Щ-402
Щ-402 (ст. лейтенант Н.Г.Столбов) встретила начало войны на слипе мурманского завода наркомата рыбной промышленности. 10 июля лодка направилась к мысу Нордкин, и уже спустя четверо суток ее командир сообщил, что боевой счет бригады подводных лодок СФ открыт— «402-я» потопила на рейде Хоннингсвога крупный транспорт. Хотя в последующие дни Столбов упустил нескольких потенциальных объектов для атаки, по возвращении в Полярное 24 июля его встречали как триумфатора. Лишь после войны из документов противника выяснилось, что взорвалась только одна из двух выпущенных лодкой торпед, да и то при ударе о скалу, в то время как цель — германский пароход «Ханау» — осталась невредима. По всей вероятности, причиной промаха стало нарушение режима хода торпед, выпущенных с дистанции 14—15 кбт. Тем не менее, Щ-402 сразу оказалась у командования на хорошем счету, что впоследствии не раз помогло Столбову в сложных ситуациях.
Так, например, во втором походе (7 — 16.8.1941) в Варангер-фьорд командиру дважды не удавалось выйти в атаку на германские эсминцы, причем в первом случае (утром 10 августа, спустя несколько часов после потопления в устье Кольского залива нашего сторожевого корабля «Туман») немцы сами едва не расстреляли находившуюся в надводном положении «щуку». 15-го Столбов обнаружил, что через захлопку газоотвода дизеля внутрь лодки попадает вода и без разрешения решил вернуться в базу. В довершение ко всему при возвращении штурман допустил ошибку в счислении в 29 миль, в результате чего лодка чуть было не попала под обстрел собственных дозоров и береговых батарей. Данный случай даже попал в директиву начальника Политуправления ВМФ И.В.Рогова, но все обошлось без последствий. В период с 24.8 по 10.9.1941 субмарина действовала у Нордкапа, где совершила три безрезультатных торпедных атаки. 7—8 сентября «щука» попала в сильный шторм. Из-за выплескивания электролита аккумуляторную батарею замкнуло на корпус. И в этот раз Столбов вернулся в базу досрочно, хотя на других лодках в таких ситуациях ограничивались тщательной промывкой и щелочением ям. Командиру снова попеняли, но оргвыводов не сделали. 3 — 28.10.1941 Щ-402 оперировала в Лоппском море — так в обиходе наши подводники именовали обширный залив между островами Сере, Лоппа и Фуглё на западном участке немецкой прибрежной коммуникации. После нескольких попыток Столбову удалось выйти в торпедную атаку, и, стреляя в упор новым «английским» (то есть залповым, с временным интервалом) методом, разнести в щепки норвежский каботажный пароход «Вестераален» (682 брт). К сожалению, военного груза на судне не было, а все 60 погибших (экипаж и пассажиры) являлись людьми сугубо гражданскими. Четвертый поход — в район Конгс-фьорда (13.11 —6.12.1941) — оказался безрезультатным. Конвой противника удалось обнаружить лишь однажды, да и то на очень большой дистанции. После ремонта Щ-402 вновь вышла в море (21.2 — 14.3.1942). 27 февраля лодка дважды скрытно атаковала конвои, причем во втором случае ей удалось уничтожить немецкий сторожевой корабль «Вандал» (погибли 24 члена экипажа). Вечером 3 марта «щука» напала на два тральщика, которые на деле оказались охотниками за подлодками. В результате часового преследования на Щ-402 обрушились 42 глубинные бомбы, жестоко потрепавшие легкий корпус. Спустя трое суток субмарина получила задачу перейти на позицию прикрытия союзного каравана, но, когда вечером 10 марта она прибыла в заданный район, выяснилось, что соляра на корабле почти не осталось — он вытек в море через лопнувшие швы топливно-балластных цистерн. После передачи 13 марта топлива и масла с К-21 Щ-402 прибыла в базу, а 3 апреля пришло известие, что лодка награждена орденом Красного Знамени.
После ремонта и смены аккумуляторной батареи Щ-402 ушла на позицию севернее о.Кильдин для охоты на вражеские субмарины (4 — 7.5.1942). Уже на второй день похода при всплытии для осмотра горизонта лодка столкнулась с крупной дрейфующей льдиной, отчего пострадали зенитный перископ и антенны. Не выполнив задачи, корабль вернулся в базу. Последовавшие затем два выхода на коммуникации (29.5—15.6.1942 в район Варде и 21 —26.7.1942 в Варангер-фьорд) также оказались безуспешными. Столбов трижды (2.6, 22.7 и 25.7) выходил в атаки, но из-за большой дистанции ни разу не попал в цель (впрочем, в годы войны все эти атаки считались удачными).
11 августа подлодка вышла в десятый боевой поход и через двое суток прибыла на позицию. В ночь на 14-е, когда она осуществляла зарядку батарей, вахтенный центрального поста старшина 2-й статьи Алексеев принял из 5-го отсека сообщение, что там ощущается сильный запах кислоты. Зная, что водорода в ямах 2 и 3-го отсека скопилось немного, Алексеев, с разрешения вахтенного командира лейтенанта Захарова, в нарушение всех инструкций, переключил вдувной вентилятор с аккумуляторных ям на вентиляцию 5-го отсека. Алексеев не учел, что при окончании зарядки водород выделяется особенно интенсивно, и когда спустя 28 минут он попробовал вновь переключиться на вентиляцию ям, случайная искра вызвала объемный взрыв. Мощная взрывная волна выгнула переборки, повредила магистрали различных систем и сдвинула с мест многие приборы и механизмы. Дверь между центральным постом и 3-м отсеком заклинило. В район аварии попытались попасть через 1-й отсек. Его верхний люк удалось отдраить, но от притока свежего воздуха возобновился пожар. Стало ясно, что все 19 членов экипажа, находившиеся в двух отсеках, погибли. В их числе оказались Столбов, военком Н.А.Долгополов, помощник К.Н.Сорокин и штурман А.Я.Семенов. Командование лодкой принял на себя механик капитан-лейтенант А.Д.Большаков, который сумел запустить дизели и, ориентируясь по магнитному компасу, привести лодку в базу. Комиссия, расследовавшая причины аварии, пришла к выводу, что происшествие на Щ-402 стало результатом грубого нарушения правил эксплуатации, технической безграмотности и халатного выполнения экипажем своих служебных обязанностей.
Новым командиром «щуки» стал капитан-лейтенант А.М.Каутский, бывший ранее помощником на Щ-421 (в этой должности участвовал лишь в последнем походе лодки). Боевое крещение обновленного экипажа состоялось в январе (17.1 — 3.2.1943), причем поход обеспечивал комдив Колышкин. Лодке дважды удавалось выйти в атаку в надводном положении, но в условиях шторма и полярной ночи торпеды прошли мимо. Обе атаки немцы зафиксировали, но их попытки нанести ответный удар также не увенчались успехом. Весной (10 — 26.3.1943 и 7— 23.5.1943) субмарина дважды патрулировала в районе Варде. Противник несколько раз атаковал «щуку», трижды лодка касалась минрепов. В атаку Каутскому удалось выйти лишь раз — 20 марта.
Через 1,5 минуты после выпуска трех торпед с дистанции 8—10 кбт гидроакустик услышал два взрыва, которыми, как стало известно из данных агентурной разведки, были потоплены два транспорта с мукой и стройматериалами. Хотя иностранные исследователи до сих пор не комментируют результаты этой атаки, возможность потопления двух судов при стрельбе по одному вызывает большие сомнения. Тем не менее, 25 июля Щ-402 была удостоена звания гвардейской, став, таким образом, единственной «щукой» — обладательницей двух высших боевых наград. Следующий (2.9 — 5.10.1943) поход субмарины в Карское море в район восточнее м.Желания не принес встреч с противником. После прибытия в Полярное лодка стала в средний ремонт, по оценкам специалистов, «ее материальная часть пришла в исключительную ветхость». Усилиями рабочих и личного состава к лету следующего года Щ-402 удалось ввести в строй. К тому времени командование БПЛ и СФ перешло к использованию подводных лодок по методу «нависающей завесы», суть которого заключалась в развертывании субмарин мористее линии минных заграждений и наведении их на конвои по данным воздушной разведки. Очевидно, что Щ-402 — единственная боеспособная «щука»—для этого мало подходила: ее 11,5-узловой «парадный» ход на практике был еще меньше из-за изношенности дизелей и снятия волнорезных щитков торпедных аппаратов. Участие лодки в операции «РВ-5» (поход 10 — 26.7.1944) свелось к семи безуспешным попыткам выйти на перехват конвоев, скорость которых каждый раз оказывалась выше. Несмотря на это, вечером 17 сентября 402-я вышла в свой последний — 16-й — боевой поход. Утром 21 сентября торпедоносец «Бостон» 36-го минно-торпедного полка ВВС СФ вылетел на «свободную охоту» в район западнее острова Магерё. Не дойдя до района поиска, под берегом у мыса Слетнес стрелок-радист обнаружил рубку подводной лодки. Командир экипажа капитан Протас, не раздумывая, описал широкий боевой разворот и сбросил торпеду, которая мгновенно поразила цель. При проявке заряженной в фотокинопулемет пленки специалисты штаба ВВС и БПЛ в один голос заявили, что на снимках, сделанных за секунды до попадания, запечатлена «щука». В последовавшем разбирательстве выяснилось, что в штабе авиаполка был грубо нарушен порядок постановки боевой задачи, в результате чего летчик не был уведомлен о запрещении атак любых подводных лодок в районе между Варде и м.Нордкин. Но тут возникает вопрос: с какой целью лодка находилась в позиционном положении на расстоянии всего пары миль от побережья противника в светлое время суток в условиях хорошей видимости? Поскольку Каутский не выходил на связь с сообщением о боевых повреждениях или аварии, остается предположить, что причиной этого стала грубая навигационная ошибка либо... «Бостон» атаковал все-таки немецкую подводную лодку, а Щ-402 погибла в другое время совсем по иной причине. Не так давно при поисках потопленного в районе Гамвика немецкого транспорта «Куритиба» частная норвежская компания обнаружила на дне остов субмарины. Поскольку где-то в этом районе погибли также Щ-401, К-2 и С-55, окончательная идентификация находки возможна лишь после глубоководного водолазного обследования.