Щ-214
До начала августа 1941-го Щ-214 (капитан-лейтенант Г.П.Апостолов, С20.7.1941 капитан-лейтенант В.Я.Власов) проходила текущий ремонт в Николаеве и Севастополе. В сентябре (12 — 30.9.1941) для тренировки субмарина выходила в дозор к мысу Сарыч. Далее последовали перебазирование в Туапсе и первый поход на вражеские коммуникации между Босфором и Бургасом (30.10 — 18.11.1941). Власов и обеспечивавший его действия комдив Б.А. Успенский предприняли весьма энергичные усилия по поиску кораблей у берега, что быстро принесло результаты. 3 ноября, в первую же ночь нахождения на позиции, была досмотрена и отпущена турецкая шхуна, однако при попытке досмотреть вторую наши подводники применили силу. Увидев подводную лодку, капитан турецкой шхуны «Кайнакдере» (85 брт) включил отличительные огни, но ход не застопорил. Судно сочли вражеским и потопили восемью выстрелами из носовой пушки. Таким образом, «Кайнакдере» стало первым из 14 турецких судов, уничтоженных черноморскими подлодками в Великой Отечественной войне. Утром 4-го «щука» безрезультатно выпустила торпеду по одиночному судну, но вечером следующего дня добилась выдающегося успеха. Обнаружив крупный транспорт, шедший без отличительных огней, Власов решительно вышел в атаку в надводном положении, и в 21.38 поразил цель торпедой. Ею оказался итальянский танкер «Торчелло» (3336 брт), который лишь немного не дошел до точки рандеву с румынскими эсминцами. Потеряв второй танкер (первый — «Суперга» — был потоплен Щ-211 еще 29 сентября), итальянское командование до весны 1942 года отказалось от посылки наливных судов в Черном море.
Следующий поход в этот же район субмарина совершила в декабре — январе (18.12.1941 —6.1.1942). Единственное встреченное на позиции судно — 100-тонная турецкая шхуна — было потоплено артиллерией в новогоднюю ночь после того, как, увидев подводную лодку, погасило отличительные огни и попыталось уйти. Само плавание проходило в штормовых условиях, приведших, в конечном итоге, к поломке валопровода вертикального руля. По прибытию в базу обнаружились и другие повреждения. Ремонтировали субмарину до конца мая. Затем лодку вновь направили к Босфору (23.5— 12.6.1942), так как имелись агентурные данные о том, что в Черное море следуют итальянские танкеры «Альбаро» и «Селено». Днем 26 мая Власов обнаружил цели, но из-за невыгодной позиции выйти в атаку не смог. На границе турецких тервод суда встречались румынскими эсминцами, которые легко отогнали назойливую «щуку», попытавшуюся было выйти в атаку в надводном положении. 29-го субмарина перешла на трассу Босфор — Бургас. На протяжении пяти дней Власов досмотрел и уничтожил подрывными зарядами три болгарские шхуны (29, 31.5 и 2.6), причем с двух из них захватил капитанов и судовые документы (вопреки донесению Власова, все три потопленные им шхуны зарубежные историки считают турецкими).
Уже через пять дней после возвращения из похода Щ-214 вышла с 30 т боеприпасов и продовольствия для защитников Севастополя. В ночь на 19 июня лодка прибыла к месту назначения, оперативно разгрузилась и сразу же легла на обратный курс. Вскоре после всплытия в районе м. Ай-Тодор субмарину обнаружил вражеский береговой наблюдательный пост, после чего из Ялты на ее перехват вышли два итальянских торпедных катера. Они быстро обнаружили «щуку» и, оставаясь незамеченными, произвели торпедные атаки. Торпеда, выпущенная с MAS-571, поразила подлодку в носовую часть. В течение минуты Щ-214 скрылась под водой, унеся на дно 38 членов экипажа. Итальянцам удалось подобрать из воды двух краснофлотцев: механика Н.В.Полтавцева и электрика Д.Ф.Плешакова. Из плена вернулся лишь последний, опубликовавший в сборнике «Витязи черноморских глубин» воспоминания под красноречивым названием «Погибал, но не погиб!»