Щ-320

 

Щ-320 (капитан-лейтенант И.М.Вишневс­кий) стала второй подводной лодкой КБФ, которой предстояло на практике проверить воз­можность прорыва в Балтийское море после оставления Таллина. Вечером 20 сентября 1941 года она покинула Кронштадт и спустя 2,5 суток закончила форсирование Финского залива. Далее ее маршрут пролегал к север­ной части Данцигской бухты, где перекрещи­валось сразу несколько важных вражеских коммуникаций. Цели не заставили себя ждать, и днем 26-го Вишневский выпустил с рассто­яния 12 кбт одиночную торпеду по неохраня­емому транспорту. Спустя две минуты после­довал глухой взрыв. Через 17 минут, чтобы окончательно убедиться в победе, Вишневс­кий поднял перископ и обнаружил другой транспорт, окруженный множеством шлюпок. Хотя зарубежные историки так и не нашли в своих архивах подтверждений результатов этой атаки, сам способ, которым она произ­водилась, имел весьма небольшой шанс на успех. Это соотносится и с результатами атак 1 и 13 октября по другим одиночным транс­портам, хотя, возможно, в последних двух слу­чаях торпеды, имевшие трехметровую установ­ку глубины, прошли под целями (весьма веро­ятно — рыболовными траулерами). С этим походом связан случай беспрецедентного на­рушения правил ведения радиосвязи. Соглас­но официальной версии, командир БЧ-1-4 лей­тенант Трубицын не передал своим радистам новые радиоданные, в результате чего в те­чение всего похода лодка выходила в эфир не на той частоте, на какой следовало. Не дождавшись донесения об окончании форси­рования залива, командование включило «щуку» в список погибших и задержало раз­вертывание других лодок. Как выяснилось пос­ле прибытия 25 октября в Кронштадт, из вось­ми радиограмм Вишневского случайно оказа­лась принята лишь одна. То же происходило и на подлодке, но там быстро вычислили волну передающей станции. В истинности всей этой версии есть определенные сомнения, посколь­ку ни одного сообщения не было принято и с вышедшей одновременно Щ-319. Таким обра­зом, есть основания считать, что истинными виновниками отсутствия связи с лодками были флагманские связисты БПЛ...

В оставшиеся недели навигации 1941 года «щука» простояла в навигационном ремонте, но к началу кампании 1942-го она оказалась одной из самых подготовленных и технически надежных подлодок бригады. 11 июня Щ-320 перешла из Ленинграда в Кронштадт, в ночь на 14-е — к Лавенсари и тем же вечером убы­ла в район Мемель — Либава. Днем 16 июня, уже на финальном этапе форсирования, Виш­невский обнаружил транспорт, по которому выпустил две торпеды. Одна из них взорва­лась, не дойдя до цели, так что плавбаза ка­теров-тральщиков MRS-12 не пострадала. Интересно отметить, что в течение предыду­щих суток плавбаза подверглась двум безус­пешным атакам Щ-304, и теперь противник организовал настоящую охоту на русские суб­марины в устье залива. В течение двух суток лодку Вишневского спорадически атаковали вражеские самолеты и катера, но ей удалось закончить форсирование без существенных повреждений. Щ-320 сначала патрулировала довольно далеко от берега, но, осознав свой промах, Вишневский сразу же добился побе­ды, потопив днем 5 июля германское судно «Анна Катрин Фрицен» (677 брт). Сразу после этого немецкое командование дало указание всем судам ходить с огибанием береговой черты по минимальной возможной изобате глубин. Поэтому несколько атак «щуки» со­рвалось из-за мелководья, а пара торпед, направленных в борт транспорта «Гудрун», была выпущена с такой дистанции, что судно без труда смогло уклониться (на лодке слы­шали взрыв торпеды на берегу). Вскоре Виш­невскому пришлось возвращаться в базу — заканчивались запасы топлива и продоволь­ствия. Днем 27 июля Щ-320 самостоятельно вошла в бухту Норре-Каппельлахт на о. Ла­венсари. За поход, в ходе которого по доне­сению командира «щука» утопила три транс­порта, экипаж был награжден орденами и медалями (Вишневский — орденом Ленина), а корабль (23.10.1942) — орденом Красного Знамени. Однако узнать об этом радостном событии подводникам не довелось. «Щука», включенная в состав «третьего эшелона», в ночь на 2 октября была отпущена эскортом в точке погружения на восточном гогландском плесе. Далее лодке предстояло форсировать залив и занять позицию западнее Борнхоль­ма. Справиться с этой задачей ей не уда­лось — субмарина так ни разу и не вышла на связь, а это почти наверняка доказывает, что она погибла на одном из минных заграждений.