Щ-318

 

После окончания ремонта Щ-318 (капитан 3 ранга В.К.Афанасьев) находилась в Крон­штадте, в готовности к боевому походу. Таллиннская трагедия, наступление немцев на Ленин­град, налеты и обстрелы Кронштадта (в этот период лодка дважды — 26 сентября и 2 ок­тября — получала легкие повреждения) не дали возможности выйти в море раньше кон­ца октября. Позицией «щуки» должно было стать Аландское море, но достигнуть его ей так и не удалось. Утром 27 октября, спустя 11,5 часа после выхода из базы субмарина внезапно вылетела на камни у южной оконеч­ности острова Гогланд. Так закончилась по­пытка форсировать восточную часть Финско­го залива на полной скорости в ночное время при полном отсутствии навигационных ориен­тиров. Для снятия корабля потребовалась помощь трех тральщиков, сопроводивших тяжело поврежденную подлодку в Кронштадт. С этого момента Щ-318 начала преследовать серия неудач, хотя в конечном итоге субма­рина оказалась одной из немногих «щук», переживших войну. В кампании 1942 года она не приняла участия из-за того, что 13 октяб­ря ударилась о бык Володарского моста. Еще раньше, в августе, когда выяснилось, что ре­монт затягивается, весь экипаж был переве­ден на Щ-407. Новым командиром стал капи­тан 3 ранга Н.Н.Бутышкин, которого, в свою очередь, сменил в мае 1943 года капитан 3 ранга Л.А.Лошкарев. 8 октября того же года взорвавшийся на Кронштадтском рейде сна­ряд повредил осколками легкий корпус «щуки». Лишь в следующем году подлодке довелось принять участие в боевых действиях.

Первый поход Щ-318 в район Либавы (5.10— 19.11.1944) трудно назвать удачным. Фактически командир и экипаж лодки, не имевшие боевого опыта (Лошкарев, правда, участвовал в походе С-12 в 1942 году в каче­стве вахтенного офицера), повторили те же ошибки, которые экипажи других субмарин совершали в 1941-м. Здесь и неумение управлять лодкой в торпедной атаке, и несоб­людение правил эксплуатации и обслужива­ния механизмов. Так, из-за неперекрытого клапана замещения соляра в топливной цис­терне в находящемся внутри прочного корпу­са расходном баке появилась трещина. Из 20 встреч с одиночными и групповыми целями Лошкареву удалось лишь трижды выйти в торпедные атаки (15, 29 октября и 4 ноября). В половине случаев их срыв объяснялся от­казом тех или иных приборов и механизмов, что, в свою очередь, было следствием пло­хой подготовки личного состава. Вопреки док­ладу о потоплении одного транспорта, реаль­но счет лодки так и остался не открыт — на­блюдавшийся командиром взрыв торпед про­изошел из-за преждевременного срабатыва­ния взрывателей НВС. За длительным похо­дом последовал ремонт. Вновь выйти в море удалось вечером 12 января 1945 года. Район действий находился на южных подступах к Либаве. За время, которое Щ-318 простояла в ремонте, противник значительно усилил свою базовую ПЛО. Все это создавало допол­нительные трудности, поскольку искавшая конвои ночью в надводном положении «щука» легко могла превратиться из охотника в жерт­ву. Несколько первых встреч с караванами ока­зались безрезультатны, но поздним вечером 4 февраля Лошкарев трехторпедным залпом отправил на дно танкер «Хиддензее» (643 брт). Других побед, к сожалению, добиться не уда­лось. Ранним утром 10 февраля командир обнаружил внезапно вынырнувший из темно­ты катер, который, заметив лодку, сразу же устремился на таран. Уклониться от столкно­вения не удалось, и в момент погружения суб­марину потряс сильнейший удар. Всплыв спу­стя час в надводное положение, подводники смогли полностью оценить картину разруше­ний: перебиты приводы управления кормовы­ми горизонтальными рулями, повреждены сами рули, вертикальный руль и торпедный аппарат № 6, кормовая оконечность легкого корпуса длиной 4 м свисала вниз, удерживае­мая исключительно нижними продольными связями. Что за корабль нанес ей такие по­вреждения, остается невыясненным по сей день. Согласно предположениям многих исто­риков, это был вспомогательный прерыватель минных заграждений «Аммерланд» (2452 брт), значащийся затонувшим в результате столк­новения с эскортным кораблем в тот самый день и примерно в том же месте, где Щ-318 подверглась тарану. Но при этом остается много вопросов: во-первых, мог ли этот срав­нительно крупный корабль совершать пере­ход в одиночку, поскольку акустики лодки ни­каких дополнительных шумов не слышали; во-вторых, представляется сомнительным, что­бы судно подобного размера смогло затонуть из-за повреждений, полученных при нанесе­нии таранного удара по легкому корпусу суб­марины. Что касается Щ-318, то она, управ­ляясь винтами, носовыми рулями и измене­нием балласта, 14 февраля вернулась в Тур­ку. Ремонт корабля затянулся до 11 мая.