“Московская недвижимость”
Если первая половина “жизни” крейсера “Москва” была активной и, несмотря на аварии, весьма успешной, то вторая, увы, куда менее интересной. После десятой боевой службы корабль в октябре 1982 года встал на ремонт к стенке Севморзавода имени С.Орджоникидзе — из-за загрузки Черноморского судостроительного завода (бывшего № 444 имени И.И.Носенко) новыми заказами работы решили проводить в Севастополе. К сожалению, ничего хорошего из этого не вышло: недостаточная оснащенность Севморзавода привела к тому, что ремонт растянулся на 7 лет, а качество его оставляло желать лучшего. К тому же за это время с корабля ушли многие специалисты, и уровень квалификации экипажа резко упал. Возвращение “Москвы” в строй и прохождение курса боевой подготовки заняло еще полтора года.
В 1991 году противолодочный крейсер совершил небольшой поход в болгарский порт Варна, а затем ушел на последнюю, одиннадцатую боевую службу на Средиземное море. Боеспособность “Москвы” была полностью восстановлена: об этом можно судить хотя бы по тому, что суммарное время поддержания контакта с иностранной АПЛ составило 72 ч 12 мин плюс 5 ч 31 мин — вертолетной эскадрильей.
В Севастополь крейсер вернулся 2 декабря — накануне официального распада СССР. Дальнейшее развитие политической ситуации вокруг Черноморского флота имело удручающие последствия. “Москва” вместе с другими кораблями 30-й дивизии почти перестала выходить в море. Флот начал стремительно сокращаться, а его боеспособность — падать.
27 января 1992 года крейсер “Москва” совершил переход в Новороссийск, где уже на следующий день его посетили президент Б.Н.Ельцин и министр обороны Е.И.Шапошников. В ходе встречи на борту корабля, в которой участвовали также главком ВМФ В.Н.Чернавин и командующий флотом И.В. Касатонов, президент России заявил, что “Черноморский флот был, есть и будет российским”. Эти слова воодушевили моряков, поскольку тогдашнее руководство Украины уже подписало указ о переподчинении флота и его главной базы Севастополя под свою юрисдикцию. Однако очень скоро стало ясно, что оснований для оптимизма у моряков-черноморцев нет. Сократившегося финансирования едва хватало на продукты и выплату жалованья личному составу. Между Россией и Украиной начались затяжные переговоры о разделе флота, до завершения которых участь кораблей и их экипажей оставалась абсолютно неясной. Разумеется, ни о какой боевой службе теперь не могло быть и речи.
Последние годы своей карьеры крейсер “Москва” провел у севастопольского 12-го причала, став своего рода украшением Северной бухты. В море он практически не выходил, за что местные острословы прозвали его “Московской недвижимостью” — в честь инвестиционного фонда, чья реклама мелькала в то время на экранах телевизоров...
В год 300-летия Российского флота первый отечественный крейсер-вертолетоносец был списан, а 7 ноября 1996 года с флагштока спущен Военно-морской флаг СССР, так и не замененный Андреевским. Проданный на слом в Индию, корабль 27 мая следующего года навсегда покинул Севастополь.