Винные тележки и эксклюзивный домашний кабинет из синтепона.

Щ-422

 

Щ-422 (капитан-лейтенант А.К.Малышев) незадолго до начала войны закончила серь­езный ремонт и потому ее экипаж имел неко­торый перерыв в боевой подготовке. Видимо, это и стало причиной неудачи в первом похо­де (5 — 12.7.1941), когда из-за неисправнос­ти кормовых горизонтальных рулей субмари­не пришлось вернуться в базу. Не удалось встретить противника и во втором походе (25.7 — 9.8.1941), хотя подлодка всего на не­сколько часов разошлась с немецкими эсмин­цами, потопившими перед входом в Кольский залив сторожевой корабль «Туман». Резуль­таты принес третий боевой поход на комму­никации противника (30.8 — 23.9.1941). Ата­ки вражеских транспортов 3 и 5 сентября ока­зались безуспешными, зато утром 12 сентяб­ря торпеда, выпущенная с дистанции 5 кбт, отправила на дно норвежский пароход «Оттар Ярл» (1459 брт). Днем субмарина неудач­но атаковала пытавшийся оказать помощь эки­пажу потопленного судна норвежский транс­порт «Лофотен», а вечером, после длитель­ного преследования, выпустила в бухте Берлевог торпеду по каботажному пароходику «Танахорн». Как выяснилось через много лет, тор­педа поразила цель, но не взорвалась и была обследована немецкими специалистами. К их удивлению, на деталях снаряда оказались не британские, а советские клейма!

5 октября Щ-422 вышла к Нордкапу, но уже через пять дней была вынуждена вернуться в базу — ударом незакрепленной переборочной двери во время шторма командиру лодки сло­мало три пальца. Возможно, что уже тогда Малышев попал под подозрение политотдела бригады как человек, пытающийся уклонить­ся от патрулирования на позиции. В против­ном случае, трудно объяснить то, что в следу­ющем походе (9 — 31.1.1942) его, будто моло­дого неопытного командира, обеспечивал ком­див капитан 2 ранга И.А.Колышкин. 18 января субмарина в условиях плохой видимости бе­зуспешно атаковала у Гамвика небольшой па­роход или сторожевик, а 23-го промахнулась по крупному транспорту из состава конвоя. 26 января была одержана легкая победа над нор­вежским мотоботом «Морильд» (расстрелян из 45-мм пушки после пленения экипажа), но ут­ром следующего дня попытка поразить торпе­дой небольшое судно опять не удалась. В ночь на 28 января находившаяся в районе зарядки подлодка была внезапно атакована эсминцем Z-24, который в составе флотилии однотипных ему кораблей совершал переход из Киркенеса в Тромсе. Малышев сумел уклониться от таранного удара, но сброшенные глубинные бомбы вывели из строя гирокомпас и балласт­ную цистерну № 4 — в ней образовалась боль­шая пробоина. Пришлось прервать поход и взять курс на восток. По возвращении в базу командир получил орден Ленина, а комдив — Звезду Героя Советского Союза.

Два последующих похода (9 — 29.3.1942 и 23.4 — 1.5.1942) стали прелюдией к трагичес­кой развязке. Случилось так, что в обоих слу­чаях лодка возвращалась с позиций досроч­но, хотя вины командира в этом не было: в первом случае Малышева отозвало само ко­мандование, опасаясь, что в районе его по­зиции смогут оказаться транспорты из распав­шегося каравана PQ-13, в другой раз — вы­шло из строя электрическое управление горизонтальными рулями. Ни одной атаки лодка не совершила, хотя попытки предпринима­лись — в одном из столкновений немецкий тральщик даже погнул на «щуке» антенную стойку. В это время политотдел как раз вел борьбу за повышение результативности по­ходов (даже по докладам число удачных тор­педных атак в первые три месяца 1942 года, по сравнению с концом 1941-го, резко сокра­тилось), и Малышев, по всей вероятности, показался политотдельцам подходящей фи­гурой для показательной экзекуции. Первым делом за «грубость и потерю тесной связи с массами» был снят с должности друг Малы­шева, военком лодки старший политрук Е.А.Дубик. Новый военком — инструктор по­литотдела БПЛ А.Е.Табенкин — не скрывал того, что прислан для пристального наблюде­ния за командиром. Именно в этом межлич­ностном конфликте (вряд ли Малышев с пре­дубеждением относился ко всем политработ­никам поголовно — до поступления в ВВМУ им.Фрунзе он сам был комиссаром эсминца «Сталин»), по мнению авторов, крылись кор­ни событий, развернувшихся на борту Щ-422 в ее восьмом походе (21.5 — 8.6.1942). Пос­ле того, как лодка была передвинута коман­дованием с позиции по прикрытию союзного конвоя к мысу Нордкин, Малышев отказался от выходов в атаки на немецкие подлодку (31.5) и конвой (2.6). После каждого срочного погружения командир, не скрывая издевки над «лопухом-политотдельцем», водил комисса­ра в 6-й отсек, где показывал ему протекаю­щую заклепку и предлагал вернуться в базу. Днем 4 июня находившаяся в районе зарядки «щука» получила информацию о выходе из Киркенеса вражеского конвоя, но при движе­нии в точку перехвата на ней внезапно вы­шел из строя гирокомпас. Через два часа при­бор начал давать правильные показания, но вскоре отказала его следящая система — ока­зался оборван провод питания. Выяснив, что в обоих случаях никто, кроме Малышева, к гирокомпасу не подходил, Табенкин приказал дать радиограмму: «Командир занимается преступной деятельностью, пребывание на позиции считаю бесполезным». «Щуку» ото­звали в базу и на следующий день корабль получил нового командира — «любимца бри­гады» капитан-лейтенанта Ф.А.Видяева (Дальнейшая судьба А.К.Малышева содержит немало белых пятен. Уже на первых допросах он, якобы, при­знался, что пропустил немецкий конвой 2 июня предна­меренно. Официально считается, что остававшийся в распоряжении штаба СФ Малышев погиб в результате воздушного налета 4 сентября 1942 года, однако абсо­лютно точно известно, что ни в этот, ни в предыдущие или последующие 2—3 дня налетов ни на Полярное, ни на Мурманск немецкая авиация не производила). Пер­вый выход «щуки» с новым командиром (6 — 26.7.1942) не принес побед, даже несмотря на присутствие на борту знаменитого Колышкина. В следующем походе (21 —25.8.1942) Видяев 24 августа промахнулся по конвою, после чего подвергся двухчасовому пресле­дованию немецких охотников, сбросивших на лодку 179 глубинных бомб. Повреждения пра­вой линии вала и электрического управления рулями заставили лодку вернуться в Поляр­ное. Ее быстро отремонтировали, и уже 7 сен­тября Щ-422 вышла на позицию прикрытия каравана PQ-18. 15 сентября у норвежского побережья «щука» безуспешно атаковала охотник Uj-1103, но, не встретив целей в по­следующие дни, 25-го вернулась в базу. До 16 января 1943 года субмарина простояла в текущем ремонте, затем еще почти месяц по­тратила на отработку учебных задач.

Февральский (15.2 — 1.3.1943) и апрель­ский (4 — 21.4.1943) походы опять оказались безрезультатными: лодка произвела три тор­педные атаки (20, 27.2 и 19.4), но каждый раз промахивалась из-за исключительно плохих условий видимости. Во время 14-го похода (24.5 — 1.6.1943) утром 31 мая Видяев атако­вал с небольшой дистанции вражеский конвой в районе Сюльте-фьорда, но все торпеды взор­вались о прибрежные скалы. Вооруженные гид­роакустикой охотник Uj-1206 и тральщик М-343 прочно сели субмарине «на хвост» и в тече­ние трех часов сбросили на нее 356 глубин­ных бомб, что, по-видимому, стало наиболее ожесточенной противолодочной атакой, какой когда-либо подвергалась советская подводная лодка. В конце концов, Щ-422, несмотря на многочисленные мелкие повреждения, уда­лось оторваться от преследователей и уйти под защиту батарей Рыбачьего.

После срочного ремонта 30 июня «щука» вышла в новый поход, вернуться из которо­го ей было не суждено. По немецким дан­ным, вечером 4 июля в районе мыса Блудшютудде неизвестная подводная лодка ата­ковала конвой. Спустя несколько часов в этот район прибыла противолодочная группа Кригсмарине, состоявшая из трех охотников 12-й флотилии. 5 июля в 5.34 Uj-1217 заме­тил торпедный след и показавшуюся из воды рубку субмарины. Немцы немедленно контр­атаковали и в течение часа сбросили на «щуку» 73 глубинные бомбы. Внезапно в 6.35 подлодка показалась на поверхности, и ока­завшийся поблизости Uj-1217 без промедле­ния нанес таранный удар. После того, как корпуса кораблей разошлись, немцы наблю­дали кажущийся невероятным переворот субмарины кверху килем и ее погружение. По поверхности моря разлилось огромное мас­ляное пятно. По всей вероятности, в самый ответственный момент у порядком изношен­ной «щуки» заклинило горизонтальные рули или отказал их электрический привод.