Щ-216
Щ-216 (капитан-лейтенант Г.Е.Карбовский), находившаяся к началу войны на заводских испытаниях в Николаеве, вступила в строй только 17 августа 1941 года. Далее последовал традиционный поход в дозор (24.8 — 13.9.1941), а вслед за ним — крейсерство на вражеских коммуникациях в районе м.Зейтин-Бурну (16.10 — 3.11.1941). Единственная выпущенная торпеда (20.10 по буксиру) ушла в «молоко» из-за того, что командир произвел выстрел в момент циркуляции. Во втором и третьем походах в этом же районе лодка неоднократно встречала шхуны, но, считая их турецкими, Карбовский каждый раз отказывался от атаки. В марте 1942 года командование ЧФ использовало субмарину для доставки в Севастополь важных штабных документов, а затем снова отправило на коммуникацию Босфор — Бургас (28.3 — 16.4.1942). Начавшийся после возвращения гарантийный ремонт затянулся почти на все лето. Дальше последовал еще один поход к м. Кару-Бурну (17.8 — 5.9.1942) и крейсерство у м. Олинька (27.9 — 18.10.1942). В последнем Карбовскому удалось продемонстрировать свое мастерство. Хотя первая атака, проведенная по землечерпалке днем 7 октября, закончилась неудачей (торпеды взорвались при ударе о мол), поздним вечером 10-го «щука» потопила из надводного положения румынский транспорт «Карпати» (4336 брт) с грузом немецкого военного имущества. После этого случая противник предпринял меры по усилению ПЛО, и в следующем походе в этот же район (18.11 — 7.12.1942) субмарина сама была атакована сторожевым катером. В результате меткого бомбометания на ней были повреждены некоторые приборы и механизмы.
С начала 1943 года основным районом патрулирования наших подлодок стало западное побережье Крыма. Особое внимание привлекал м. Тарханкут — здесь находился важный узел вражеских коммуникаций, связывавших Севастополь, Одессу и порты Румынии. Щ-216 совершила туда три похода (1 — 21.2.1943, 24.3 — 13.4.1943 и 27.5—16.6.1943), однако они не увенчались успехом. В начале июля наша агентурная разведка получила данные об активизации вражеских перевозок между Босфором, болгарскими и румынскими портами. У выхода из пролива были нарезаны две позиции, на одну из которых между 16 июля и 10 августа выходила и Щ-216. Первые дни прошли в ожидании, но после полудня 6 августа Карбовскому удалось обнаружить выходивший из Босфора конвой. Одна из трех торпед, скрытно выпущенных с дистанции 14 кбт, поразила немецкий танкер «Фируз» (7327 брт), шедший в Констанцу с грузом газойля. Судно получило серьезные повреждения, но не затонуло. «Щука» же была контратакована румынским эсминцем «Реджеле Фердинанд», который смог нанести ей ряд повреждений. Вообще, усилившаяся со второй половины 1943 года эффективность вражеских противолодочных сил не могла не сказаться на результатах действий черноморских подводников. Так, в очередном походе к м. Тарханкут (27.11 —27.12.1943) все три попытки Карбовского сблизиться с конвоями сорвались из-за помех, создаваемых эскортом, а однажды он сам подвергся артиллерийскому обстрелу с охотника.
В последний раз субмарина вышла в боевой поход вечером 6 февраля 1944 года. Спустя двое суток Карбовский доложил о прибытии на позицию, а утром 10 февраля — об успешной атаке вражеского конвоя. К сожалению, на самом деле оснащенные неконтактными взрывателями торпеды взорвались, не дойдя 100 м до большого охотника Uj-106. В дальнейшем лодка на связь не выходила и в базу не вернулась, хотя по плану должна была сделать это 4 марта. Что могло стать причиной ее гибели? Наиболее вероятными кажутся две: немецкое противолодочное минное поле S-77, скрытно выставленное врагом 9 февраля в 4,5—5,5 мили юго-западнее м. Тарханкут, либо атака немецких кораблей. По данным противника, утром 17 февраля большие охотники Uj-103 и Uj-106 искали отставшую от конвоя БДБ, когда внезапно увидели торпедный след. Корабли уклонились и после гидроакустического поиска сбросили несколько десятков глубинных бомб. «Щука» (если это была она) сразу же получила смертельные повреждения, поскольку на поверхности моря образовалось большое масляное пятно, всплыли деревянные обломки, пустые сигаретные пачки, обрывки одежды и книги.
По-видимому, именно так закончился боевой путь экипажа, завоевавшего четвертое по результативности место в подводных силах ЧФ.