Щ-211
Несмотря на то, что к началу войны подлодка (капитан-лейтенант А.Д.Девятко) заканчивала текущий ремонт, ее первый выход на коммуникации состоялся уже в июле (6 — 25.7.1941). Дело в том, что возглавляемый Девятко экипаж считался одним из лучших в бригаде — как показали дальнейшие события, вполне заслуженно. Во второй раз «щука» выходила к болгарскому мысу Эмине в августе (5 — 24.8.1941). В начале крейсерства, в ночь на 12-е, лодка высадила у устья реки Камчии 16 болгарских коммунистов, а днем 15-го атаковала вражеский конвой, сопровождавшийся болгарскими торпедными катерами. Одна из двух торпед, выпущенных с дистанции 3 кбт, поразила румынский транспорт «Пелес» (5708 брт), открыв, таким образом, боевой счет черноморских подводников в Великой Отечественной войне. На следующий день Девятко встретил другой караван, но на этот раз одиночная торпеда, выпущенная с гораздо большего расстояния, прошла мимо. После навигационного ремонта Щ-211 вышла в море 21 сентября, опять в район м. Эмине. В тот же день из Констанцы вышли итальянские танкеры «Суперга» (6154 брт) и «Тампико». В первые сутки перехода их безуспешно атаковали подлодки М-34 и Д-5. Командование противника, опасаясь новых атак, на несколько дней задержало конвой в Варне, стянув для его эскортирования добрую половину болгарского флота — два миноносца и два торпедных катера. На самом же деле эта отсрочка сыграла на руку экипажу Девятко. Обнаружив утром 29 сентября вражеский караван, командир с дистанции около 1,5 кбт выпустил одну торпеду. Сильный взрыв явственно ощущался во всех отсеках лодки, а уже спустя 30 минут Девятко сфотографировал полузатонувший корпус «Суперги». Резонно предположив, что противник может попытаться восстановить судно, «щука» на следующий день выпустила по его корпусу еще две торпеды. Не встретив новых целей, 9 октября Щ-211 вернулась в Туапсе.
Днем 14 ноября 1941 года субмарина вышла на позицию в районе Варны. К тому времени, желая обезопасить свои коммуникации от наших подлодок, противник выставил у болгарского побережья несколько заграждений из противолодочных мин. Командованию ЧФ об этом было известно из донесения Щ-208, наблюдавшей постановку заграждения у Бургаса, и факта подрыва Щ-212, но никаких дополнительных указаний командирам о порядке действий в миноопасных районах не последовало. Лодки стали исчезать одна за другой. Эта же участь постигла и Щ-211 — самую результативную советскую подводную лодку первого года войны. В сентябре 2000 года в районе м. Святого Атанаса (в годы войны назывался м. Акбурну), южнее Варны, был случайно обнаружен остов «щуки» X серии с разрушенным первым и частично вторым отсеками. Других подлодок этого типа, кроме Щ-211, в данном районе не исчезало. В то же время не ясно, что могло привести к столь обширным разрушениям корпуса, поскольку находившееся поблизости румынское заграждение S-18 состояло из мин DMA с весом ВВ в 30 кг, воздействие которых не могло дать такого эффекта. То же можно сказать и о глубинных бомбах, применявшихся врагом в 1941 году, причем отсутствует даже информация о подобной атаке в это время и в этом месте. Так что загадка гибели Щ-211 пока полностью не раскрыта.