Щ-407
Значительный объем незавершенных монтажных работ не дал командованию послать Щ-407 (капитан-лейтенант П.А.Морозов) в море в течение лета и осени 1941 года. Учтя предыдущие ошибки, руководство БПЛ решило получше подготовить команду «щуки». В ночь на 13 августа 1942 года субмарина перешла к Лавенсари, где задержалась на пять суток из-за отсутствия сил обеспечения. В конце концов в точку погружения она вышла в сопровождении пяти катеров-тральщиков, штурманские приборы которых были весьма примитивными. Это вкупе с ошибками в счислении пройденного пути на самой «щуке» привело к тому, что расхождение между запланированной и реальной точками погружения субмарины составило две мили, о чем стало известно лишь по прошествии нескольких часов хода в подводном положении, когда корабль сел на камни у банки Викола. При этом пострадала обшивка топливно-балластных цистерн. На поверхности сразу же появилось характерное пятно (кстати, Афанасьев до конца похода не подозревал о наличии следа за лодкой), ориентируясь по которому, пролетавший финский самолет сбросил две бомбы. Видимых повреждений это не вызвало, но многие приборы вышли из строя. В дальнейшем Афанасьеву удалось избежать подобных встреч и днем 21-го завершить форсирование залива. Спустя двое суток субмарина подошла к Готланду, чтобы уточнить счисление. Каково же было удивление командира, когда он впервые решил посмотреть в перископы и обнаружил, что оба они неисправны из-за нарушения герметичности оптической системы— бомбардировка все же не прошла даром. И несмотря на это, моряки решили не возвращаться в базу, а действовать на позиции между Либавой и Мемелем по ночам, в надводном положении. Увы, использование тактики германских подводников в условиях балтийского театра не принесло никакого успеха. В первой же атаке в ночь на 27 августа Афанасьев попытался торпедировать германское судно-ловушку № 47, которое контратаковало лодку и сумело добиться нескольких попаданий из автоматической пушки в ограждение рубки и тумбу перископов. После этого случая командир стал действовать гораздо осторожнее и при ночном обнаружении неопознанных кораблей старался уклониться от них. В этих условиях дальнейшее нахождение на позиции теряло всякий смысл, и 22 сентября командование отозвало лодку в базу. Утром 25 сентября в северной части Юминданинского минного поля субмарина подорвалась на противотральной трубке КА мины ЕМС. В результате взрыва, произошедшего в 27—30 м выше корпуса, вышли из строя носовые горизонтальные рули, а через разошедшиеся сварные швы лодка начала принимать около 5 т воды в час. Экипаж мужественно боролся за живучесть, и субмарина сохранила возможность хода в подводном положении. Утром 27-го «щуку» встретили сторожевые катера, а вечером того же дня в обеспечении тральщиков она пошла в Кронштадт. Только тут подводники совершенно случайно заметили, что из торпедного аппарата № 1, высунувшись до половины, торчит торпеда. По всей видимости, в таком положении она находилась еще с момента подрыва на мине, и лишь благодаря случайности вертушка предохранителя ударника осталась на месте.
Подлодка была полностью отремонтирована только к 1943 году. С июня ее экипаж возглавил капитан 3 ранга П.И.Бочаров, ранее командовавший Щ-123 Тихоокеанского флота. Несмотря на отсутствие боевой практики, новый командир был опытным и инициативным подводником, что и проявилось в первом же походе в октябре 1944 года. Тогда Щ-407 вошла в состав первой разворачиваемой на вражеских коммуникациях группы подлодок. 28 сентября она вышла из Кронштадта и уже утром 5 октября была в районе Либавы. К сожалению, первая атака, произведенная подлодкой КБФ со времени кампании 1942-го, оказалась крайне неудачной. Одна из двух торпед с неконтактными взрывателями взорвалась, пройдя всего 250 м, из-за чего от второй транспорт увернулся. Обнаружив находившуюся в надводном положении субмарину, немцы открыли пушечно-пулеметный огонь. Скрытность развертывания наших лодок на Балтике была сразу же утрачена. Несмотря на это, на следующий день Бочаров метким залпом потопил двигавшийся в составе конвоя транспорт «Нордштерн» (1127 брт) с более чем 500 беженцами, присоединившимися к немцам при отступлении из Прибалтики. Отойдя после атаки к побережью Готланда, Бочаров выпустил торпеду в одиночный транспорт (очевидно, шведское рыболовное судно или сторожевой корабль). 9 ноября «щука» вернулась к Мемелю. Спустя пять суток командир обнаружил немецкое соединение, обстреливавшее наши наступающие войска, однако не успел занять позицию для залпа. Через несколько часов он выпустил две торпеды по кораблям немецкого конвоя, но они прошли мимо цели. Последовала контратака — и тут выяснилось, что при погружении на глубину более 40 м через стыки съемного листа во 2-м отсеке в большом количестве поступает вода. После доклада командование решило отозвать лодку, тем более, что на ней оставалось всего две торпеды. К моменту возвращения договоренности о ремонте наших субмарин на финских верфях еще не было, и 407-й пришлось уйти в Кронштадт. Из-за всех этих затяжек в следующий поход подлодка ушла только 28 ноября. Бочарову предписывалось патрулировать в северной части Данцигской бухты, но храбрый командир решил не дожидаться добычи, а провести самостоятельный поиск. Опасность замысла заключалась не только в наличии у противника сильной базовой ПЛО, но и в минировании мелководной бухты британской авиацией. Несмотря на это, 3 декабря Бочаров проник в Пуцкий залив, обойдя вокруг полуострова Хель, и на следующий день потопил германский теплоход «Зеебург» (12 181 брт), использовавшийся в качестве корабля-цели при подготовке немецких подводников. Необходимо отметить, что «Зеебург» оказался третьим по размеру (после «Густлофа» и «Штойбена») вражеским кораблем, уничтоженным нашими субмаринами в годы Великой Отечественной войны. Атака была совершена скрытно и обошлась без преследования. Спустя несколько часов при выходе из бухты на левый гребной вал лодки намотался кусок сети, его пришлось остановить. Продолжать поход с такой неисправностью командир не мог. 11 декабря Щ-407 вернулась в Турку, но 5-го при возвращении произвела безрезультатную атаку одиночного корабля. 12 января 1945 года после докования и ремонта «щука» вновь вышла в море. На этот раз ей предстояло действовать на коммуникациях между Либавой и портами Данцигской бухты. К этому времени противник значительно усилил здесь свою ПЛО, кроме того, субмарине явно не повезло с погодой. Вечером 16-го, уже в первые сутки пребывания на позиции Бочаров атаковал конвой, но в условиях шестибального шторма торпеды сошли с курса. Одна из них так и не покинула аппарат и выпала только спустя три часа при дифферентовке. Следующий раз подлодке удалось выйти в атаку только 12 февраля. Ее результат полностью повторил предыдущий — залп прошел мимо, а одна торпеда осталась в аппарате. Израсходовав топливо, продовольствие и все торпеды в носовых аппаратах, корабль 21-го прибыл в Турку, где в течение полутора месяцев простоял в навигационном ремонте.
Последний поход лодки пришелся на завершающие дни войны. 19 апреля субмарина вышла на позицию севернее Борнхольма, где наше командование почему-то ожидало активного движения судов противника. Вместо этого Бочаров столкнулся со шведскими дозорами, которые несколько раз пытались преследовать лодку. 6 мая Щ-407 направили к Либаве, но и это не привело ко встречам с судами противника. Сразу после подписания акта о капитуляции Германии командование отозвало «щуку» в базу. Несмотря на вполне приличный для наших подводников боевой счет, ни сам корабль, ни его командир не удостоились наград, а боевые дела Щ-407 оказались заслонены дутыми показателями некоторых «умельцев» красиво доложить.