Испытания

Освоение личным составом сложнейшей техники, которой был насыщен крейсер проекта 1123, представляло собой очень непростую задачу. Поэтому формирование экипажа “Москвы” началось уже в марте 1965 года — значительно раньше, чем это было принято при постройке кораблей предыдущих проектов. Первые два года моряки жили на берегу, в казармах 3-го военного городка в Николаеве, и лишь 4 марта 1967 года переселились на корабль. Будущие специалисты неоднократно командировались в Москву, Ленинград, Киев, Дубну, Таганрог и другие города, где знакомились с техникой непосредственно на предприятиях-разработчиках. Освоение противолодочного оружия проходило в учебном центре в Балтийске, ракетного комплекса “Шторм” — на опытном судне ОС-24 в Севастополе.

В апреле 1967 года ПКР “Москва” прошел кренование и размагничивание на стенде. Тогда же опытным путем определили период бортовой качки — для этого по старинке команду корабля заставляли перебегать с одного борта на другой. 16 апреля, сразу же после завершения швартовных испытаний, на головном “Кондоре” был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР.

Ходовые и государственные испытания проходили в несколько этапов с 21 апреля по 3 ноября. Сначала корабль перешел в Севастополь, где был поставлен в сухой док Севморзавода для очистки подводной части. Испытания проводились в районе мыса Херсонес и на ракетном полигоне близ Феодосии. Режим продолжительного хода — со скоростью 24 узла в течение двух суток — опробовался во время безостановочного перехода из Севастополя до Сухуми и обратно. Вместе с кораблем проходили госприемку многие образцы вооружения, поэтому программа испытаний была весьма насыщенной. Достаточно сказать, что ПКР “Москва” выпустил 26 ракет комплекса “Шторм” и 14 — комплекса “Вихрь”, сделал 1220 выстрелов из артустановки АК-725, 441 -из установки РЭБ ЗИФ-121 и 170-из бомбомета РБУ-6000. Кроме того, было проведено 9 пусков торпед (в том числе 7 противолодочных СЭТ-53).

В целом испытания оружия прошли успешно (если не считать мелкого ЧП, когда реактивной струей ракеты “Вихрь” сорвало крышку люка помещения уголковых отражателей). А вот испытания вертолетного комплекса омрачила авария, произошедшая 6 августа в районе мыса Чау-да в точке с координатами 44°55' с.ш. 36°07' в.д. В ходе отработки ночных полетов вертолет Ка-25 из-за неполадок в системе подачи топлива упал в воду. Баллонеты, которые должны были автоматически надуваться при ударе о воду, не сработали, и машина ушла на дно. Одному из пилотов — летчику-испытателю В.М.Евдокимову — удалось спастись, а штурман И.Е.Михайлов погиб. После подъема вертолета со дна, проведения анализа причин его падения и тщательной проверки остальных винтокрылых машин испытания продолжились. Всего было сделано около ста вертолето-вылетов, и программу удалось завершить к намеченному сроку. После экстренных доводочных работ на заводе-строителе, 25 декабря 1967 года состоялось подписание приемного акта. Затянувшееся создание крейсера вынуждало хотя бы формально ввести его в строй в текущем году, и офицерам из военной приемки в конце концов пришлось закрыть глаза на некоторые недоделки. Новый 1968 год “Москва” встретила уже в Севастополе. Но реально корабль вошел в состав первой линии флота только через девять с половиной месяцев — столько времени потребовалось на устранение всевозможных недоработок и прохождение экипажем полного курса боевой подготовки.