Щ-317
К началу войны Щ-317 (командир — капитан 3 ранга А.Г.Андронов) находилась в Таллине на среднем ремонте. Заканчивать его пришлось уже в Кронштадте, поэтому готовность лодки отодвинулась на осень. В сентябре—октябре (28.9 — 16.10.1941) субмарина осуществляла патрулирование в восточной части Финского залива, но как только выяснилось, что германский флот не планирует выходов в этот весьма миноопасный район, командование КБФ приняло решение развернуть подводные силы в открытой части Балтики.
Вечером 2 ноября Щ-317 вышла на позицию в районе о. Эланд. По плану она должна была форсировать Финский залив за тралами направлявшегося на Ханко конвоя. Местом рандеву определили остров Гогланд, куда подлодка прибыла на несколько часов раньше судов. Андронов принял решение дожидаться конвоя лежа на грунте, что и предопределило дальнейшее развитие событий. Услышав шумы винтов, «щука» всплыла и тут же была обстреляна малыми охотниками эскорта. До того, как командиры разобрались в ситуации, один из 45-мм снарядов пробил прочный корпус подлодки в районе 28—29 шпангоутов. В довершение всего, при входе в бухту Суркюля из-за возникшего замыкания в цепи освещения выключились батарейные автоматы. Перепутав в темноте задний ход с передним, дизелисты загнали субмарину на камни... После всего этого «щуке» пришлось вернуться в Ленинград для ремонта, который в условиях блокадной зимы затянулся до начала 1942 года. За это время на лодке сменилось командование. Андронов перешел на крейсерскую К-51, а его место занял капитан-лейтенант Н.К.Мохов, командовавший ранее расформированным дивизионом «малюток». К весне лодка была полностью готова к выходу на коммуникации противника и включена в состав 1-го эшелона. Единственной проблемой оставалась подготовка нового командира, ранее не служившего на «щуках». Обеспечивать его действия предстояло опытному подводнику комдиву В.А.Егорову. В ночь на 6 июня субмарина перешла в Кронштадт, а вечером 11-го покинула бухту Норра-Каппельлах (о. Лавенсари), начав поход в район шведского порта Карлскрона. В ночь на 16 июня Мохов сообщил о выходе в открытое море. Сразу же после этого поступило донесение о первой победе — потоплении в районе о. Богшер финского транспорта «Арго» (2513 брт). 14 членов его экипажа, уцелевшие после атаки, пересели в спасательные плотики, которые вскоре обнаружил и взял на буксир шведский пароход «Улла». Продолжая движение на позицию, вечером 18 июня Мохов торпедировал одиночное датское судно «Орион» (2405 брт). Хотя сразу после взрыва экипаж в панике покинул транспорт, «Орион» не затонул, а был отбуксирован шведами в Висбю, где при обследовании обнаружились детали торпеды советского производства. Весть о том, что русская подлодка действует в открытой части Балтики, мгновенно разнеслась по скандинавским информационным агентствам и стала неприятным сюрпризом для немецкого командования. Пока нейтралы и противник разрабатывали комплекс необходимых мер, в полдень 22 июня Щ-317 потопила у восточного побережья Эланда шведский пароход «Ада Гортон» (2399 брт). Возможно, на судне отсутствовали марки нейтралитета, поскольку оно шло в Германию с грузом военной контрабанды — железной руды. Нападение произошло в шведских территориальных водах, на глазах у артиллеристов береговой батареи, видевших торпедный след и показавшуюся из воды рубку подлодки. После этого случая командование шведского флота отдало приказ, разрешавший атаки любых обнаруженных подводных лодок как в территориальных водах страны, так и за ее пределами, если они угрожают шведским судам. Еще до выхода этого распоряжения, 1 июля «щука» успела неудачно атаковать у Эланда шведский транспорт «Галеон». Продежурив у южного входа в пролив Кальмарзунд еще несколько дней и не добившись новых побед, Мохов перешел к Карлскроне, где в течение 8 июля безрезультатно атаковал еще одно шведское судно, а затем потопил германский пароход «Отто Корде» (966 брт). По всей вероятности, данный успех был достигнут последней имевшейся на лодке торпедой. Словно догадываясь об этом, командование бригады отправило радиограмму с требованием немедленно доложить обстановку. Последнее сообщение Мохова гласило: «Утопил 5 транспортов противника водоизмещением 46 тыс.тонн. Торпед не имею. Прошу сообщить позицию С-4». Ответная передача с разрешением начать возвращение «домой» ушла в ночь на 11-е, после чего связь с лодкой прервалась. Сказать, где и как погибла Щ-317, очень сложно. Наиболее вероятной принято считать версию, согласно которой прорывавшаяся через Финский залив подлодка была обнаружена финским самолетом по следу вытекавшего соляра и уничтожена бомбами. По сообщениям немецких летчиков, они также бомбили некую подводную лодку. Наконец, нужно учитывать и многочисленные мины. Впрочем, нет никакой уверенности и в том, что «щука» погибла в Финском заливе — о начале его форсирования она так и не донесла. Периодически возникающие слухи о том, что Щ-317 найдена, не имели ни одного официального подтверждения, а это означает, что место гибели лодки, совершившей один из наиболее ярких и результативных подводных рейдов на Балтике, остается неизвестным.