Северный флот
Северный флот стал последним, получившим на вооружение подлодки типа «Щ». В июне 1937 года в Полярный по Беломорско-Балтийскому каналу перешли Щ-313—Щ-316, вскоре переименованные в Щ-401—Щ-404 соответственно. Составившая 2-й дивизион ПЛ СФ четверка приняла в феврале 1938 года участие в спасении экспедиции «папанинцев» (Щ-402, Щ-404), а в апреле 1939 года — в обеспечении перелета самолета «Москва» из Москвы в Ванкувер. Летом 1939 года флот получил крупное пополнение — новые Щ-313— Щ-315 и Щ-321, переименованные после перехода в Щ-421—Щ-424. Эти лодки составили 3-й дивизион, который вместе с тремя другими дивизионами «щук», «декабристов» и «малюток» образовал бригаду ПЛ Северного флота.
20 октября в Кольском заливе у о.Торос выходившая в дозор Щ-424 была протаранена рыболовным траулером РТ-43 и, спустя несколько мгновений, навсегда скрылась под водой, унеся жизни 31 члена экипажа. По широко известной благодаря мемуарам И.А.Колышкина версии, единственным виновником столкновения был капитан траулера, который, якобы, после удачного улова находился в невменяемом состоянии от обильного возлияния. Однако нельзя пройти и мимо другого факта — вместо не имевшего допуск к самостоятельному управлению командира лодки старшим на борту находился командир Щ-401 капитан 3 ранга К.М.Шуйский. Суд усмотрел в факте столкновения и его вину, хотя, возможно, что суть дела заключалась в отсутствии «сплаванности» между «временным» командиром и экипажем. Так или иначе, и капитан траулера, и Шуйский были приговорены к высшей мере наказания, замененной впоследствии 10 годами лишения свободы.
В последовавшей вскоре советско-финляндской войне североморские «щуки» (кроме находившихся в ремонте Щ-401 и Щ-403) патрулировали у норвежского побережья между Варде и м. Нордкин. Многочисленные походы не привели к контактам с противником, но сопровождались целым рядом мелких происшествий. Из них стоит вспомнить чуть было не состоявшуюся атаку Щ-402 (ст.лейтенант Н.Г.Столбов) на норвежский броненосец береговой обороны «Норге» (принят за финский «Вяйнемяйнен») 5 февраля 1940 года и аварию Щ-421 (капитан-лейтенант П.И.Егоров). Эта лодка при возвращении в базу 19 февраля из-за ошибки в счислении выскочила на камни у полуострова Рыбачий. Спасательная операция завершилась 6 марта, но субмарине предстоял длительный аварийный ремонт. Последним крупным довоенным событием в жизни северных «щук» стал переход Щ-423 (командир — капитан-лейтенант A.M.Быстрое, обеспечивающий — капитан 3 ранга И.М.Зайдулин) Северным морским путем на Дальний Восток. Целью операции были усиление Тихоокеанского флота (решение о переводе подлодки было принято еще год назад, в период боев на Халхин-Голе) и проверка возможности межтеатрового маневра по столь необычному маршруту. 5 августа 1940 года субмарина вышла из Кольского залива и 17 октября, пройдя 7227 миль (из них 682 во льдах), Щ-423 ошвартовалась в бухте Золотой Рог. В составе Северного флота осталось лишь шесть «щук», которые в начале 1941 года были сведены в один — 3-й—дивизион под командованием капитана 3 ранга И.А.Колышкина.