Новый крейсер для эскадренной службы
К концу Первой мировой войны в состав Королевских ВМС входило значительное количество крейсеров водоизмещением менее 5000 т. Их основным назначением являлись ведение ближней разведки, лидирование флотилий эсминцев и защита крупных кораблей от эсминцев противника, охранение эскадры на переходах и борьба с неприятельскими легкими силами. Многочисленные представители семейств «С» и «D», особенно последних серий, вобравших в себя военный опыт, полностью устраивали британских адмиралов и отлично вписывались в военно-морскую доктрину. Вместе с линкорами и миноносцами они составляли хорошо сбалансированный флот с четко отработанной в годы Великой войны тактикой.
Как следствие, кораблестроительные программы 1920-х годов, подстегнутые условиями Вашингтонского договора, были ориентированы на строительство крейсеров— «защитников торговли», которые имели водоизмещение порядка 10 000 т и вооружались 203-мм артиллерией. Замена же крейсеров, предназначавшихся для службы в составе флота («Fleet Cruisers» по британской неофициальной классификации), отошла на второй план.
Вопрос об этом был поднят лишь в 1929-м, а в сентябре следующего года, после двенадцатилетнего перерыва, в Англии был заложен «Линдер» — головной в серии легких крейсеров нового поколения. При водоизмещении около 7000 т он развивал скорость в 32,5 узла и был вооружен восемью 152-мм орудиями в двух-орудийных башнях, располагавшихся попарно на носу и корме. Котельные и машинные отделения защищались 76-мм поясом, на который опиралась 25-мм бронепалуба. Тем не менее, по мнению Совета Адмиралтейства, подобные корабли не в полной мере отвечали требованиям к крейсеру для эскадренной службы, поскольку не обладали достаточной маневренностью для лидирования эсминцев и не соответствовали обязательному требованию минимального силуэта. Тем самым идее создания нового «флотского» крейсера был дан «зеленый свет».
Обсуждение задания на проектирование такого корабля началось в середине 1929 года. Основные пожелания тактического отдела сводились к вооружению из шести 152-мм орудий (первоначально высказывались за две трехорудийные башни, но затем были рекомендованы более традиционные двухорудийные — две в носу, одна в корме) и обеспечению защиты от 120-мм снарядов — наиболее распространенного калибра эсминцев.
Уже осенью на Совете были рассмотрены пять эскизных проектов, сильно различавшихся по водоизмещению, вооружению и защите. 6800-тонный вариант А отражал консерватизм, укоренившийся в военном кораблестроении за предыдущее десятилетие, и фактически являлся повторением «Линдера». Значительные размеры и невысокая скорость, особенно ощутимая на фоне зарубежных представителей данного класса, у которых зачастую в жертву ей приносились другие характеристики, заставили Совет отклонить его. Остальные проекты были ориентированы на достижение максимально возможной скорости хода, за что пришлось заплатить броневой защитой. Наиболее радикальным стал вариант Е, названный в работе Алана Рэйвена и Джона Робертса «современным эквивалентом старого лидера «Свифт» постройки 1907 года». За счет уменьшения числа и калибра орудий, а также полного отказа от бронирования разработчикам удалось уложиться в водоизмещение 3000 т и обеспечить 38-уз-ловую скорость. Тем не менее, проект сразу же отвергли. Отсутствие брони сочли абсолютно неприемлемым, так как единственное удачное попадание с неприятельского эсминца (а именно их считали главными оппонентами) могло вывести корабль из строя. В итоге, взяв за основу 4200-тонный вариант D, Контролер распорядился разработать новый, водоизмещением около 5000 т.
К лету 1930 года были подготовлены эскизные проекты стандартным водоизмещением 4800 и 4850 т, представляющие собой корабль промежуточного типа между старыми крейсерами типов «С» и «D» и новым «Линдером». Оба варианта имели по три двухорудийных башни со 152-мм орудиями, шесть торпедных аппаратов, катапульту и самолет, идентичную защиту (пояс — до 76 мм, палуба— 25 мм с увеличением до 51 мм в районе погребов) и одинаковую дальность плавания. В одном из вариантов выдвигалась идея использовать стандартные турбины эсминцев, увеличив при этом число валов до трех, в другом силовая установка являлась облегченным вариантом примененной на «Линдере».
В целом же проекты были похожи, поэтому дальнейшие работы свелись к нахождению «золотой середины». Вызывало споры место размещения зенитного директора— первоначально предлагался массивный фор-марс по типу крейсеров серии «С», затем остановились на кормовой оконечности мостика, как у «Линдера». Поступали рекомендации отказаться от грот-мачты, чтобы затруднить определение дистанции и курсового угла. Контролер флота неожиданно заявил, что новые крейсера будут использоваться и для защиты судоходства, следовательно им требовалась 53-футовая катапульта вместо заложенной в проект 43-футовой (последняя не могла запускать гидросамолеты с большим радиусом действия). В конце концов, остановились на промежуточном 46-футовом варианте. Основная же дискуссия развернулась вокруг силовой установки. Главный инженер-механик флота счел оба предложенных варианта ненадежными и не способными обеспечить проектную мощность в условиях жаркого климата. С его подачи было решено применить четырехвальную силовую установку и повысить мощность до 64 000 л.с. Многочисленные изменения и улучшения привели к неизбежному росту водоизмещения, и в окончательном варианте оно достигло 5000 т.
31 марта 1931 года Совет Адмиралтейства утвердил чертежи, после чего должен был объявляться тендер на строительство. Однако в условиях экономического кризиса правительство лейбористов не спешило выделять деньги на кораблестроение. В связи с вынужденной задержкой заказа отдел кораблестроения проработал вопрос о применении на новых крейсерах эшелонной компоновки машинно-котельных отделений, которая с недавнего времени стала использоваться в американском флоте. По сравнению с линейной схемой, принятой в подавляющем большинстве других флотов, включая британский, эшелонная обладала рядом несомненных преимуществ. В линейной схеме (когда котельные и машинные отделения располагаются друг за другом) существует опасность одновременного выхода из строя всех машин или всех котлов при затоплении смежных отсеков, что автоматически лишает корабль хода. Эшелонная схема, в которой машинные и котельные отделения чередуются между собой, практически избавлена от такого недостатка.
Новая компоновка требовала увеличения длины и водоизмещения корабля и имела как достоинства (улучшение мореходности и обитаемости, возможность установки дополнительных динамо-машин), так и недостатки (увеличение стоимости, необходимость двухтрубного силуэта и, как следствие, уменьшение свободного палубного пространства). Взвесив все «за» и «против», Контролер флота распорядился переработать проект. В «эшелонном» варианте конструкторы ухитрились сохранить однотрубный силуэт, но водоизмещение крейсера достигло 5500 т, что повлекло за собой проблемы иного характера.
Лондонский морской договор, подписанный Великобританией, США и Японией в апреле 1930 года, жестко ограничивал суммарный тоннаж крейсерских сил «Владычицы морей», который мог быть достигнут к концу 1936 года, величиной 370 тыс.т. Это заставило британских адмиралов согласиться на уменьшение числа крейсеров со считавшихся необходимыми 75 до 50, но и при этом на новое строительство оставалось не более 91 000 т водоизмещения.
На заседании Совета Адмиралтейства 14 января 1932 года было выдвинуто три варианта кораблестроительной программы:
а) переработать проект «флотского» крейсера с уменьшением водоизмещения до 5150т;
б) использовать отведенный лимит на постройку десяти крейсеров типа «Линдер», трех по 5500-тонному проекту, а под оставшиеся 4220 т разработать новый проект;
в) заказать девять «линдеров» (в сумме 63 000 т) и пять «флотских» крейсеров (27 000 т).
Первый вариант был отброшен почти сразу: средства под кораблестроительную программу 1931 года уже выделили, и на разработку по сути нового проекта не оставалось времени. Второй не устраивал из-за «остатка» — перспектива создания явно неполноценного крейсера, которому суждено было остаться в единичном экземпляре, никого не прельщала. В итоге остановились на третьем варианте. Проект 5500-тонного крейсера отправили на срочную доработку. Вместо шести котлов ограничились четырьмя, увеличив производительность каждого. Некоторое снижение толщины пояса компенсировалось увеличением его площади, так что бронирование даже улучшилось. Последним штрихом стало появление в окончательном варианте второй дымовой трубы. В результате всех ухищрений удалось сэкономить 50 т.
Основные элементы эскизных проектов (1929 г.)
|
Вариант Л |
Вариант В |
Вариант С |
Вариант D |
Вариант Б |
Длина по ватерлинии, м |
166,8 |
160,1 |
157 |
143,35 |
131,15 |
Стандартное водоизмещение, т |
6800 |
6000 |
5600 |
4200 |
3000 |
Скорость, уз. |
31,5 |
33 |
33 |
36 |
38 |
Запас топлива, т |
1 800 |
1 200 |
1200 |
850 |
750 |
Дальность плавания, миль |
8 000 (12) |
5 000 (12) |
5 500 (12) |
5000(15) |
5 000 (15) |
Вооружение: |
|
|
|
|
|
главный калибр |
4x2 1 52-мм |
4x21 52-мм |
3x2 1 52-мм |
5x1 1 52-мм |
6x1 140-мм |
зенитный калибр |
4x1 102-мм |
4x1 102-мм |
4x1 102-мм |
2x1 102-мм |
2x1 76-мм |
533-мм торпедные аппараты |
8 |
8 |
8 |
4 |
8 |
Бронирование, мм: |
|
|
|
|
|
пояс в районе механизмов |
89 |
89 |
89 |
51 |
- |
пояс в районе погребов |
76 |
- |
- |
- |
- |
Наконец, 10 февраля 1932 года проект легкого крейсера для эскадренной службы стандартным водоизмещением 5450 т утвердили. Головной корабль получил имя «Аретьюза» и был заказан по программе 1931 года. Забегая вперед, отметим, что планы строительства девяти «линдеров» и пяти «аретьюз» не осуществились. Сообщения о закладке в Японии крейсеров, вооруженных пятнадцатью 6-дюймовыми орудиями, вызвали адекватный ответ англичан в виде кораблей типа «Таун». В итоге было построено всего восемь «линдеров» (три последних по измененному проекту с эшелонным расположением машинно-котельных отделений — тип «Эмфайон»/«Сидней») и четыре «флотских» крейсера: «Аретьюза» (программа 1931 г.); «Галатея» (программа 1932 г.); «Пенелопа» (программа 1933 г.); «Аурора» (программа 1934 г.).
Крейсера получили типичные для британского флота названия в честь героинь античной мифологии (Аретуза — в греческой мифологии нимфа, спутница богини Артемиды. Галатея — в греческой мифологии морское божество, нереида, возлюбленная Пигмалиона. Пенелопа — в греческой мифологии супруга Одиссея. Аврора — в римской мифологии богиня утренней зари. По-английски эти имена звучат как «Аресьюза», «Гэлэти», «Пинёлопи» и «Орора», однако в данной работе мы сохраним более привычную для русского языка транслитерацию.). Постройка серии велась различными предприятиями: «Аретьюза» и «Аурора» строились на казенных верфях в Чатеме и Портсмуте, причем механизмы для обоих изготавливались в Уоллсенде, заказ на «Галатею» и «Пенелопу» получили частные компании «Скотте» из Гринока и «Харланд энд Вулф» из Белфаста. Постройка одного крейсера продолжалась в среднем 28 месяцев (стапельный период — от 13 до 17,5 месяца), всего же от момента закладки первого киля до ввода в строй последнего корабля серии прошло более четырех с половиной лет. Британской казне они стоили от 1,21 до 1,29 млн.фн.ст.
Корабль |
Строитель |
Заказан |
Заложен |
Спущен на воду |
Вступил в строй |
«Arethusa» |
«Chatham Dockyard» (Чатем)* |
1.9.1932 |
25.1.1933 |
6.3.1934 |
23.5.1935 |
«Galatea» |
«Scotts» (Гринок) |
21.3.1933 |
2.6.1933 |
9.8.1934 |
4.8.1935 |
«Penelope» |
«Harland and Wolff» (Белфаст) |
5.2.1934 |
30.5.1934 |
15.10.1935 |
13.11.1936 |
«Aurora» |
«Portsmouth Dockyard»** |
1.3.1935 |
23.7.1935 |
20.8.1936 |
12.11.1937 |
* Механизмы — «Parsons» (Уоллсенд)
** Механизмы — «Wallsend Slipway» (Уоллсенд)
При строительстве крейсеров впервые в британской практике широко применялась электросварка: сварными выполнялись обшивка носовой и кормовой оконечностей (на протяжении примерно 25 м), значительная часть бимсов, переборок, внутренних палуб. Это позволило сэкономить более 200 т, так что реальное водоизмещение «аретьюз» оказалось ниже проектного — случай поистине уникальный! В мае 1934 года, вскоре после выдачи заказа на третий крейсер, был поднят вопрос об усилении зенитного вооружения. Четыре одинарные установки 102-мм орудий предложили заменить либо двумя спаренными, размещенными в диаметральной плоскости, либо четырьмя спаренными нового образца, установленными на штатных позициях. Расчет весов показал возможность подобного шага, сложности возникали лишь с размещением дополнительного персонала. Однако первый вариант не сулил преимуществ (эффективность четырех одинарных зениток оказалась выше, чем двух спаренных), но при этом требовал серьезных переделок. Разработка же новых 102-мм универсальных орудий еще не была завершена. В итоге нашли соломоново решение: два первых крейсера вступают в строй в первоначальном виде, а «Пенелопа» и «Аурора» получают по четыре спаренных установки (при условии их готовности) и дополнительный зенитный директор. Для защиты прислуги от ветра и осколков были предусмотрены щиты, ставшие впоследствии обязательным атрибутом всех британских крейсеров, но оба крейсера лишались оборудования флагманских кораблей. Перевооружение «Аретьюзы» и «Галатеи» отложили на более позднее время.
Головной корабль серии вышел на ходовые испытания в марте 1935 года. При водоизмещении 5550 т и мощности машин 64 470 л.с. «Аретьюза» развила 32,62 узла; а при полной нагрузке (водоизмещение 6890 т) показала 30,75 узла. Крейсер проявил отличную мореходность и устойчивость на курсе, было отмечено отсутствие обычной для крупных кораблей вибрации в кормовой части на полном ходу. Пробы артиллерии также прошли успешно. Правда, пришлось снять оборудование для приема второго гидросамолета, установленное по настоянию Контролера флота (на остальных крейсерах оно не монтировалось).
«Аретьюза» и «Галатея» были укомплектованы летом 1935 года и вскоре получили самые лестные оценки моряков. Контр-адмирал Э.Б.Каннингхэм, занимавший в то время пост командующего эсминцами Средиземноморского флота, говорил, что его флагман — «Галатея» — превосходно подходит для лидирования дестройеров, обладая при этом сопоставимой с ними маневренностью. Нарекания вызывал лишь противоосколочный козырек над компасной платформой, экспериментально установленный на «Галатее». Он приводил к повышенной задымленности мостика, и в мае 1937 года по устному распоряжению адмирала его сняли.
«Пенелопа» и «Аурора» вступили в строй с усиленным зенитным вооружением, из-за чего их стандартное водоизмещение составило 5270 т против 5220 т у первой пары. На «Ауроре», оборудованной как флагманский корабль командующего эсминцами Флота метрополии, в отличие от своих систершипов, отсутствовали катапульта и самолет. На совещании 20 ноября 1936 года командующий эсминцами высказался против авиационного вооружения и встретил полную поддержку обоих командующих флотами, считавшими самолеты совершенно не нужными на флагманских кораблях любого ранга. На освободившемся пространстве были смонтированы дополнительные помещения для штабного персонала, придавшие крейсеру весьма своеобразный силуэт. Хотя возможность установки катапульты при превращении «Ауроры» в «нормальный» крейсер оговаривалась, на практике к этому прибегать не пришлось. «Галатея» стала единственным крейсером, прошедшим до начала боевых действий продолжительный ремонт, во время которого одинарные зенитки были заменены спаренными, а также установлены щиты для защиты прислуги. На «Аретьюзе» аналогичные работы намечались на конец 1939 года, но начавшаяся война заставила отложить их на несколько месяцев.