Щ-322

 

Щ-322 (капитан-лейтенант В.А.Полещук) оказалась единственной «щукой», действо­вавшей в ходе войны в Финском заливе. Ве­чером 29 ноября подлодка вышла на позицию южнее Хельсинки. Патрулирование осуществ­лялось только в дневное время, поскольку ночью, опасаясь встречи в момент зарядки с дозорными кораблями, субмарина отходила к эстонскому побережью. Утром 2 декабря приказом командующего КБФ корабль отозва­ли в базу. Причиной отдачи данного указания стал рейс германского парохода «Донау», пе­ревозившего из Хельсинки в Таллин персо­нал советского посольства. Как показали дальнейшие события, подобные предосто­рожности оказались далеко не лишними...

7 декабря Советский Союз объявил о бло­каде побережья Финляндии, и на следующий день Щ-322 вновь направилась на подходы к Хельсинки. Как выяснилось впоследствии, сообщенные Полещуку границы блокадной зоны из-за ошибки связистов не соответство­вали действительности и включали район его позиции, чего на самом деле не было. На практике это означало, что в районе крейсер­ства продолжалось плавание нейтральных судов, в то время как командир Щ-322 руко­водствовался правилами «неограниченной подводной войны». Это не могло не наложить отпечатка на результаты похода. В первую же ночь Полещук попытался атаковать шедший в западном направлении транспорт, но из-за невыгодного курсового угла и обмерзания пу­шек потерпел неудачу. Вечером 10 декабря ситуация повторилась, но здесь командир проявил настойчивость. Не добившись от суд­на (как выяснилось впоследствии — герман­ского парохода «Рейнбек», 2804 брт) ответа, «щука» начала преследование, продолжав­шееся более часа (Напомним, что в ходе советско-финляндской войны Германия сохраняла нейтралитет, по сути являясь ско­рее союзником СССР, чем его противником). Подозрение, что обнару­женный пароход принадлежит противнику, усилилось, когда на глазах у подводников пре­следуемый не ответил на запрос, сделанный с шедшего встречным курсом другого герман­ского транспорта. Видимо, верхняя вахта «Рейнбека» несла службу спустя рукава, что окончательно предопределило трагический финал. С большим трудом нашей лодке уда­лось обогнать шедшее 11-узловым ходом суд­но и занять позицию для залпа. Торпеда, вы­пущенная с дистанции 6—7 кбт, разворотила правый борт парохода, после чего он менее чем через 2 минуты скрылся под водой. Спас­шихся не было. Кто стал жертвой Щ-322, вы­яснилось только спустя неделю, когда эстон­ские рыбаки обнаружили спасательные шлюп­ки и тела немецких моряков. Через полтора дня боевой счет «щуки» едва не пополнился похожей «победой». Не добившись от герман­ского транспорта «Хельга Беге» (2181 брт) ответа, Полещук выпустил торпеду, прошед­шую мимо цели. Посчитав, что одной торпе­ды для парохода более чем достаточно, ко­мандир решил расстрелять жертву артилле­рией, но осуществить это оказалось весьма сложно. Замки орудий замерзли и отпаривать их пришлось принесенным с камбуза кипят­ком. В итоге «щука» открыла огонь и успела добиться четырех попаданий, прежде чем «немец» застопорил ход. Инцидент был ис­черпан, но 15-го командование КБФ предпоч­ло отозвать субмарину в базу.

В период между 27 декабря и 14 января Щ-322 посылалась на позицию № 8 севернее Богшера. Пребывание здесь оказалось без­результатным. Остаток войны лодка провела в Таллине.