Описание конструкции

 

Корпус крейсера типа «Аретьюза» по компоновке и конструкции напоминал кор­пус «Эмфайона», но из-за отсутствия баш­ни «X» был примерно на 15 м короче. Эше­лонное расположение механизмов дикто­вало двухтрубный силуэт, причем первая труба находилась практически на миде­ле, а в нос и в корму от нее, примерно на одинаковом расстоянии, шли башенноподобная надстройка и вторая труба. Трубы не имели наклона, однако благодаря их зна­чительному удалению от ходового мостика последний практически не задымлялся.

Около трети длины корпуса занимал полубак, слегка поднимающийся к форш­тевню. Далее в корму его продолжал фальшборт, служивший дополнительной защитой шлюпок от заливания. Обводы корпуса — круглоскулые, с характерным для англичан скуловым изломом в носо­вой части. Корабли имели две сплошных палубы — верхнюю и главную; вне преде­лов котельных отделений простиралась также нижняя палуба. При вступлении в строй на всех крейсерах были установле­ны две мачтыоднодревки, которые в 1940 — 1941 годах заменили треногами, способными выдерживать все возраста­ющий вес антенн радиолокаторов. Посто­янно производимое в годы войны усиление зенитного вооружения крейсеров до­бавило около 700 т к их изначальному стандартному водоизмещению.

Бронирование «Аретьюзы» повторя­ло схему «Эмфайона», но отличалось меньшей толщиной. Вся броня — типа NC (гомогенная, нецементированная). Броне­вой пояс толщиной 57 мм (2,25 дюйма) на 12,7-мм подкладке из кораблестроитель­ной стали занимал около 35% длины ко­рабля. Он прикрывал лишь отсеки энер­гетической установки, доходя по высоте до верхней палубы, а в районе кормового машинного отделения — только до глав­ной. Пояс замыкался траверсами из 25,4-мм брони, Броневая палуба толщиной 25,4 мм опиралась на верхнюю кромку пояса и траверзов. Отдельно броневыми листами той же толщины защищался рулевой при­вод.

Снарядные и зарядные погреба имели «коробчатое» бронирование. Зарядные погреба защищались с бортов 76-мм пли­тами на 19-мм подкладке (у погребов кор­мовой башни — 12,7-мм подкладка); сверху, спереди и сзади стояла 51-мм бро­ня, причем задние броневые листы погре­бов носовых башен (соответственно, пе­редние у кормовой) утончались к нижней кромке до 25 мм. Снарядные погреба име­ли всего 25,4-мм бронирование.

Защита артиллерии — такая же, как у «Линдера». Толщина брони башен глав­ного калибра со всех сторон (лоб, тыл, стенки, крыша, низ) — 25,4 мм, кольцевые барбеты — 19-мм. Приемо-передающие посты радиостанций прикрывались 25-мм листами сверху и со стороны кормы и 19-мм с трех остальных сторон.

В целом бронирование «аретьюз» от­вечало своему назначению — обеспечи­вать защиту от артиллерии эсминцев, но не более того. Тем не менее, в сумме на броню у них приходилось 11,8% стандарт­ного водоизмещения — против 11,7% у «Линдера» или 10,25% у «вашингтонско­го» «Кента». Стоит отметить, что броне­вая защита большинства современных им зарубежных крейсеров (особенно фран­цузских и итальянских) была еще хуже.

Артиллерийское вооружение. Глав­ный калибр состоял из шести 152-мм ору­дий Mk.XXIII в трех двухорудийных баш­нях Mk.XXI. Данная пушка являлась ос­новным оружием легких крейсеров Коро­левского флота, построенных в 1930 — 1940 годы, за исключением типа «Дидо». Она стала первой британской шестидюй­мовкой цельнотрубчатой конструкции — все предыдущие изготавливались методом наматывания проволоки. Разработка артсистемы началась в 1929 году, на во­оружение ее приняли в 1931-м. Как и боль­шинство зарубежных аналогов, она созда­валась в надежде на использование в ка­честве универсального орудия, однако очень скоро стало ясно, что недостаточ­ная скорострельность, низкие скорости вертикальной и горизонтальной наводки делают эту систему в данной роли неэф­фективной.

Длина ствола пушки Mk.XXIII составля­ла 50 калибров, или 7620 мм, полная дли­на— 7869 мм, масса орудия — 7017 кг, из которых 197 кг приходилось на поршневой затвор с ручным запиранием. Ствол имел 36 нарезов глубиной 1,17 мм, общая длина нарезной части — 6486,1 мм.

Для 152-мм орудий имелось два типа снарядов — бронебойный и фугасный. Вес обоих равнялся 50,8 кг, вес взрывча­того вещества в первом 1,7 кг (3,35%), во втором — 3,6 кг (7,1%). Существовало два вида зарядов — нормальный (13,62 кг) и усиленный (14,5 кг). При использовании нормального начальная скорость снаря­да равнялась 841 м/с, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы 23 300 м (125 кбт) при угле возвышения орудия 45°. Живучесть ствола составля­ла порядка 1100 выстрелов. Вместимость погребов — 200 снарядов на орудие.

Вращающаяся часть спаренной башен­ной установки Mk.XXI весила 96,5 т. Уста­новка обеспечивала индивидуальное на­ведение стволов в вертикальной плоско­сти в диапазоне от — 5 до +60°. Горизон­тальное наведение осуществлялось в сек­торе примерно 150° на каждый борт (наи­больший — у башни «В»), Скорость верти­кального наведения — 5 — 7 град/с, гори­зонтального— 10 град/с. Заряжание мог­ло производиться при углах возвышения от — 5 до +12,5°, но наиболее предпочти­тельным был диапазон +5 — 7°. Практичес­кая скорострельность составляла 8 вы­стрелов в минуту для одного орудия. В сис­темах наведения использовались гидрав­лические и электрогидравлические приво­ды, но, как сообщает британский историк Джон Кэмпбелл, их применяли лишь для перемещения орудий на большие углы, точ­ная же наводка осуществлялась вручную.

Зенитное вооружение «аретьюз» не­однократно менялось. По проекту батарея дальнего боя состояла из четырех 102-мм зениток Mk.V в одинарных установках Mk.IV. Орудие Mk.V было принято на во­оружение еще в 1914 году и применялось на кораблях всех классов: линкорах, крей­серах, эсминцах, шлюпах. Первоначаль­но оно использовалось только для стрель­бы по надводным целям, но уже в конце Первой мировой войны были разработа­ны зенитные установки.

Ствол пушки — «проволочной» конст­рукции, по всей длине заключался в ко­жух и имел внутренний лейнер, причем за­мену последнего можно было проводить в корабельных условиях. Затвор — гори­зонтально-скользящий. Установка Mk.IV не имела щита, весила 7,1 т, обеспечива­ла круговое горизонтальное наведение и вертикальное в пределах от — 5 до +80°, практическая скорострельность составля­ла 14 выстрелов в минуту. Основными не­достатками орудия были низкая скорость наводки, сложность ведения огня при ма­лых углах возвышения из-за слишком вы­сокого расположения затвора, вызванно­го естественной балансировкой ствола, а также отсутствие бронебойных снарядов.

В 1936 году на вооружение поступило более совершенное 102-мм универсаль­ное орудие Mk.XVI в спаренной установ­ке Mk.XIX, заменившее предшествующие артсистемы и ставшее в годы Второй ми­ровой войны основным зенитным оруди­ем британских кораблей. Предприятия Ве­ликобритании, Канады и Австралии выпу­стили удачный образец и его модифика­ции в количестве 3477 единиц. «Пенело­па» и «Аурора» вступили в строй с четырь­мя такими установками, «Галатею» пере­вооружили ими в 1939 году, а «Аретьюзу» —уже в ходе боевых действий.

Это орудие было уже по-настоящему универсальным. За счет введения проти­вовесов удалось снизить высоту цапф, а внедрение полуавтоматического верти­кально скользящего затвора облегчило труд заряжающих и позволило поднять скорострельность (техническая — до 20 выстр./мин). Увеличился вес снаряда, а стало быть, и его разрушительное воздей­ствие. За счет возросшей начальной ско­рости увеличились дальность стрельбы и досягаемость по высоте. Наличие полу­бронебойного снаряда существенно рас­ширило возможности применения орудия, хотя оно и оставалось слабоватым для борьбы с надводными кораблями. В уста­новке Mk.XIX оба ствола находились в одной люльке, обеспечивающей верти­кальное наведение в диапазоне от—10 до +85°. Полная масса установки состав­ляла 16816кг.

Погреба зенитного боезапаса на «Аретьюзе» вмещали 800 снарядов, однако их расположение впереди носового котель­ного отделения — более чем в 50 м от самих орудий — являлось существенным недостатком. Данное решение было уна­следовано от «Линдера», на котором зенит­ные орудия располагались на срезе полу­бака — вблизи погребов, и во многом дик­товалось весовыми ограничениями. Тем не менее, подобный недостаток оставал­ся на британских крейсерах последующих проектов. Для перемещения боеприпасов служил рельсовый путь со специальны­ми тележками, но при свежей погоде, а тем более в условиях арктического обле­денения, пользоваться им было затрудни­тельно, что снижало эффективность зе­нитного огня.

Легкое зенитное вооружение «ареть­юз» при вступлении в строй состояло все­го из двух счетверенных 12,7-мм пулеме­тов «Виккерс» Mk.lll, которые располага­лись рядом с носовой трубой на индиви­дуальных платформах, обеспечивающих широкий сектор огня. В 1940— начале 1941 года со всех крейсеров сняли авиа­ционное оборудование (с «Ауроры»— «штабную» надстройку), а освободившее­ся пространство и вес пошли на усиле­ние зенитного вооружения. Между труба­ми побортно были смонтированы счетве­ренные установки 2-фунтовых зенитных автоматов «Виккерс» «пом-пом» Mk.VII. «Аретьюза» и «Аурора» непродолжитель­ное время также вооружались 20-стволь-ными установками неуправляемых ракет UP (Unrelated Projectiles — невращающие­ся снаряды) — экстравагантным, но со­вершенно неэффективным средством ПВО. Позднее появились 20-мм автома­ты «Эрликон» в одинарных и спаренных установках. Наконец, на «Аретьюзе» во время ремонта в Соединенных Штатах четырехствольные «пом-помы» заменили на американские счетверенные установки 40-мм автоматов «Бофорс». Подробнее изменения в составе вооружения крейсе­ров рассмотрены на предыдущей страни­це.

Система управления огнем главного калибра включала в себя директор (DCTDirector Control Tower), оснащен­ный дальномером с базой 22 фута (6,71 м). В качестве запасного служил 12-футо­вый дальномер, также располагавшийся на верхнем мостике. Поступавшая с них информация обрабатывалась в цент­ральном артиллерийском посту механи­ческим вычислителем. Для управления огнем зенитной артиллерии служили зе­нитные директоры (HACSHigh Angle Control System) — Mk.IV на «Ауроре» и Mk.lll на остальных крейсерах. Первона­чально предполагалась установка одно­го зенитного директора в кормовой час­ти верхнего мостика, но одновременно с перевооружением на 4-дюймовые «спарки» решили устанавливать второй HACS на кормовом шельтердеке. Правда, «Аурора» вступила в строй без носового зенитного директора, на «Галатее» вто­рой так и не был установлен, и лишь «Пе­нелопа» получила сразу два.

В годы войны крейсера получили ра­диолокационное оборудование: РЛС об­наружения целей типов 286, 279, 281, 272, 273, 290 и управления огнем типов 282, 283, 284 и 285. Дополняли электронное вооружение средневолновые радиопе­ленгаторы MF/DF. Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм ап­паратов TR.IV. От планировавшейся уста­новки четырехтрубных аппаратов при­шлось отказаться еще на стадии эскизно­го проектирования из-за недостатка мес­та для обеспечения их разворота. На крей­серах применялись парогазовые торпеды марки Mk.lX.

Авиационное вооружение в 1930-е годы считалось непременным атрибутом крупных надводных кораблей. Самолеты предназначались для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Три крейсера типа «Аретьюза» были оборудо­ваны легкой катапультой типа OIL (Deck Mk.l Light) — поворотной, пороховой, дли­ной 46 футов (14 м). Планировалось, что они будут нести на борту по два гидроса­молета: один непосредственно на ката­пульте, второй — позади кормовой трубы, между позициями зенитных орудий. Пер­вые же выходы в море головного корабля показали, что расположение второго са­молета мешает работе зенитных расче­тов, поэтому от него отказались. В нача­ле своей карьеры «аретьюзы» оснаща­лись гидропланами типа Хаукер «Оспрей» — поплавковой модификацией двух­местного авианосного истребителя-раз­ведчика. Перед войной на их месте появились легкие разведчики-корректировщики Фэйри «Си Фокс» 713-й эскадрильи FAA. Правда, никаких сведений о применении «аретьюзами» самолетов в боевых дей­ствиях не встречается. Небольшие разме­ры кораблей данного типа и отсутствие ан­гара серьезно затрудняли использование авиационного вооружения, поэтому уже в 1940 — 1941 годах катапульты с них де­монтировали, тогда как на других крейсе­рах они сохранялись до 1943— 1944 го­дов.

Энергетическая установка включала в себя четыре турбозубчатых агрегата (ТЗА) Парсонса с одной ступенью реду­цирования и четыре трехколлекторных паровых котла Адмиралтейского типа. Котлы и турбины стояли попарно в двух котельных и двух машинных отделениях. Интересно, что в носовом КО котлы рас­полагались побортно, а в кормовом — тандемом. Это было вызвано необходи­мостью обеспечить пространство под ко­ридоры внешних гребных валов. Таким об­разом, кормовые котельные отделения оказались изолированными от обшивки своеобразными коффердамами. С одной стороны, это давало некое подобие про­тивоторпедной защиты, с другой — на крейсерах других типов бывали случаи, когда из-за нарушения герметичности ко­ридоров вода через них проникала в оба машинных и кормовое котельное отделе­ния, вызывая серьезную опасность из-за асимметричности затопления.

Рабочее давление пара в котлах на «Аретьюзе» — 21 атм. Каждый турбоагре­гат развивал мощность 16 000 л.с., что обеспечивало максимальную скорость хода 32,25 узла при стандартном водоиз­мещении или на узел меньше при полной нагрузке. Стоит отметить продолжавшую­ся тенденцию возрастания относительно­го веса механизмов, на которые у «Аретьюзы» приходилось 23% их стандартного водоизмещения — против 20,25% на «Линдере» и 18,5% на «Кенте». Полный запас топлива составлял 1327 т. Относительно дальности плавания данные рас­ходятся: Рэйвен и Роберте говорят, что корабли могли пройти 5500 миль 15-узло-вым ходом; Уитли приводит слегка отли­чающиеся данные — 5500 миль на 13 уз­лах; официальный отчет Адмиралтейства, датированный 1944 годом, определяет дальность в 8200 миль 12-узловым ходом; справочник Лентона о ней вообще не со­общает. Безусловно одно: для средизем­номорского театра с его характерными расстояниями (Гибралтар — Мальта — 990 миль, Мальта — Порт-Саид — 940 миль) дальность плавания «аретьюз» была вполне приемлемой.

Экипаж по довоенным штатам состо­ял из 500 человек. В годы войны числен­ность команды неуклонно росла: к приме­ру, на «Пенелопе» вдень ее гибели нахо­дилось 625 офицеров и матросов.