Щ-421

 

В свой первый боевой поход Щ-421 (капи­тан-лейтенант Н.А.Лунин) вышла уже вечером 22 июня. Двукратные попытки атаковать конвои в Варангер-фьорде успехом не увенча­лись. 8 июля «щука» вернулась с позиции, но 19-го на стоянке в губе Оленья подверглась нападению эскадрильи «юнкерсов». На рас­стоянии 20 — 70 м от лодки взорвалось три (по-видимому, 250-кг) авиабомбы. От сильно­го гидравлического удара вышли из строя сис­тема подъема командирского перископа, ги­рокомпас, машинный телеграф и многие при­боры. Наскоро устранив повреждения, 20 июля Лунин вновь вышел в Варангер-фьорд. Уже первые погружения показали, что осмотр повреждений корпуса производился, по мень­шей мере, поверхностно — одна заклепка ока­залась начисто выбита, а 15 других пропус­кали воду. В результате Щ-421 не могла по­гружаться на глубину более 30 м, и ее уже 25-го отозвали в Полярное. Впервые заявить о себе Лунину удалось во время следующего (26.10 — 17.11.1941) похода в Лоппское море. Смело проникая в различные фьорды и шхер­ные проливы, командир неоднократно стал­кивался с небольшими конвоями противника. Днем 2 ноября с дистанции около 12 кбт он безуспешно выпустил торпеду в германский транспорт «Жоао Пессоа», 9-го попытался торпедировать шедший в конвое норвежский теплоход «Бретань» (обе торпеды взорва­лись, не дойдя до цели — скорее всего, уда­рились о подводное препятствие), а на сле­дующий день выпустил в упор две торпеды в транспорт «Магдалена Виннен». Из-за тума­на и снега условия наблюдения были настоль­ко плохими, что, атакуя, Лунин считал, что имеет дело с одиночным судном, хотя на са­мом деле транспорт шел в составе конвоя и, по зарубежным данным, не пострадал. В свя­зи с этим следует предположить, что увиден­ный командиром «столб воды и дыма выше мачт», в действительности, представлял со­бой очередной снежный заряд. Несколько раз лодка подвергалась преследованиям и непро­должительным бомбардировкам, которые вку­пе с мелкими неисправностями (вышел из строя зенитный перископ, оплавился подшип­ник одного из компрессоров) заставили суб­марину досрочно вернуться в базу. Несмотря на это, в Полярном Лунина встречали как ге­роя. В следующем походе (6 — 28.12.1941) командир Щ-421, обнаружив в районе Варде одиночное (очевидно, норвежское) судно, с небольшой дистанции выпустил по нему четыре торпеды, после чего услышал два взры­ва. (Зарубежные историки не дают информа­ции по этому случаю). В пятом боевом похо­де (22.1 — 8.2.1942) «щука» патрулировала в районе Нордкапа. Две первые атаки, направ­ленные против немецкого конвоя (26.1) и мин­ного заградителя «Бруммер» (1.2), результа­тов не принесли — сказались трудности в определении параметров движения целей в условиях полярной ночи. Оба раза немцы ожесточенно контратаковали лодку, но не смогли нанести ей повреждений. Наконец, 5 февраля Лунин перехватил очередной кара­ван и, стреляя в упор, сумел отправить на дно транспорт «Консул Шульте» (2975 брт), перевозивший в Киркенес разборные дере­вянные казармы для солдат Вермахта. Обо­зленные потерей судна, немцы бомбили го­раздо точнее и причинили субмарине серьез­ные повреждения. Особенно неприятными были утечка соляра из топливной цистерны № 4 и трещина в магистрали трюмной пом­пы. Вырвавшаяся из нее вода быстро запол­нила артпогреб и угрожала вызвать замыка­ние приборов центрального поста. К счастью, в течение часа «щуке» удалось оторваться от преследователей. Сразу после окончания по­хода Лунин получил назначение на подвод­ный крейсер К-21 и был представлен к зва­нию Героя Советского Союза. Новым коман­диром лодки стал его бывший помощник ка­питан-лейтенант Ф.А.Видяев.

9 марта, сразу после устранения повреж­дений, Щ-421 вышла к м.Нордкап (обеспечи­вающий — капитан 2 ранга И.А.Колышкин) на смену К-3, получившей повреждения от «глу­бинной бомбы, сброшенной с самолета». Даже поверхностный анализ ситуации (в момент взрыва «К-3» шла на глубине 63 м) заставлял усомниться в выводах командира «катюши» К.И.Малофеева о причинах повреждения. Ког­да же «К-3» пришла в базу, все встало на свои места: в тумбе командирского перископа был найден фрагмент фланца противолодочной мины UMB. Вполне возможно, что своевремен­но переданная информация о появлении мин (а немецкий минный заградитель «Ульм» скрытно выставил в северной части Порсангер-фьорда заграждение «Урсула») смогла бы спасти Щ-421, но, к сожалению, и на этот раз командование не проявило должной растороп­ности. Почти ежедневно лодка дважды пере­секала минное поле и 28 марта вышла в тор­педную атаку на германский конвой, хотя и безуспешно. 4 апреля на субмарине приняли поздравления по случаю награждения кораб­ля орденом Красного Знамени, но поднять флаг с заслуженной наградой подлодка не ус­пела. В 20.58 8 апреля, пересекая в очеред­ной раз заграждение «Урсула» на глубине 15 м, Щ-421 подорвалась на мине. Хотя центр взрыва находился примерно в 3 м выше кор­мовой оконечности, а вес ВВ мины UMB со­ставлял всего 40 кг, этого оказалось достаточ­но, чтобы перебить правую линию вала и за­клинить левую. Благодаря хорошей организа­ции службы, личный состав не растерялся и принял все меры для спасения лодки. Произ­веденный в надводном положении внешний осмотр выявил длиннейший список поврежде­ний, следствием которых стала полная потеря хода. Радиопередатчик не пострадал, поэто­му удалось доложить обстановку командова­нию. Далее последовала 14-часовая эпопея, когда, используя импровизированный парус, сшитый из чехлов дизелей, экипажу удалось предотвратить дрейф к вражескому побере­жью и дождаться прибытия К-22. Из-за све­жей погоды попытка буксировки лодки не удалась, и в 13.43, после снятия людей, «катю­ша» добила «щуку» торпедой. Все члены эки­пажа Щ-421 остались живы. Гибель же лодки лежит на совести командования СФ.