наливалось вручную. Общий запас был рассчитан на заправку трех Р6-А или семи МБР-4. Оговаривалось требование простоты демонтажа всей системы, применение которой планировалось только для специальных операций. Несомненно, что подобная лодка-заправщик могла бы найти применение на Севере и Тихом океане, однако до реальных работ дело так и не дошло.
В 1934 году рассматривалось предложение по оснащению подлодок типа «Щ» III серии 102-мм динамореактивным орудием системы Курчевского. На лодках V серии планировалась установка пушек калибра 152 мм, как одноствольных, так и спаренных (боекомплект — 50 фугасных и шрапнельных выстрелов весом 35—40 кг; дальность стрельбы 60 кбт при угле возвышения 30°, скорострельность 8 выстр./мин, расчет 6 человек), для стрельбы по береговым объектам, а также по небольшим боевым и транспортным кораблям противника. Быстро выявилась малая практическая пригодность (большие и тяжелые снаряды не проходили по габаритам, заряжание получилось раздельным) этой идеи, и до испытаний на лодках дело не дошло.
В середине 1941 года техническое бюро завода № 202 им.Ворошилова («Дальзавод») во Владивостоке по личной инициативе А.П.Соловьева, Л.В.Калачевой и В.Г.Желтовского разработало технический, а затем и рабочий проект «бортового минного устройства», с возможностью его установки на подводной лодке любого типа. В качестве примера служила подводная лодка типа «Щ» V серии. По мысли разработчиков, их система обеспечивала возможность приема 40 мин типа ПЛТ. Конструкция была предельно простой: мины закреплялись на бортах лодки специальными тросовыми бугелями. Длина бугелей могла регулироваться винтовыми талрепами. Нижние концы крепились к специальным подушкам, а верхние зажимались гаками устройства, приводимого в действие изнутри лодки. Для отдачи мин через систему конических шестерен поворачивали вал, освобождая верхние концы бугелей. Мины, группами по пять, отделялись от лодки и приводились в боевое положение.
Особую ценность должна была предоставлять возможность установки и демонтажа устройства силами экипажа, стационарным был только вал сбрасывающего устройства, закрытый кожухом. Подушки и бугели предполагалось монтировать за час-полтора, запас мин принимать не больше, чем за пять часов. Съемные части могли храниться как на береговой базе, так и на лодке. Чтобы скрыть мины от посторонних глаз, предлагалось закрывать их окрашенным брезентом. Для снижения сопротивления в носовой и кормовой частях устанавливались небольшие обтекатели. Общий вес съемных частей составлял 2,2 т, привода с кожухом — 3,7 т, комплекта мин — 33,6 т. Утверждалось, что мины будут безопасны при любых кренах и дифферентах лодки, в надводном и подводном положении. Не рекомендовалось ходить самым полным надводным ходом, предельная величина волнения устанавливалась в 10 баллов. Сброс мин мог производиться в любой последовательности. При постановке рекомендовалось выдерживать дифферент не более 2— 3°, а крен в пределах 1—1,5°. В подводном положении не рекомендовалось идти экономическим ходом — оптимальными признавались 5—6 узлов. После сброса мин следовало производить выравнивание дифферента.
Работа над проектом закончилась 28 июля 1941 года. В следующем году были изготовлены детали и узлы бортового минного устройства. Его монтаж на подводной лодке Щ-101, проведение швартовых, заводских и ходовых испытаний завершились к весне 1944-го. Несмотря на положительные результаты испытаний, система распространения не получила и в боевых действиях не применялась. Однако в 1946 году автор проекта А.П.Соловьев за эту разработку получил Сталинскую премию III степени.
После войны проходило испытания любопытное устройство, получившее название БСПК (борьба с преследующими кораблями), выбрасывающее с подлодки малые плавающие мины. Оно создавалось в ЦКБ-18 под руководством С.А.Егорова с 1941 года. Образец мины ПЛТ-4, имевшей диаметр 533 мм, массу заряда 30—40 кг, углубление 1—2 м, время плавания до полутора суток, глубину выпуска от 10 до 100 м, был создан в ЦКБ-36. Постановку предполагалось производить из труб, идущих вдоль корпуса лодки. Боекомплект составлял 40 штук. В апреле 1945-го проект был утвержден. В 1949 году на «Дальзаводе» изготовили это устройство и смонтировали его на Щ-132 (X серии). Испытания не дали положительных результатов. Через год БСПК в переработанном виде подвергли испытаниям сначала на стенде, а затем вновь на лодке. Устройство показало надежную работу, но оказалось совершенно невостребованным на субмаринах нового типа.