Щ-402

 

Щ-402 (ст. лейтенант Н.Г.Столбов) встре­тила начало войны на слипе мурманского за­вода наркомата рыбной промышленности. 10 июля лодка направилась к мысу Нордкин, и уже спустя четверо суток ее командир сооб­щил, что боевой счет бригады подводных ло­док СФ открыт— «402-я» потопила на рейде Хоннингсвога крупный транспорт. Хотя в по­следующие дни Столбов упустил нескольких потенциальных объектов для атаки, по воз­вращении в Полярное 24 июля его встречали как триумфатора. Лишь после войны из доку­ментов противника выяснилось, что взорва­лась только одна из двух выпущенных лод­кой торпед, да и то при ударе о скалу, в то время как цель — германский пароход «Ханау» — осталась невредима. По всей вероят­ности, причиной промаха стало нарушение ре­жима хода торпед, выпущенных с дистанции 14—15 кбт. Тем не менее, Щ-402 сразу оказа­лась у командования на хорошем счету, что впоследствии не раз помогло Столбову в сложных ситуациях.

Так, например, во втором походе (7 — 16.8.1941) в Варангер-фьорд командиру дваж­ды не удавалось выйти в атаку на герман­ские эсминцы, причем в первом случае (утром 10 августа, спустя несколько часов после по­топления в устье Кольского залива нашего сторожевого корабля «Туман») немцы сами едва не расстреляли находившуюся в надвод­ном положении «щуку». 15-го Столбов обна­ружил, что через захлопку газоотвода дизеля внутрь лодки попадает вода и без разреше­ния решил вернуться в базу. В довершение ко всему при возвращении штурман допустил ошибку в счислении в 29 миль, в результате чего лодка чуть было не попала под обстрел собственных дозоров и береговых батарей. Данный случай даже попал в директиву на­чальника Политуправления ВМФ И.В.Рогова, но все обошлось без последствий. В период с 24.8 по 10.9.1941 субмарина действовала у Нордкапа, где совершила три безрезультат­ных торпедных атаки. 7—8 сентября «щука» попала в сильный шторм. Из-за выплескива­ния электролита аккумуляторную батарею замкнуло на корпус. И в этот раз Столбов вер­нулся в базу досрочно, хотя на других лодках в таких ситуациях ограничивались тщатель­ной промывкой и щелочением ям. Командиру снова попеняли, но оргвыводов не сделали. 3 — 28.10.1941 Щ-402 оперировала в Лоппском море — так в обиходе наши подводники именовали обширный залив между острова­ми Сере, Лоппа и Фуглё на западном участке немецкой прибрежной коммуникации. После нескольких попыток Столбову удалось выйти в торпедную атаку, и, стреляя в упор новым «английским» (то есть залповым, с времен­ным интервалом) методом, разнести в щепки норвежский каботажный пароход «Вестераален» (682 брт). К сожалению, военного груза на судне не было, а все 60 погибших (экипаж и пассажиры) являлись людьми сугубо граж­данскими. Четвертый поход — в район Конгс-фьорда (13.11 —6.12.1941) — оказался безре­зультатным. Конвой противника удалось обна­ружить лишь однажды, да и то на очень боль­шой дистанции. После ремонта Щ-402 вновь вышла в море (21.2 — 14.3.1942). 27 февраля лодка дважды скрытно атаковала конвои, при­чем во втором случае ей удалось уничтожить немецкий сторожевой корабль «Вандал» (по­гибли 24 члена экипажа). Вечером 3 марта «щука» напала на два тральщика, которые на деле оказались охотниками за подлодками. В результате часового преследования на Щ-402 обрушились 42 глубинные бомбы, жестоко по­трепавшие легкий корпус. Спустя трое суток субмарина получила задачу перейти на пози­цию прикрытия союзного каравана, но, когда вечером 10 марта она прибыла в заданный район, выяснилось, что соляра на корабле почти не осталось — он вытек в море через лопнувшие швы топливно-балластных цис­терн. После передачи 13 марта топлива и мас­ла с К-21 Щ-402 прибыла в базу, а 3 апреля пришло известие, что лодка награждена ор­деном Красного Знамени.

После ремонта и смены аккумуляторной батареи Щ-402 ушла на позицию севернее о.Кильдин для охоты на вражеские субмари­ны (4 — 7.5.1942). Уже на второй день похо­да при всплытии для осмотра горизонта лод­ка столкнулась с крупной дрейфующей льди­ной, отчего пострадали зенитный перископ и антенны. Не выполнив задачи, корабль вер­нулся в базу. Последовавшие затем два вы­хода на коммуникации (29.5—15.6.1942 в район Варде и 21 —26.7.1942 в Варангер-фьорд) также оказались безуспешными. Стол­бов трижды (2.6, 22.7 и 25.7) выходил в ата­ки, но из-за большой дистанции ни разу не попал в цель (впрочем, в годы войны все эти атаки считались удачными).

11 августа подлодка вышла в десятый бое­вой поход и через двое суток прибыла на позицию. В ночь на 14-е, когда она осуществ­ляла зарядку батарей, вахтенный централь­ного поста старшина 2-й статьи Алексеев при­нял из 5-го отсека сообщение, что там ощущается сильный запах кислоты. Зная, что во­дорода в ямах 2 и 3-го отсека скопилось не­много, Алексеев, с разрешения вахтенного ко­мандира лейтенанта Захарова, в нарушение всех инструкций, переключил вдувной венти­лятор с аккумуляторных ям на вентиляцию 5-го отсека. Алексеев не учел, что при окон­чании зарядки водород выделяется особен­но интенсивно, и когда спустя 28 минут он по­пробовал вновь переключиться на вентиля­цию ям, случайная искра вызвала объемный взрыв. Мощная взрывная волна выгнула пе­реборки, повредила магистрали различных систем и сдвинула с мест многие приборы и механизмы. Дверь между центральным пос­том и 3-м отсеком заклинило. В район ава­рии попытались попасть через 1-й отсек. Его верхний люк удалось отдраить, но от притока свежего воздуха возобновился пожар. Стало ясно, что все 19 членов экипажа, находившие­ся в двух отсеках, погибли. В их числе ока­зались Столбов, военком Н.А.Долгополов, по­мощник К.Н.Сорокин и штурман А.Я.Семенов. Командование лодкой принял на себя меха­ник капитан-лейтенант А.Д.Большаков, кото­рый сумел запустить дизели и, ориентируясь по магнитному компасу, привести лодку в базу. Комиссия, расследовавшая причины аварии, пришла к выводу, что происшествие на Щ-402 стало результатом грубого нарушения правил эксплуатации, технической безграмотности и халатного выполнения экипажем своих слу­жебных обязанностей.

Новым командиром «щуки» стал капитан-лейтенант А.М.Каутский, бывший ранее по­мощником на Щ-421 (в этой должности уча­ствовал лишь в последнем походе лодки). Бо­евое крещение обновленного экипажа состоя­лось в январе (17.1 — 3.2.1943), причем поход обеспечивал комдив Колышкин. Лодке дваж­ды удавалось выйти в атаку в надводном по­ложении, но в условиях шторма и полярной ночи торпеды прошли мимо. Обе атаки немцы зафиксировали, но их попытки нанести ответ­ный удар также не увенчались успехом. Вес­ной (10 — 26.3.1943 и 7— 23.5.1943) субма­рина дважды патрулировала в районе Варде. Противник несколько раз атаковал «щуку», трижды лодка касалась минрепов. В атаку Ка­утскому удалось выйти лишь раз — 20 марта.

Через 1,5 минуты после выпуска трех торпед с дистанции 8—10 кбт гидроакустик услы­шал два взрыва, которыми, как стало извест­но из данных агентурной разведки, были по­топлены два транспорта с мукой и строймате­риалами. Хотя иностранные исследователи до сих пор не комментируют результаты этой ата­ки, возможность потопления двух судов при стрельбе по одному вызывает большие сомне­ния. Тем не менее, 25 июля Щ-402 была удос­тоена звания гвардейской, став, таким обра­зом, единственной «щукой» — обладательни­цей двух высших боевых наград. Следующий (2.9 — 5.10.1943) поход субмарины в Карское море в район восточнее м.Желания не принес встреч с противником. После прибытия в По­лярное лодка стала в средний ремонт, по оцен­кам специалистов, «ее материальная часть пришла в исключительную ветхость». Усилия­ми рабочих и личного состава к лету следую­щего года Щ-402 удалось ввести в строй. К тому времени командование БПЛ и СФ пере­шло к использованию подводных лодок по ме­тоду «нависающей завесы», суть которого за­ключалась в развертывании субмарин морис­тее линии минных заграждений и наведении их на конвои по данным воздушной разведки. Очевидно, что Щ-402 — единственная боеспо­собная «щука»—для этого мало подходила: ее 11,5-узловой «парадный» ход на практике был еще меньше из-за изношенности дизелей и снятия волнорезных щитков торпедных ап­паратов. Участие лодки в операции «РВ-5» (поход 10 — 26.7.1944) свелось к семи безус­пешным попыткам выйти на перехват конво­ев, скорость которых каждый раз оказывалась выше. Несмотря на это, вечером 17 сентября 402-я вышла в свой последний — 16-й — бо­евой поход. Утром 21 сентября торпедоносец «Бостон» 36-го минно-торпедного полка ВВС СФ вылетел на «свободную охоту» в район за­паднее острова Магерё. Не дойдя до района поиска, под берегом у мыса Слетнес стрелок-радист обнаружил рубку подводной лодки. Ко­мандир экипажа капитан Протас, не раздумы­вая, описал широкий боевой разворот и сбро­сил торпеду, которая мгновенно поразила цель. При проявке заряженной в фотокинопулемет пленки специалисты штаба ВВС и БПЛ в один голос заявили, что на снимках, сделанных за секунды до попадания, запечатлена «щука». В последовавшем разбирательстве выясни­лось, что в штабе авиаполка был грубо нару­шен порядок постановки боевой задачи, в ре­зультате чего летчик не был уведомлен о зап­рещении атак любых подводных лодок в райо­не между Варде и м.Нордкин. Но тут возника­ет вопрос: с какой целью лодка находилась в позиционном положении на расстоянии всего пары миль от побережья противника в свет­лое время суток в условиях хорошей видимо­сти? Поскольку Каутский не выходил на связь с сообщением о боевых повреждениях или аварии, остается предположить, что причиной этого стала грубая навигационная ошибка либо... «Бостон» атаковал все-таки немецкую подводную лодку, а Щ-402 погибла в другое время совсем по иной причине. Не так давно при поисках потопленного в районе Гамвика немецкого транспорта «Куритиба» частная норвежская компания обнаружила на дне ос­тов субмарины. Поскольку где-то в этом райо­не погибли также Щ-401, К-2 и С-55, оконча­тельная идентификация находки возможна лишь после глубоководного водолазного об­следования.