“Ленинград”: история службы
Второму противолодочному крейсеру проекта 1123 в целом повезло больше, чем головному кораблю: его строительство и освоение экипажем прошло быстрее и легче, а походы были более продолжительными и насыщенными, серьезных же аварий и поломок в течение всей службы удалось счастливо избежать. Правда, жизнь “Ленинграда” оказалась более короткой: обвальное сокращение флота бывшего СССР в начале 1990-х поставило крест на судьбе этого еще вполне боеспособного корабля...
Приемный акт о передаче ПКР “Ленинград” Военно-морскому флоту СССР был подписан 22 апреля 1969 года. Отработка и сдача курсовых задач прошли довольно быстро, и 20 марта следующего года крейсер ушел на боевую службу на Средиземное море, где вместе с “Москвой” участвовал в крупномасштабных маневрах “Океан”. В 1971 и 1972 годах “Ленинград” снова находился на Средиземном море, где принимал участие в учениях “Юг-71” и “Вымпел”; в январе 1972-го он нанес деловой визит в египетский порт Александрия.
24 марта 1972 года в Северной Атлантике произошла серьезная авария на атомной подводной лодке К-19 (уже однажды терпевшей бедствие и прозванной моряками “Хиросимой”). На помощь немедленно был отправлен “Ленинград”. Сильный шторм не позволял пришвартоваться к аварийной субмарине, и все спасательные работы в сложнейших условиях выполнялись вертолетами. В частности, ими удалось эвакуировать 12подводников, доставить аварийные партии, подать шланги со сжатым воздухом. В конце концов К-19 была спасена и 31 марта прибуксирована в Кольский залив. В числе сопровождавших ее кораблей на Северный флот прибыл и “Ленинград”. Всего за время проведения спасательных работ вертолеты крейсера совершили 100 полетов, проведя в воздухе 87 ч 29 мин. Они перевезли 44,2 т различных грузов, а также 47 человек с корабля на корабль, 49 человек с подводной лодки на корабли и 28 человек из аварийных партий — на подводную лодку. Наиболее отличившиеся летчики вертолетной эскадрильи — подполковники Е.А.Галанин, В.В.Савчук и майор В.Н.Соловьев — были награждены орденами Красной Звезды. Обратный переход крейсера в Севастополь продолжался с 20 апреля по 26 мая.
Одна из самых ярких страниц “биографии” ПКР “Ленинград” — боевая операция по разминированию Суэцкого залива, выполненная в 1974 году. Судоходство здесь прекратилось еще в 1967-м, после захвата Израилем Синайского полуострова в ходе “шестидневной” войны. Египтяне выставили в Красном море и Суэцком заливе большое количество мин (в основном советских типа АМД и “Краб”), причем делали это без единого плана, преимущественно в темное время суток, без точного определения места. В результате точных данных ни о количестве мин, ни о координатах заграждений, ни о кратности и срочности взрывателей не было. Египетские ВМС попытались очистить Суэцкий залив от мин самостоятельно, но после гибели одного тральщика и подрыва второго они от этой затеи отказались и обратились за помощью к Советскому Союзу.
Для выполнения задачи командование ВМФ решило направить в Красное море отряд тральщиков Тихоокеанского флота и ПКР “Ленинград”, которому предстояло отработать принципиально новую схему противоминной борьбы. Основная надежда возлагалась на шнуровые заряды, укладываемые вертолетами Ка-25 и после подрыва вызывающие детонацию донных мин. Для буксировки неконтактных тралов различных типов решили использовать более мощные вертолеты Ми-8, включенные в состав авиагруппы крейсера наряду с Ка-25. В июле 1974 года “Ленинград” под командованием капитана 1 ранга Ю.А.Гарамова вместе с ВПК “Скорый” и танкером “Б.Чи-ликин” вышел из Севастополя и, обойдя вокруг Африки, прибыл в египетский порт Хургада. Операция по разминированию продолжалась более двух месяцев — с 4 августа по 14 октября; общее руководство ею осуществлял командир тральных сил ТОФа капитан 1 ранга А.Н.Аполлонов. Вертолетная эскадрилья “Ленинграда”, которой командовал подполковник Л.П.Беляев, за это время совершила 188 боевых вылетов на траление мин, проведя в воздухе 339 часов. Вертолеты уложили 10 шнуровых зарядов, провели одно траление контактным тралом, подорвали одну мину самостоятельно и четыре — вместе с тральщиками. Всего советские моряки очистили от мин акваторию площадью 1250 кв.миль.
Выполнив поставленную задачу, “Ленинград” 6 декабря 1974 года вернулся в Севастополь, посетив по пути порты Бербера (Сомали), Порт-Луи (Маврикий), Малабо (Экваториальная Гвинея) и Дакар (Сенегал).
В 1975 и 1976 годах крейсер выходил на продолжительные (по шесть месяцев) боевые службы на Средиземном море, нанес визиты в Александрию (АРЕ, 4 — 7.8.1975), Дубровник (Югославия, 30.10. - 5.11.1975) и Сплит (Югославия, 14- 19.10.1976).
После ремонта на ЧСЗ в Николаеве (10.4.1977-18.9.1978) ПКР “Ленинград” совершил двухмесячный поход на Средиземное море (1.7 — 31.8.1979), а затем— совмещенное с боевой службой дальнее плавание вокруг Европы на Балтику и обратно (28.2-26.8.1980). В июне крейсер стал на бочку на Неве — это был первый и последний его визит в город, в честь которого он получил свое название.
Весьма продолжительной стала и следующая боевая служба. 1 августа 1981 года “Ленинград” ушел из Севастополя на Балтийское море, где принял участие в маневрах “Запад-81” (15.8-16.9.1981). Затем он осуществлял слежение за иностранными подлодками на Средиземном море, вместе со сторожевым кораблем “Безукоризненный” нанес визит в Эль-Джазаир (Алжир) и вернулся в главную базу ЧФ только 5 марта 1982 года.
Четырнадцатая боевая служба (22.2 — 16.6.1984) проходила преимущественно в Атлантике. “Ленинград” вместе с североморским ВПК “Удалой” и танкером “Золотой Рог” посетил Гавану (26-30.3.1984), а затем участвовал в совместных советско-кубинских маневрах в Мексиканском заливе и учениях “Заслон-84” по поиску атомных подводных лодок в открытом океане.
В ходе следующей боевой службы (18.8-6.11.1084) “Ленинград” совместно с ВПК “Красный Крым” и судами обеспечения выполнял правительственное задание по разминированию акватории Красного моря у побережья Йемена и Эфиопии. Траление осуществлялось вертолетами Ми-14 и Ка-25. По завершении операции крейсер совершил деловой заход в порт Аден (НДРЙ, 8 - 28.9.1984).
По возвращении крейсер прошел текущий ремонт на Севморзаводе (5.8 — 9.9.1985), а затем — на ЧСЗ в Николаеве (25.12.1985 - 25.8.1987), а затем совершил еще две боевые службы на Средиземном море (26.11.1988-15.6.1989 и 15.3-22.6.1990). По планам “Ленинград” должен был встать на капитальный ремонт, финансирование флота к тому времени уже резко сократилось... 24 июня 1991 года корабль исключили из состава флота, а в канун нового года окончательно расформировали экипаж. Церемония спуска флага прошла 5 декабря 1992 года, после чего разукомплектованный крейсер отбуксировали в глубь Северной бухты — к причалам Троицкой балки. Там “Ленинград” простоял еще несколько лет, пока в ночь на 24 августа 1995 года его не увели на буксире в Индию, где предполагалась разделка корабля на металл.
Всего за время нахождения в составе ВМФ крейсер прошел 279 035 миль.