Северный флот

 

Северный флот стал последним, получив­шим на вооружение подлодки типа «Щ». В июне 1937 года в Полярный по Беломорско-Балтийскому каналу перешли Щ-313—Щ-316, вскоре переименованные в Щ-401—Щ-404 со­ответственно. Составившая 2-й дивизион ПЛ СФ четверка приняла в феврале 1938 года участие в спасении экспедиции «папанинцев» (Щ-402, Щ-404), а в апреле 1939 года — в обеспечении перелета самолета «Москва» из Москвы в Ванкувер. Летом 1939 года флот по­лучил крупное пополнение — новые Щ-313— Щ-315 и Щ-321, переименованные после пе­рехода в Щ-421—Щ-424. Эти лодки состави­ли 3-й дивизион, который вместе с тремя дру­гими дивизионами «щук», «декабристов» и «малюток» образовал бригаду ПЛ Северного флота.

20 октября в Кольском заливе у о.Торос выходившая в дозор Щ-424 была протаране­на рыболовным траулером РТ-43 и, спустя несколько мгновений, навсегда скрылась под водой, унеся жизни 31 члена экипажа. По ши­роко известной благодаря мемуарам И.А.Колышкина версии, единственным виновником столкновения был капитан траулера, который, якобы, после удачного улова находился в не­вменяемом состоянии от обильного возлияния. Однако нельзя пройти и мимо другого факта — вместо не имевшего допуск к самостоятель­ному управлению командира лодки старшим на борту находился командир Щ-401 капитан 3 ранга К.М.Шуйский. Суд усмотрел в факте столкновения и его вину, хотя, возможно, что суть дела заключалась в отсутствии «сплаванности» между «временным» командиром и эки­пажем. Так или иначе, и капитан траулера, и Шуйский были приговорены к высшей мере наказания, замененной впоследствии 10 года­ми лишения свободы.

В последовавшей вскоре советско-фин­ляндской войне североморские «щуки» (кро­ме находившихся в ремонте Щ-401 и Щ-403) патрулировали у норвежского побережья меж­ду Варде и м. Нордкин. Многочисленные по­ходы не привели к контактам с противником, но сопровождались целым рядом мелких про­исшествий. Из них стоит вспомнить чуть было не состоявшуюся атаку Щ-402 (ст.лейтенант Н.Г.Столбов) на норвежский броненосец бе­реговой обороны «Норге» (принят за финский «Вяйнемяйнен») 5 февраля 1940 года и ава­рию Щ-421 (капитан-лейтенант П.И.Егоров). Эта лодка при возвращении в базу 19 февра­ля из-за ошибки в счислении выскочила на камни у полуострова Рыбачий. Спасательная операция завершилась 6 марта, но субмари­не предстоял длительный аварийный ремонт. Последним крупным довоенным событием в жизни северных «щук» стал переход Щ-423 (командир — капитан-лейтенант A.M.Быстрое, обеспечивающий — капитан 3 ранга И.М.Зайдулин) Северным морским путем на Дальний Восток. Целью операции были усиление Тихо­океанского флота (решение о переводе под­лодки было принято еще год назад, в период боев на Халхин-Голе) и проверка возможнос­ти межтеатрового маневра по столь необыч­ному маршруту. 5 августа 1940 года субмари­на вышла из Кольского залива и 17 октября, пройдя 7227 миль (из них 682 во льдах), Щ-423 ошвартовалась в бухте Золотой Рог. В соста­ве Северного флота осталось лишь шесть «щук», которые в начале 1941 года были све­дены в один — 3-й—дивизион под командо­ванием капитана 3 ранга И.А.Колышкина.