Щ-318
После окончания ремонта Щ-318 (капитан 3 ранга В.К.Афанасьев) находилась в Кронштадте, в готовности к боевому походу. Таллиннская трагедия, наступление немцев на Ленинград, налеты и обстрелы Кронштадта (в этот период лодка дважды — 26 сентября и 2 октября — получала легкие повреждения) не дали возможности выйти в море раньше конца октября. Позицией «щуки» должно было стать Аландское море, но достигнуть его ей так и не удалось. Утром 27 октября, спустя 11,5 часа после выхода из базы субмарина внезапно вылетела на камни у южной оконечности острова Гогланд. Так закончилась попытка форсировать восточную часть Финского залива на полной скорости в ночное время при полном отсутствии навигационных ориентиров. Для снятия корабля потребовалась помощь трех тральщиков, сопроводивших тяжело поврежденную подлодку в Кронштадт. С этого момента Щ-318 начала преследовать серия неудач, хотя в конечном итоге субмарина оказалась одной из немногих «щук», переживших войну. В кампании 1942 года она не приняла участия из-за того, что 13 октября ударилась о бык Володарского моста. Еще раньше, в августе, когда выяснилось, что ремонт затягивается, весь экипаж был переведен на Щ-407. Новым командиром стал капитан 3 ранга Н.Н.Бутышкин, которого, в свою очередь, сменил в мае 1943 года капитан 3 ранга Л.А.Лошкарев. 8 октября того же года взорвавшийся на Кронштадтском рейде снаряд повредил осколками легкий корпус «щуки». Лишь в следующем году подлодке довелось принять участие в боевых действиях.
Первый поход Щ-318 в район Либавы (5.10— 19.11.1944) трудно назвать удачным. Фактически командир и экипаж лодки, не имевшие боевого опыта (Лошкарев, правда, участвовал в походе С-12 в 1942 году в качестве вахтенного офицера), повторили те же ошибки, которые экипажи других субмарин совершали в 1941-м. Здесь и неумение управлять лодкой в торпедной атаке, и несоблюдение правил эксплуатации и обслуживания механизмов. Так, из-за неперекрытого клапана замещения соляра в топливной цистерне в находящемся внутри прочного корпуса расходном баке появилась трещина. Из 20 встреч с одиночными и групповыми целями Лошкареву удалось лишь трижды выйти в торпедные атаки (15, 29 октября и 4 ноября). В половине случаев их срыв объяснялся отказом тех или иных приборов и механизмов, что, в свою очередь, было следствием плохой подготовки личного состава. Вопреки докладу о потоплении одного транспорта, реально счет лодки так и остался не открыт — наблюдавшийся командиром взрыв торпед произошел из-за преждевременного срабатывания взрывателей НВС. За длительным походом последовал ремонт. Вновь выйти в море удалось вечером 12 января 1945 года. Район действий находился на южных подступах к Либаве. За время, которое Щ-318 простояла в ремонте, противник значительно усилил свою базовую ПЛО. Все это создавало дополнительные трудности, поскольку искавшая конвои ночью в надводном положении «щука» легко могла превратиться из охотника в жертву. Несколько первых встреч с караванами оказались безрезультатны, но поздним вечером 4 февраля Лошкарев трехторпедным залпом отправил на дно танкер «Хиддензее» (643 брт). Других побед, к сожалению, добиться не удалось. Ранним утром 10 февраля командир обнаружил внезапно вынырнувший из темноты катер, который, заметив лодку, сразу же устремился на таран. Уклониться от столкновения не удалось, и в момент погружения субмарину потряс сильнейший удар. Всплыв спустя час в надводное положение, подводники смогли полностью оценить картину разрушений: перебиты приводы управления кормовыми горизонтальными рулями, повреждены сами рули, вертикальный руль и торпедный аппарат № 6, кормовая оконечность легкого корпуса длиной 4 м свисала вниз, удерживаемая исключительно нижними продольными связями. Что за корабль нанес ей такие повреждения, остается невыясненным по сей день. Согласно предположениям многих историков, это был вспомогательный прерыватель минных заграждений «Аммерланд» (2452 брт), значащийся затонувшим в результате столкновения с эскортным кораблем в тот самый день и примерно в том же месте, где Щ-318 подверглась тарану. Но при этом остается много вопросов: во-первых, мог ли этот сравнительно крупный корабль совершать переход в одиночку, поскольку акустики лодки никаких дополнительных шумов не слышали; во-вторых, представляется сомнительным, чтобы судно подобного размера смогло затонуть из-за повреждений, полученных при нанесении таранного удара по легкому корпусу субмарины. Что касается Щ-318, то она, управляясь винтами, носовыми рулями и изменением балласта, 14 февраля вернулась в Турку. Ремонт корабля затянулся до 11 мая.