Щ-209
Щ-209 (капитан 3 ранга И.Н.Киселев) вошла в число трех подлодок ЧФ, первыми высланных для действий на вражеских коммуникациях. Ее крейсерство (22.6— 10.7.1941) происходило на позиции у м. Эмине, однако, несмотря на интенсивный поиск, ничего достойного обнаружить не удалось, как, впрочем, и в следующем походе (22.7 — 8.8.1941) в этот район. Единственный замеченный транспорт (6 августа — первый случай обнаружения судна противника на Черном море) прошел на слишком большом расстоянии от подлодки. Не увенчался успехом и третий поход (23.9 — 13.10.1941) на коммуникацию Босфор — Бургас. В ноябре (18.11 —7.12.1941) субмарину направили для патрулирования Бургасского залива. Киселев несколько раз смело форсировал минное заграждение на входе в залив (при этом 30 ноября прибором «Краб» была подсечена мина) и дважды выходил в атаки на суда. Торпеда была выпущена только во втором случае, 2 декабря, но она прошла под днищем атакованной шхуны. Через три дня, уже при возвращении в базу «щука» обнаружила наш конвой, направлявшийся в Севастополь, правда, приняв первоначально его за противника, погрузилась. Поняв свою ошибку, Киселев приказал всплыть и дал опознавательные, но тут же подвергся обстрелу с «бдительных» тральщиков охранения. Субмарина получила легкие повреждения от близких разрывов снарядов. 23 декабря к ним добавились новые, вызванные падениями трех авиабомб во время стоянки в Туапсе. Несмотря на это, уже 4 января лодка вышла на позицию у м. Калиакра. Крейсерство, продолжавшееся до 23 января, было отмечено единственным эпизодом — в приборе «Краб» застрял минреп противолодочной мины, от которой «щуке» удалось освободиться лишь спустя полтора часа.
Весной 1942 года действия авиации противника против наших баз и коммуникаций значительно активизировались. Первой пострадавшей подлодкой стала Щ-209. В ночь на 7 марта она вышла в очередной поход к м.Шаблер, но на следующий день в районе Синопа подверглась атаке одиночного бомбардировщика. Из-за плохой видимости самолет обнаружили с опозданием, и малая скорость погружения «щук» чуть было не привела лодку к гибели. Шесть авиабомб взорвались, когда субмарина находилась на глубине 4,5—5 м, и вызвали многочисленные повреждения приборов и механизмов. 12 марта подлодка вернулась в Туапсе и подверглась новым атакам авиации противника. Ежедневные налеты на порт продолжались с 23 по 25 марта. Во время одной из бомбежек осколком был смертельно ранен И.Н.Киселев; новым командиром «щуки» стал капитан 3 ранга В.И.Иванов, ранее командовавший Щ-208, но имевший годичный перерыв в службе. Под его командованием субмарина совершила два не принесших результатов (12.4 — 2.5.1942 к м. Эмине и 25.5 — 13.6.1942 к анатолийскому побережью Турции) похода. Затем лодку привлекли к снабжению Севастополя. Это были беспримерные по сложности рейсы (18 — 22.6 и 27.6 — 4.7.1942). В осажденный город «щука» доставила 60 т боеприпасов и эвакуировала 106 человек, в том числе и командующего Приморской армией генерал-лейтенанта И.Е.Петрова. По возвращении Щ-209 начала средний ремонт, продолжавшийся до середины марта 1943-го. В апреле (10 — 30.4.1943) и в июне (5 — 25.6.1943) субмарина совершила два похода в район мыса Тарханкут, в ходе которых произвела четыре безрезультатных торпедных атаки. Основной причиной неудач была стрельба с дальних дистанций в дневное время, из-за чего вражеские конвои без труда уклонялись от выстрелов, а в ответ контратаковали лодку глубинными бомбами. Целью крейсерства у Босфора (3 — 29.8.1943) стал перехват кораблей противника, занятых перевозкой хромовой руды. Утром 21-го Иванову представился очередной шанс открыть боевой счет, но три выпущенные с дистанции 12 кбт торпеды опять не достигли цели. Очевидно, желая взять хоть какой-то реванш, командир решил проявить инициативу и провести разведку вражеской системы ПЛО. Для этого он намеревался захватить языков с ходивших под берегом шхун, часть которых, по ошибочным данным нашей разведки, использовалась неприятелем в качестве судов-ловушек. «Пикантность» ситуации заключалась в том, что Иванову был известен строжайший запрет атаковать турецкие суда, встреча с которыми при осуществлении подобного замысла становилась неизбежной. Поздно вечером 22 августа Щ-209 всплыла возле одиночной шхуны, но, вопреки ожиданиям, после предупредительной очереди из ДШК турецкий экипаж не стал дожидаться досмотра, а незамедлительно ушел на шлюпке к находившемуся рядом берегу. Учтя предыдущий опыт, в ночь на 25-е Иванов попытался остановить другую шхуну (по-видимому, «Дервиш», 100 брт), шедшую мористее. Турки остались верны себе, а попытка догнать их шлюпку ничего не дала — ночью на мелководье Иванов побоялся рисковать кораблем. Вместо этого командир досмотрел шхуну (перевозила древесину, яблоки и орехи) и, ничего не взяв, ушел в море. Этот эпизод тут же получил широкую огласку, а турки обвинили экипаж нашей лодки в пиратском нападении на мирное судно.
Три следующих похода лодка совершила к западным берегам Крыма. И если в первом (25.9 — 25.10.1943) Щ-209 не обнаружила ни одной цели, то во втором (15.11 — 15.12.1943) ей наконец-то удалось открыть боевой счет. Днем 2 декабря Иванов четырехторпедным залпом с дистанции 2 кбт отправил на дно БДБ F-566. Произошедший вблизи корпуса лодки мощный взрыв привел к появлению течи. Несмотря на это, командир решил остаться на позиции. В ночь на 4-е он встретил крупный конвой, но при попытке сблизиться с ним был обнаружен и контратакован. Немцы выслали в район поисково-ударную группу, которая, может, и не обнаружила бы «щуку», если бы Иванов не напал первым. Корабли противника без труда уклонились от выпущенных с дальней дистанции торпед, а затем в течение двух часов беспрестанно бомбили субмарину. На поверхности появилось большое масляное пятно, а после того, как немцы выловили из воды огнетушитель с надписями на русском языке, они посчитали потопление советской подлодки бесспорным. На самом же деле Щ-209 отделалась повреждением клапана замещения топлива и еще неделю патрулировала на позиции.
Следующий поход (24.1 —24.2.1944) закончился безуспешно. Единственным достойным упоминания событием в нем оказался обстрел «щуки» турецкой погранзаставы, когда она при возвращении в базу случайно вошла в чужие воды. Любопытно, что о самом факте обстрела подводники узнали только в Батуми — в момент событий верхняя вахта его не заметила!
В начале июля 1944 года Щ-209 вышла из ремонта, но, несмотря на это, оценивалась как сильно изношенная — возможностей для полноценного техобслуживания ни в Поти, ни в Батуми не было. В июле (10 — 30.7.1944) «щука» патрулировала в районе между Босфором и Бургасом. К сожалению, стремление ее нового командира — капитан-лейтенанта Н.В.Суходольского, ранее командовавшего стоявшей на приколе Д-5 — проявить себя стало поводом для нового осложнения отношений между СССР и Турцией. 19 июля севернее Боссрора Суходольский безуспешно атаковал пароход «Канарья», но турецкие власти поспешили заявить, что это произошло в территориальных водах нейтрального государства. В дальнейшем лодка перешла ближе к болгаро-турецкой границе, где днем 20-го потопила торпедой шхуну без флага — ею оказалась турецкая «Шемси-Бахри» (26 брт), по-видимому, самое маленькое судно, торпедированное советской подлодкой в годы войны, а утром 26-го расстреляла вторую. Хотя на борт Щ-209 был принят весь турецкий экипаж — 7 человек — название уничтоженного судна не удается выяснить до сих пор. В последний— 18-й раз — подлодка выходила в море в сентябре (1 — 19.9.1944). Поход к берегам Болгарии пришелся на последние дни войны на Черном море, когда вражеский флот практически уже перестал существовать. 6 марта 1945 г. совершившая наибольшее число походов за время войны Щ-209 была награждена орденом Красного Знамени.