Щ-213
Война застала подлодку (старший лейтенант Д. М.Денежко) в разоруженном состоянии в Севастополе, откуда она должна была перейти для текущего ремонта в Николаев. Начавшиеся боевые действия не изменили этих планов, но заканчивать ремонтные работы пришлось фактически уже под вражеским огнем, за пять дней до падения города. После ввода в строй последовали походы к м. Эмине (7 —24.9.1941) и в район Варны (31.10 — 20.11.1941). Корабли противника обнаруживали лишь три раза — во всех случаях в неподходящей для атаки позиции. Третий поход (19.12.1941 — 7.1.1942) — к румынскому м. Олинька — проходил в весьма тяжелых условиях. Плохая видимость и штормовое море заставили держаться вдали от берега, что не гарантировало точность кораблевождения. Кроме того, за первые десять дней патрулирования находившаяся в подводном положении «щука» 36 раз (!) касалась сетей, буйрепов и минрепов плавающих мин. Днем 31 декабря за кормой лодки взорвались два таких «гостинца» — к счастью, не причинившие повреждений.
Четвертое крейсерство Щ-213 проходило в районе севернее Босфора (20.2 — 11.3.1942). Уже вечером 23 февраля, в первые сутки нахождения на позиции, Денежко обнаружил одиночную шхуну, которую спустя полчаса потопил артиллерийским огнем. Шхуна, оказавшаяся турецкой «Чанкая» (164 брт), шла без символов национальной принадлежности, поскольку находилась в немецком фрахте и перевозила контрабандный груз хромовой руды. Победа окрылила молодого командира, и он решил продолжить активный поиск непосредственно у выхода из пролива. В 10.45 следующих суток он выпустил с 7 кбт одиночную торпеду по «крупному транспорту под болгарским флагом», после чего наблюдал взрыв и погружение цели. Несмотря на нестыковку целого ряда деталей, можно предположить, что в результате этого выстрела на дно отправился болгарский речной пароход «Струма» (257 брт), зафрахтованный для перевозки евреев-эмигрантов из Румынии в Палестину. На его борту погибло 767 беженцев и 10 членов экипажа, но единственный уцелевший пассажир — Дэвид Столяр — жив и по сей день. На «Струме», если ее действительно потопила Щ-213, погибло больше людей, чем на всех остальных судах, уничтоженных подлодками ЧФ, вместе взятых. К сожалению, эти люди оказались именно те невинные жертвы, без которых не обходится ни одна война.
Дальнейшее крейсерство восточнее Босфора прошло безрезультатно, а по возвращении «щуки» в Туапсе на ней начался навигационный ремонт. В это время база подверглась серии авианалетов; в ходе одного из них 24 марта погиб спешивший на лодку Д.М.Денежко. Новым командиром Щ-213 в конце мая был назначен капитан-лейтенант Н.В.Исаев, ранее командовавший однотипной субмариной на Тихоокеанском флоте. Сразу вслед за этим подлодка ушла на патрулирование коммуникации Босфор — Бургас (7 — 24.6.1942). Встреч с кораблями противника не состоялось, чего нельзя сказать о вражеских бомбардировщиках и плавающих минах. Сразу после возвращения субмарину отправили с грузом для защитников Севастополя (29.6 — 7.7.1942). К сожалению, пробиться в базу Исаеву не удалось. «Щука» держалась вдали от берега до вечера 3 июля, пока не поступил приказ сбросить груз в море и вернуться в базу. В середине июля корабль встал в док в Поти, где до конца августа проходил текущий ремонт.
В шестой и последний поход на вражеские коммуникации подлодка отправилась в ночь на 28 сентября. Исаев должен был выйти на связь лишь перед оставлением позиции у Портицкого гирла Дуная вечером 14 октября. Но этого не произошло. Скорее всего, «щука» стала жертвой тех же румынских минных заграждений, на которых ранее погибла Щ-208. Впрочем, нельзя исключить и другую версию. В последний день патрулирования Щ-213 в 5,5 мили восточнее Портицкого рейда сигнальщики германского большого охотника «Ксантен» обнаружили торпедный след, тянувшийся к корме корабля. Охотник уклонился от торпеды, обнаружил гидроакустикой подводный объект, произвел бомбометание и, якобы, даже наблюдал свидетельства потопления цели. Окончательно раскрыть причину гибели субмарины поможет только водолазное обследование — после того, как ее остов будет обнаружен.