Авиационное вооружение
Основным оружием противолодочного крейсера проекта 1123 считались вертолеты Ка-25ПЛ. По замыслу, сначала в районе предполагаемого нахождения вражеской подводной лодки вертолеты сбрасывают радиогидроакустические буи (РГАБ), а затем, после первоначального обнаружения цели, уточняют ее координаты с помощью опускаемых гидроакустических станций (ОГАС). Уничтожение субмарины также возлагается на вертолеты, а в случае близкого нахождения крейсера — на ПЛРК “Вихрь”. По сценарию, при круглосуточном поиске в воздухе постоянно должны были находиться два-три вертолета. Во время проектирования “Кондора” наиболее опасным районом, в котором могли быть развернуты американские ракетные подводные лодки, считалась акватория Северного Ледовитого океана. Поэтому “Москва” и “Ленинград” предназначались для Северного флота, причем планировалось их взаимодействие с расположенными по кромке льда гидроакустическими станциями, замаскированными под посты научных и метеорологических экспедиций. Однако пока корабли дальней зоны ПЛО проектировались и строились, ситуация изменилась. На вооружение американских подлодок поступили баллистические ракеты “Поларис” А-3 и “Посейдон” с гораздо большей дальностью полета, из-за чего позиции патрулирования переместились в более отдаленные районы Мирового океана. Актуальность охоты за подводными ракетоносцами в Баренцевом море отпала, и оба противолодочных крейсера остались на Черном море с задачей поиска атомных субмарин в Средиземном море и Атлантике. Противолодочный вертолет Ка-25ПЛ разрабатывался в ОКБ Н.И.Камова и был принят на вооружение в 1962 году. Он имел двухвинтовую соосную схему, взлетную массу 7,2 т, максимальную скорость 205 км/ч и максимальную дальность полета 650 км. Поначалу шасси вертолета оснащалось надувными баллонетами, позволявшими в случае необходимости совершать посадку на воду. Но они показали себя неэффективными, и в 1973 году их сняли. Тогда же Ка-25 оснастили агрегатами чрезвычайного режима АЧР, в случае отказа одного двигателя автоматически переводившими работу второго в форсированный режим. Для обеспечения поиска подводных лодок на вертолете устанавливалась ОГАС “Ока”, РЛС “Инициатива-2” со счетно-решающим устройством “Жасмин” и устройство СПАРРУ-55 для приема сигналов от РГАБ. В нормальных условиях вертолет мог взять одну 450-мм противолодочную торпеду АТ-1, или четыре глубинные бомбы ПЛАБ-250-120, или 36 малых гидроакустических буев “Чинара”, позже замененных новыми типа “Жетон”. Самонаводящаяся акустическая торпеда АТ-1 могла поражать подводные лодки, идущие со скоростью до 25 узлов на глубине до 200 м.
Все 14 вертолетов (12 Ка-25ПЛ, 1 Ка-25ЦУ и 1 Ка-25ПС) располагались в ангарах: 12 —в нижнем подпалубном и 2 —в верхнем. Подача машин из нижнего ангара осуществлялась двумя лифтами-вертолето-подъемниками с цепным приводом. Для транспортировки летательных аппаратов внутри ангара имелась специально спроектированная полуавтоматизированная система продольно-поперечной буксировки с помощью цепных транспортеров. По верхней палубе вертолеты перемещались тягачами. Оба ангара были оборудованы системами вентиляции с автоматическим выключением при пожаре, контроля концентрации паров керосина, водораспыления с автоматическим включением и воздушно-пенного тушения, температурно-тревожной сигнализации. В нижнем ангаре имелись три специальные противопожарные асбестовые шторы, которыми можно было отделить очаг возгорания от остального объема (по воспоминаниям моряков, эти шторы хорошо подходили для экрана при демонстрации фильмов). В верхнем ангаре размещалась ремонтная мастерская, осуществлявшая мелкий ремонт и регламентные работы после каждых ста часов налета.
На полетной палубе находились три взлетно-посадочные площадки и одна резервная, использовавшаяся только для взлета. По наружному контуру палуба оборудовалась специальным сетчатым ограждением и системой светосигнальных огней. Каждая ВПП оснащалась системой заправки вертолета топливом и маслом (аналогичная система в нижнем ангаре считалась резервной и практически не использовалась), а также всеми необходимыми противопожарными средствами и устройством подачи теплого воздуха для обогрева двигателей вертолетов. Запас авиационного керосина составлял 280 т.
Под нижним ангаром на нижней палубе, 1-й и 2-й платформах размещались погреба авиационного боезапаса, вмещавшие по штату 30 торпед АТ-1, 40 250-кг противолодочных бомб ПЛАБ-250-120, 150 ориентир-ных авиационных бомб, 504 РГАБ “Чинара” и 300 буев “Поплавок”. Весь боезапас хранился в стеллажах; с помощью тельферов и специальных тележек он подавался к винтовому лифту грузоподъемностью 1500 кг, доставлявшему его в нижний ангар. Подвеска оружия и кассет с буями на вертолет предусматривалась как в ангаре, так и на верхней палубе. Имелся и особый, хорошо защищенный погреб для хранения 8 ядерных глубинных бомб мощностью по 80 кг.
Управление полетами осуществлялось из нависавшего над палубой стартово-командного поста (СКП), в котором находился командир БЧ-6. Никаких специальных устройств (типа распространенного на Западе “Медвежьего капкана”), улавливавших вертолет при посадке, не было: внушительные размеры полетной палубы позволяли сажать винтокрылые машины так же, как и на суше. Следует отметить, что во время пребывания противолодочных крейсеров в базе, вертолетов на них, как правило, не было: они располагались на берегу в поселке Мирный (Донузлав) в составе 78-го Отдельного корабельного противолодочного вертолетного полка (ОКПЛВП). А перед уходом в дальнее плавание одна из четырех эскадрилий полка перебазировалась на корабль.