Щ-406

 

Щ-406 (капитан-лейтенант В.В.Максимов) стала первой «щукой» Х-бис серии КБФ, при­нявшей участие в боевых действиях на Бал­тике. В свой первый поход она вышла уже 13 июля 1941 года — ровно через 15 суток пос­ле вступления в строй. До конца месяца суб­марина безуспешно патрулировала на пози­ции в районе шведского порта Карлскрона, а затем вернулась в Триги. Осознавая, по-ви­димому, свою недостаточную подготовлен­ность, Максимов держался вдали от берега и редко всплывал под перископ. 5 августа лод­ка вернулась в Кронштадт, но ее подготовка к очередному походу затянулась до конца октяб­ря. Одной из причин задержки стала смена командира — «щуку» принял капитан-лейте­нант Е.Я.Осипов. Он возглавил экипаж 406-й после длительного перерыва в плавании на подлодках, но ему удалось превратить коман­ду в слаженно работающий механизм. Все это подтвердилось в первом же походе в кампанию 1942 года. В ночь на 24 июня субмарина покинула Лавенсари и начала полное опас­ности движение к стокгольмским шхерам. При прорыве она не раз попадала под удары сто­рожевых катеров и авиации, но смогла без серьезных повреждений выйти в открытую часть Балтики. С 4 по 8 июля лодка действо­вала в Норчепингской бухте. Прежде в этом районе «поработала» Щ-317, так что Осипов попал в настоящий «растревоженный улей». Шведы ввели конвоирование своих судов и лишь самые отчаянные шкиперы осмелива­лись ходить без эскорта. Первая атака состо­ялась утром 6 июля, когда командир дал не­удачный залп по германскому транспорту, шедшему под охраной шведских боевых ко­раблей. Торпеды взорвались у берега о. Геддан, после чего сторожевик «Капарен» также безуспешно контратаковал лодку. На следу­ющий день Осипов снова промахнулся по кон­вою, но вечером 8-го, наконец-то, сумел от­крыть боевой счет. Одиночная торпеда пора­зила германскую парусно-моторную шхуну «Фидес» (545 брт), которая, несмотря на тя­желые повреждения, сумела остаться на пла­ву благодаря перевозившимся бревнам. В последующие сутки по приказу командования субмарина перешла в район между стокголь­мскими шхерами и Аландскими островами. Условия для атак здесь оказались намного хуже из-за наличия обширных прибрежных мелководных районов. Выпустить торпеды Осипову удалось лишь 22 и 25 июля, однако зарубежные историки до сих пор молчат по поводу результатов этих атак. Израсходовав запасы топлива и провизии, 28 июля коман­дир начал возвращение в базу. Глубинная бомба, сброшенная финским катером 1 авгу­ста, чуть было не уничтожила Щ-406. В ночь на 3 августа подлодка прибыла в Нарвский залив, но из-за неудовлетворительной органи­зации встречи со стороны командования Ост­ровного района ожидание эскорта затянулось на трое суток. В конце концов субмарину об­наружили немецкие тральщики, доставившие экипажу еще несколько неприятных часов. В ночь на 8-е, так и не дождавшись сопровожде­ния, Осипов сам пришел на рейд Лавенсари, а затем — в Кронштадт, где до середины ок­тября «щука» проходила интенсивный ремонт. За этот поход Осипову присвоили звание Ге­роя Советского Союза, а подлодке — орден Красного Знамени (оба награждения были объявлены 23 октября 1942 года).

В тот момент, когда радио объявило об этих радостных событиях, Щ-406 во второй раз прорывалась через Финский залив. Еще в ночь на 21-е она перешла к Лавенсари и без промедления направилась в Данцигскую бухту. На этот раз миновать залив удалось без происшествий, и к утру 26-го Осипов достиг м. Брюстерорт. Вечером тех же суток командир атаковал пароход из надводного положе­ния (два залпа по две торпеды; после перво­го наблюдалось попадание и сильный крен цели), но ни объект атаки, ни ее результат неизвестен до сих пор. Днем 28-го одна тор­педа прошла мимо шведского транспорта. Обнаружив вечером очередную цель, Осипов сделал два безуспешных залпа, но на третий раз торпеда все же попала. Подойдя к месту потопления, лодка подняла на борт семь чле­нов экипажа парохода, оказавшегося швед­ским «Бенгт Стуре» (872 брт; перевозил уголь в Швецию). Свою последнюю торпеду Осипов выпустил вечером 1 ноября, потопив ею фин­ский транспорт «Агнес» (2983 брт). Возвра­щение прошло без происшествий, если не считать двукратного задевания минрепов заграждения «Зееигель». 7 ноября лодка ока­залась в бухте Лавенсари, а 9-го — в Крон­штадте. Щ-406 стала одной из четырех суб­марин КБФ, дважды выходивших в боевые по­ходы на коммуникации противника в течение 1942 года и одной из двух (вторая — Л-3"), кто из этих походов вернулся.

23—25 мая 1943 года подлодка перешла к Лавенсари и в ночь на 29-е начала свой по­следний поход. Больше о «щуке» никто не слы­шал, за исключением, возможно, гидроакусти­ков противника. В последние дни месяца вра­жеские противолодочные силы провели ряд атак, направленных против действовавших в это время в заливе Щ-303, Щ-408 и Щ-406. Не менее вероятной кажется и версия гибели на мине, число которых в Финском заливе к это­му моменту превышало 20 тысяч штук!