Щ-214

 

До начала августа 1941-го Щ-214 (капитан-лейтенант Г.П.Апостолов, С20.7.1941 капитан-лейтенант В.Я.Власов) проходила текущий ремонт в Николаеве и Севастополе. В сен­тябре (12 — 30.9.1941) для тренировки суб­марина выходила в дозор к мысу Сарыч. Да­лее последовали перебазирование в Туапсе и первый поход на вражеские коммуника­ции между Босфором и Бургасом (30.10 — 18.11.1941). Власов и обеспечивавший его действия комдив Б.А. Успенский предприня­ли весьма энергичные усилия по поиску ко­раблей у берега, что быстро принесло результаты. 3 ноября, в первую же ночь нахождения на позиции, была досмотрена и отпущена ту­рецкая шхуна, однако при попытке досмотреть вторую наши подводники применили силу. Увидев подводную лодку, капитан турецкой шхуны «Кайнакдере» (85 брт) включил отли­чительные огни, но ход не застопорил. Судно сочли вражеским и потопили восемью вы­стрелами из носовой пушки. Таким образом, «Кайнакдере» стало первым из 14 турецких судов, уничтоженных черноморскими подлод­ками в Великой Отечественной войне. Утром 4-го «щука» безрезультатно выпустила торпе­ду по одиночному судну, но вечером следую­щего дня добилась выдающегося успеха. Об­наружив крупный транспорт, шедший без от­личительных огней, Власов решительно вы­шел в атаку в надводном положении, и в 21.38 поразил цель торпедой. Ею оказался италь­янский танкер «Торчелло» (3336 брт), который лишь немного не дошел до точки рандеву с ру­мынскими эсминцами. Потеряв второй танкер (первый — «Суперга» — был потоплен Щ-211 еще 29 сентября), итальянское командование до весны 1942 года отказалось от посылки наливных судов в Черном море.

Следующий поход в этот же район субма­рина совершила в декабре — январе (18.12.1941 —6.1.1942). Единственное встре­ченное на позиции судно — 100-тонная турец­кая шхуна — было потоплено артиллерией в новогоднюю ночь после того, как, увидев под­водную лодку, погасило отличительные огни и попыталось уйти. Само плавание проходило в штормовых условиях, приведших, в конечном итоге, к поломке валопровода вертикального руля. По прибытию в базу обнаружились и дру­гие повреждения. Ремонтировали субмарину до конца мая. Затем лодку вновь направили к Босфору (23.5— 12.6.1942), так как имелись агентурные данные о том, что в Черное море следуют итальянские танкеры «Альбаро» и «Селено». Днем 26 мая Власов обнаружил цели, но из-за невыгодной позиции выйти в атаку не смог. На границе турецких тервод суда встречались румынскими эсминцами, которые легко отогнали назойливую «щуку», попытавшуюся было выйти в атаку в надвод­ном положении. 29-го субмарина перешла на трассу Босфор — Бургас. На протяжении пяти дней Власов досмотрел и уничтожил подрыв­ными зарядами три болгарские шхуны (29, 31.5 и 2.6), причем с двух из них захватил ка­питанов и судовые документы (вопреки доне­сению Власова, все три потопленные им шху­ны зарубежные историки считают турецкими).

Уже через пять дней после возвращения из похода Щ-214 вышла с 30 т боеприпасов и про­довольствия для защитников Севастополя. В ночь на 19 июня лодка прибыла к месту назначения, оперативно разгрузилась и сразу же легла на обратный курс. Вскоре после всплы­тия в районе м. Ай-Тодор субмарину обнару­жил вражеский береговой наблюдательный пост, после чего из Ялты на ее перехват вы­шли два итальянских торпедных катера. Они быстро обнаружили «щуку» и, оставаясь не­замеченными, произвели торпедные атаки. Торпеда, выпущенная с MAS-571, поразила подлодку в носовую часть. В течение минуты Щ-214 скрылась под водой, унеся на дно 38 членов экипажа. Итальянцам удалось подо­брать из воды двух краснофлотцев: механика Н.В.Полтавцева и электрика Д.Ф.Плешакова. Из плена вернулся лишь последний, опубли­ковавший в сборнике «Витязи черноморских глубин» воспоминания под красноречивым названием «Погибал, но не погиб!»