Щ-403
К началу войны Щ-403 (капитан-лейтенант С.И.Коваленко) заканчивала текущий ремонт в Полярном, а затем вместе с Щ-404 была переведена в Иокангскую ВМБ и провела три патрулирования у горла Белого моря (12 — 29.7, 22 — 28.8 и 13 — 18.9.1941), входе которых лишь однажды — 17 сентября — встретила германскую U-566. Закончив месячный ремонт в Архангельске, 12 ноября Щ-403 перешла в Полярное, где вновь вошла в состав своего дивизиона. Первый выход на коммуникации противника (25 — 30.11.1941) оказался безрезультатным. Встреча с противником состоялась лишь в следующем походе (16.12.1941—4.1.1942) в район м.Нордкап. 18 декабря командир попытался, прицеливаясь «на глаз» из надводного положения, поразить с дистанции 15 кбт корабли германского конвоя, но все содержимое носовых и кормовых аппаратов ушло «в молоко». Спустя четыре дня в условиях плохой видимости Коваленко в упор выпустил две торпеды по другому конвою, но единственное, чего он добился, оказалось повреждение здания наблюдательного поста на мысе Сверхольт-Клуббен. 12 февраля «щука» снова вышла в море. На этот раз помимо обычных действий на коммуникациях ей предстояло высадить разведгруппу. Из-за сильного волнения попытка осуществить эту операцию в ночь на 15-е закончились неудачей, впрочем, как и несколько последующих. Сумевшие выбраться на берег из перевернутых шлюпок трое разведчиков погибли, а двое матросов — членов экипажа Щ-403 — попали в плен. Последующие события неоднократно, но недостаточно точно описывались в нашей литературе. Речь идет о произошедшем 19 февраля бое между Щ-403 и отрядом германских кораблей во главе с минзагом «Бруммер». В ту ночь в условиях плохой видимости и небольшого волнения подлодка производила зарядку аккумуляторов, находясь в северной части Порсангер-фьорда. Внезапно в 300—400 м от ПЛ были обнаружены идущие параллельным курсом два вражеских «сторожевика», оказавшихся на деле «Бруммером» и мобилизованным тральщиком М-1503 (входивший в состав отряда сторожевик «Нордлихт» из-за плохой видимости не обнаружил «щуку» и в бою не участвовал). Противоборствующие стороны заметили друг друга одновременно, после чего стоявший вахтенным минер «щуки» лейтенант Шилинский повернул влево, в то время как оба немецких корабля устремились на таран. Командир минзага конветтен-капитан Эрих Тобиас неправильно оценил курс Щ-403 и проскочил у нее за кормой. Поднявшийся к тому моменту на мостик Коваленко приказал дать залп из кормовых аппаратов, но подготовить их в 7-м отсеке не успели. Также попытавшийся таранить «щуку» тральщик чуть было не врезался в «Бруммер», но, пройдя у него за кормой, лег на параллельный с подлодкой курс и открыл огонь из 37-мм полуавтоматической пушки. Один из первых выпущенных снарядов пробил прочный корпус в 3-м отсеке на уровне ватерлинии, остальные попали в надстройку. Гораздо больший ущерб нанесли «эрликоны» минзага. Тяжелое ранение в ногу получил Коваленко, легкие — штурман Беляев и боцман Кузькин. Управление лодкой взял на себя штурман и приказал срочно погружаться. Вероятно, Коваленко в тот момент не мог ни передвигаться, ни говорить — и рубочный люк был задраен без него (Раненый Коваленко ухватился за бросательный конец с тральщика М-1503 и был спасен немцами. После ампутации ноги его перевезли в Германию, где долго допрашивали и, по некоторым данным, в 1944 году расстреляли). Тем не менее, «щука» оставалась в надводном положении еще минуту. Дело в том, что в нарушение всех инструкций кингстоны цистерн главного балласта оказались закрытыми, и, когда поступила команда их открыть (напомним — на «щуках» все они открывались вручную из соответствующих отсеков), в 3-м отсеке ее не выполнили, поскольку личный состав отсека был занят заделкой пробоины и из-за шума распоряжения не услышал. Тем временем лодка продолжала медленно описывать циркуляцию, представляя идеальную мишень для тарана. На этот раз свой шанс попытался использовать М-1503, но пока он выполнял соответствующий маневр, «щука», наконец-то, стала погружаться. Когда Щ-403 достигла восьмиметровой глубины, ее потряс страшный удар, нанесенный в верхнюю часть ограждения рубки и тумбу перископов. Почти невероятно, но ни от удара, ни от взорвавшейся спустя несколько секунд под лодкой глубинной бомбы прочный корпус не пострадал. 21 февраля вступивший в командование помощник командира ст.лейтенант П.В.Шипин привел лодку в базу. Повреждения легкого корпуса и мостика (обширная пробоина цистерны № 2, смятое ограждение рубки, тумба и сами перископы) потребовали длительного ремонта.
Новым командиром Щ-403 стал уже упоминавшийся нами К.М.Шуйский. В ноябре 1941 года, благодаря ходатайству командования БПЛ и СФ, он был освобожден из-под стражи и в следующем месяце назначен помощником на К-3. Первый поход на «403-й» в роли командира (2 — 11.6.1942) сразу принес Шуйскому славу, хотя, если верить данным противника, реальных успехов в нем достигнуто не было. Из двух «победных» атак (8 и 11.6), проведенных с дистанций 8—12 кбт, вторую немцы даже не заметили. Затем (28.6 — 8.7.1942) «щука» выходила на прикрытие каравана PQ-17, причем 7 июля Шуйскому удалось уклониться от торпедного залпа вражеского «у-бота». Далее последовал новый поход в Варангер-фьорд (29.7— 12.8.1942), в ходе которого субмарина дважды избежала гибели: первый раз — на новом противолодочном минном поле, второй — когда после безуспешной торпедной атаки 11 августа «щука» подверглась трехчасовому преследованию охотников, сбросивших на нее 118 глубинных бомб. В сентябре (11 —23.9.1942) лодка прикрывала переход PQ-18 и вновь едва не попала под торпеды немецкой субмарины. После небольшого ремонта Щ-403 действовала в Варангер-фьорде (22.10 — 7.11.1942), где совершила безуспешную атаку (28.10), а спустя пять дней снова подверглась длительному преследованию противолодочных сил. Две точно сброшенные бомбы подорвали клапаны вентиляции лодки и кингстоны нескольких цистерн, вывели из строя освещение. Но в целом «щуке» везло: она благополучно пришла в базу, а при многократном пересечении минного поля ни разу не коснулась минрепа.
В следующем походе (2 — 19.12.1942) командир атаковал вражеский конвой, но единственным результатом стал самопроизвольный взрыв собственной торпеды на небольшом удалении от субмарины — ив этот раз обошлось без повреждений. Затем последовал затянувшийся до середины апреля ремонт, в ходе которого на лодке сменили аккумуляторную батарею и установили стабилизатор глубины «Спрут». В мае — июне «403-я» дважды выходила на позицию в район м.Нордкин (3—12.5 и 25.5 —10.6.1943), но встреч с кораблями противника не имела. Казалось, неплохие результаты были достигнуты в июльском походе (12 — 23.7.1943) в район Конгс-фьорда. Лодка дважды выходила в торпедные атаки (17 и 20.7) и претендовала на потопление тральщика и транспорта. На самом же деле в первом случае торпеды были выпущены с дистанции 12 кбт по охотнику из внешней линии охранения крупного конвоя, причем сам конвой Шуйский так и не обнаружил. Основанием для победного рапорта стали взрывы глубинных бомб, сброшенных германским гидросамолетом на замеченные торпеды. Во второй раз, стреляя с дистанции 9 кбт, командир промахнулся, но услышанный спустя 10 минут (!) взрыв торпеды при ударе о береговую скалу все равно стал основанием для победного доклада. Уже на следующий день после возвращения из похода экипаж «щуки» праздновал награждение корабля орденом Красного Знамени.
К этому времени уже сильно проявился износ корпуса субмарины. В частности, обшивка топливных цистерн внутри прочного корпуса постоянно протекала. После усиленного навигационного ремонта вечером 2 октября Щ-403 вышла к Конгс-фьорду и пропала без вести. Скорее всего, она погибла на минных полях «Коффер Гепакт» или «Конрад Бегрюсст», выставленных минным заградителем «Роланд». Дело в том, что, в отличие от остальных немецких полей, эти находились на расстоянии менее 5 миль от берега, то есть там, где, по мнению составителей боевой инструкции, мины отсутствовали и лодки должны были осуществлять поиск конвоев на перископной глубине. Особенно обидно, что еще 18 августа патрулировавшая в этом районе подлодка Л-15 обнаружила с помощью «Дракона» несколько минных банок, но в штабе БПЛ этому не придали особого значения.