Щ-404
В начале войны лодка (капитан-лейтенант В.А.Иванов) вместе с Щ-403 на четыре месяца передавалась в распоряжение командира Иокангской ВМБ. С перерывом на ремонт в Архангельске субмарина совершила четыре выхода в дозор (23 — 24.6, 26.6 — 12.7, 2 — 20.8 и 1 —9.10.1941), так ни разу и не встретив врага. С конца октября «щука» базировалась в Полярном и после небольшого курса боевой подготовки вышла на коммуникации противника. Первые два похода (15.12.1941 — 7.1.1942 и 6.2 — 3.3.1942) проходили в обстановке полярной ночи, снегопада, сильных штормов и не принесли результатов, если не считать высадки разведгруппы в районе Тромсе. Боевой счет был открыт в третьем крейсерстве на позиции близ Тана-фьорда (30.3 — 5.4.1942). Хотя первая атака 31 марта получилась неудачной из-за плохой видимости, на следующий день Щ-404 метким залпом потопила транспорт «Михаэль» (2793 брт). Эскорт конвоя не остался в долгу: в результате 2,5-часового преследования на находившуюся на грунте «щуку» было сброшено более 60 бомб. От их взрывов вышли из строя приборы, разбились три бака аккумуляторной батареи. После ремонта субмарина выходила в Лоппское море (28.4 — 8.5.1942), где несколько раз безуспешно искала противника на шхерных коммуникациях. После возвращения Щ-404 начала текущий ремонт. К сожалению, по времени он совпал с ожесточенными бомбардировками Мурманска, где как раз и ремонтировалась субмарина. Утром 30 июня в 14 м от находившейся на слипе лодки взорвалась 250-кг бомба, буквально изрешетившая осколками легкий и прочный корпуса. Выход из строя многих приборов и механизмов задержал срок готовности корабля до конца августа.
Между 16 сентября и 1 октября субмарина патрулировала в Варангер-фьорде. Один раз — 22-го — ей довелось выйти в безуспешную торпедную атаку, на которую противник ответил вялым бомбометанием. При попытке напасть на конвой в следующем походе (15 — 29.10.1942 в район м. Нордкап) «щука» была обнаружена сторожевиками, но смогла без повреждений уклониться от 55 глубинных бомб. Две торпедные атаки с очень больших расстояний (20 и 17 кбт) были проведены днем 4 декабря во время следующего похода (30.11 — 15.12.1942). Увеличение дистанций уберегло лодку от контратак, но и лишило успехов. В этих походах субмарина лишь чудом избежала встреч с минами, линии которых она многократно форсировала в самых опасных условиях.
Осторожность, присущая Иванову, проявилась и в последующих патрулированиях. С 15 по 27 января 1943 год он действовал на позиции у Нордкапа, дважды атаковал с больших дистанций конвои и, опасаясь противолодочных кораблей, не сумел воспрепятствовать постановке нового минного заграждения в северной части его позиции. После еще одного безрезультатного крейсерства в данном районе (22.2 — 11.3.1943) Иванов, воевавший в должности командира Щ-404 с первого дня войны, возглавил дивизион (И.А.Колышкин 28.2.1943 стал командиром БПЛ). На должность командира лодки был выдвинут капитан-лейтенант Г.Ф.Макаренков, ранее исполнявший обязанности помощника на Щ-402. И действия «щуки» сразу же стали более активными. В первом же походе (18.4 — 4.5.1943) в Варангер-фьорд, несмотря на большую продолжительность полярного дня и многочисленные дозоры противника, Макаренков смело пошел на сближение с конвоем. К сожалению, его подлодка была обнаружена и подверглась 8,5-часовому преследованию, в ходе которого на нее обрушились 174 глубинные бомбы. Несмотря на столь серьезное испытание, новый командир смог уберечь корабль от значительных повреждений и спустя несколько дней, 25 апреля, дал четырехторпедный залп по группе вражеских охотников — правда, прошедший мимо цели. После возвращения субмарина была награждена орденом Красного Знамени (24 июля), затем прошла текущий ремонт, в ходе которого получила ГАС «Дракон». В руках Макаренкова эта станция оказалась не бесполезным предметом, а средством, позволявшим экспериментировать над выработкой новых тактических приемов. В сентябре (11 —21.9.1943) Щ-404 действовала в Варангер-фьорде. Придя к правильным выводам относительно причин срывов торпедных атак, Макаренков попытался стрелять без использования перископа с глубины 15м, исключительно по данным акустических пеленгов. Первая такая атака была предпринята против немецкого конвоя 14 сентября. Во втором случае, спустя 6 дней, командир попробовал увеличить глубину погружения до 22 м, но просчитался — хвостовая часть одной из трех торпед оказалась зажата в торпедном аппарате. Вполне возможно, торпедные залпы и привели бы к успеху, если бы ГАС использовалась в гораздо более эффективном активном режиме, а сами залпы совершались с меньших дистанций. В любом случае, лодка так и не была обнаружена противником и на нее не упала ни одна бомба. Продолжить эксперименты в следующем походе (31.10—18.11.1943 в район Порсангер-фьорда) Макаренкову не удалось. «Щука» неоднократно пыталась выходить на перехват вражеских конвоев, о которых сообщала воздушная разведка, но не находила целей. 13 декабря лодка начала средний ремонт, что фактически означало постановку на прикол —для того, чтобы произвести необходимый объем работ, не было ни сил, ни средств. До окончания боевых действий выйти из ремонта «щуке» уже было не суждено, в связи с чем в июне 1944 года ее командира перевели на новейшую С-19. Последним командиром Щ-404 военной поры стал капитан 3 ранга С.А.Голев.