Щ-322

 

Подлодка (капитан 3 ранга В.А.Ермилов) закончила средний ремонт за неделю до на­чала войны и из-за длительного перерыва в боевой подготовке находилась в так называ­емом «организационном периоде». Но из-за нехватки субмарин ее 13 июля отправили в район северо-восточнее Готланда, через ко­торый, по мнению штабистов, в Финский за­лив должно было проследовать гипотетичес­кое соединение крупных кораблей противни­ка. Незадолго до окончания безрезультатно­го крейсерства командование направило лод­ку к Либаве, где она лишь в одном случае обнаружила вражеские транспорты, но не смогла атаковать их из-за мелководья. Вече­ром 3 августа «щука» ошвартовалась в Триги. Эта якорная стоянка на северном побере­жье острова Саарема являлась маневренной базой подводных сил КБФ, с которой осуще­ствлялось их развертывание в открытой час­ти Балтики. Противник быстро раскрыл ее значение и начал ежедневные воздушные налеты и минирование мелководных фарва­теров. Из-за необходимости траления некон­тактных мин Щ-322 простояла в Триги 9 суток, счастливо избежав многочисленных опас­ностей. Судьба оказалась благосклонна к эки­пажу лодки при возвращении в Таллин и при знаменитом переходе в Кронштадт. Во время сентябрьских бомбежек и обстрелов корабль получил некоторые повреждения, но не на­столько существенные, чтобы помешать но­вому походу. После развертывания Щ-319 и Щ-320 командование БПЛ пришло к выводу о том, что основным препятствием при форси­ровании Финского залива является минное поле у мыса Юминда-Нина, переход через которое мог быть обеспечен в ночное время несколькими быстроходными тральщиками. Прорывавшаяся группа состояла из Щ-323, Щ-322 и С-8. Лодки самостоятельно перешли из Кронштадта к острову Гогланд, а в ночь на 11 октября, уже в едином ордере с пятью БТЩ и шестью малыми охотниками взяли курс к находившемуся северо-восточнее Таллина о. Кэри. На этот раз удача отвернулась от эки­пажа «щуки». В самом начале похода она вре­залась в борт МО-310 (19.10.1941 затонул от поступления воды в бухте Суркюлля), но не получила при этом заметных повреждении. Вскоре выяснилось, что 12-узловой ход ве­лик для 322-й, но даже после того, как кара­ван снизил скорость до 11 узлов, отставание продолжало увеличиваться. В 2.30 отряд до­стиг меридиана Кэри, и Щ-323 с С-8 пошли на запад своим ходом, а тральщики легли на обратный курс. Вскоре они встретили Щ-322, двигавшуюся во встречном направлении чуть севернее протраленного фарватера. Спустя некоторое время за кормой тральщиков про­гремел взрыв. Имел ли он отношение к судь­бе «щуки», которая пропала без вести, так ни разу и не выйдя на связь, может показать только подводное обследование западной части Финского залива.