Описание конструкции
Корпус крейсера типа «Аретьюза» по компоновке и конструкции напоминал корпус «Эмфайона», но из-за отсутствия башни «X» был примерно на 15 м короче. Эшелонное расположение механизмов диктовало двухтрубный силуэт, причем первая труба находилась практически на миделе, а в нос и в корму от нее, примерно на одинаковом расстоянии, шли башенноподобная надстройка и вторая труба. Трубы не имели наклона, однако благодаря их значительному удалению от ходового мостика последний практически не задымлялся.
Около трети длины корпуса занимал полубак, слегка поднимающийся к форштевню. Далее в корму его продолжал фальшборт, служивший дополнительной защитой шлюпок от заливания. Обводы корпуса — круглоскулые, с характерным для англичан скуловым изломом в носовой части. Корабли имели две сплошных палубы — верхнюю и главную; вне пределов котельных отделений простиралась также нижняя палуба. При вступлении в строй на всех крейсерах были установлены две мачтыоднодревки, которые в 1940 — 1941 годах заменили треногами, способными выдерживать все возрастающий вес антенн радиолокаторов. Постоянно производимое в годы войны усиление зенитного вооружения крейсеров добавило около 700 т к их изначальному стандартному водоизмещению.
Бронирование «Аретьюзы» повторяло схему «Эмфайона», но отличалось меньшей толщиной. Вся броня — типа NC (гомогенная, нецементированная). Броневой пояс толщиной 57 мм (2,25 дюйма) на 12,7-мм подкладке из кораблестроительной стали занимал около 35% длины корабля. Он прикрывал лишь отсеки энергетической установки, доходя по высоте до верхней палубы, а в районе кормового машинного отделения — только до главной. Пояс замыкался траверсами из 25,4-мм брони, Броневая палуба толщиной 25,4 мм опиралась на верхнюю кромку пояса и траверзов. Отдельно броневыми листами той же толщины защищался рулевой привод.
Снарядные и зарядные погреба имели «коробчатое» бронирование. Зарядные погреба защищались с бортов 76-мм плитами на 19-мм подкладке (у погребов кормовой башни — 12,7-мм подкладка); сверху, спереди и сзади стояла 51-мм броня, причем задние броневые листы погребов носовых башен (соответственно, передние у кормовой) утончались к нижней кромке до 25 мм. Снарядные погреба имели всего 25,4-мм бронирование.
Защита артиллерии — такая же, как у «Линдера». Толщина брони башен главного калибра со всех сторон (лоб, тыл, стенки, крыша, низ) — 25,4 мм, кольцевые барбеты — 19-мм. Приемо-передающие посты радиостанций прикрывались 25-мм листами сверху и со стороны кормы и 19-мм с трех остальных сторон.
В целом бронирование «аретьюз» отвечало своему назначению — обеспечивать защиту от артиллерии эсминцев, но не более того. Тем не менее, в сумме на броню у них приходилось 11,8% стандартного водоизмещения — против 11,7% у «Линдера» или 10,25% у «вашингтонского» «Кента». Стоит отметить, что броневая защита большинства современных им зарубежных крейсеров (особенно французских и итальянских) была еще хуже.
Артиллерийское вооружение. Главный калибр состоял из шести 152-мм орудий Mk.XXIII в трех двухорудийных башнях Mk.XXI. Данная пушка являлась основным оружием легких крейсеров Королевского флота, построенных в 1930 — 1940 годы, за исключением типа «Дидо». Она стала первой британской шестидюймовкой цельнотрубчатой конструкции — все предыдущие изготавливались методом наматывания проволоки. Разработка артсистемы началась в 1929 году, на вооружение ее приняли в 1931-м. Как и большинство зарубежных аналогов, она создавалась в надежде на использование в качестве универсального орудия, однако очень скоро стало ясно, что недостаточная скорострельность, низкие скорости вертикальной и горизонтальной наводки делают эту систему в данной роли неэффективной.
Длина ствола пушки Mk.XXIII составляла 50 калибров, или 7620 мм, полная длина— 7869 мм, масса орудия — 7017 кг, из которых 197 кг приходилось на поршневой затвор с ручным запиранием. Ствол имел 36 нарезов глубиной 1,17 мм, общая длина нарезной части — 6486,1 мм.
Для 152-мм орудий имелось два типа снарядов — бронебойный и фугасный. Вес обоих равнялся 50,8 кг, вес взрывчатого вещества в первом 1,7 кг (3,35%), во втором — 3,6 кг (7,1%). Существовало два вида зарядов — нормальный (13,62 кг) и усиленный (14,5 кг). При использовании нормального начальная скорость снаряда равнялась 841 м/с, что обеспечивало максимальную дальность стрельбы 23 300 м (125 кбт) при угле возвышения орудия 45°. Живучесть ствола составляла порядка 1100 выстрелов. Вместимость погребов — 200 снарядов на орудие.
Вращающаяся часть спаренной башенной установки Mk.XXI весила 96,5 т. Установка обеспечивала индивидуальное наведение стволов в вертикальной плоскости в диапазоне от — 5 до +60°. Горизонтальное наведение осуществлялось в секторе примерно 150° на каждый борт (наибольший — у башни «В»), Скорость вертикального наведения — 5 — 7 град/с, горизонтального— 10 град/с. Заряжание могло производиться при углах возвышения от — 5 до +12,5°, но наиболее предпочтительным был диапазон +5 — 7°. Практическая скорострельность составляла 8 выстрелов в минуту для одного орудия. В системах наведения использовались гидравлические и электрогидравлические приводы, но, как сообщает британский историк Джон Кэмпбелл, их применяли лишь для перемещения орудий на большие углы, точная же наводка осуществлялась вручную.
Зенитное вооружение «аретьюз» неоднократно менялось. По проекту батарея дальнего боя состояла из четырех 102-мм зениток Mk.V в одинарных установках Mk.IV. Орудие Mk.V было принято на вооружение еще в 1914 году и применялось на кораблях всех классов: линкорах, крейсерах, эсминцах, шлюпах. Первоначально оно использовалось только для стрельбы по надводным целям, но уже в конце Первой мировой войны были разработаны зенитные установки.
Ствол пушки — «проволочной» конструкции, по всей длине заключался в кожух и имел внутренний лейнер, причем замену последнего можно было проводить в корабельных условиях. Затвор — горизонтально-скользящий. Установка Mk.IV не имела щита, весила 7,1 т, обеспечивала круговое горизонтальное наведение и вертикальное в пределах от — 5 до +80°, практическая скорострельность составляла 14 выстрелов в минуту. Основными недостатками орудия были низкая скорость наводки, сложность ведения огня при малых углах возвышения из-за слишком высокого расположения затвора, вызванного естественной балансировкой ствола, а также отсутствие бронебойных снарядов.
В 1936 году на вооружение поступило более совершенное 102-мм универсальное орудие Mk.XVI в спаренной установке Mk.XIX, заменившее предшествующие артсистемы и ставшее в годы Второй мировой войны основным зенитным орудием британских кораблей. Предприятия Великобритании, Канады и Австралии выпустили удачный образец и его модификации в количестве 3477 единиц. «Пенелопа» и «Аурора» вступили в строй с четырьмя такими установками, «Галатею» перевооружили ими в 1939 году, а «Аретьюзу» —уже в ходе боевых действий.
Это орудие было уже по-настоящему универсальным. За счет введения противовесов удалось снизить высоту цапф, а внедрение полуавтоматического вертикально скользящего затвора облегчило труд заряжающих и позволило поднять скорострельность (техническая — до 20 выстр./мин). Увеличился вес снаряда, а стало быть, и его разрушительное воздействие. За счет возросшей начальной скорости увеличились дальность стрельбы и досягаемость по высоте. Наличие полубронебойного снаряда существенно расширило возможности применения орудия, хотя оно и оставалось слабоватым для борьбы с надводными кораблями. В установке Mk.XIX оба ствола находились в одной люльке, обеспечивающей вертикальное наведение в диапазоне от—10 до +85°. Полная масса установки составляла 16816кг.
Погреба зенитного боезапаса на «Аретьюзе» вмещали 800 снарядов, однако их расположение впереди носового котельного отделения — более чем в 50 м от самих орудий — являлось существенным недостатком. Данное решение было унаследовано от «Линдера», на котором зенитные орудия располагались на срезе полубака — вблизи погребов, и во многом диктовалось весовыми ограничениями. Тем не менее, подобный недостаток оставался на британских крейсерах последующих проектов. Для перемещения боеприпасов служил рельсовый путь со специальными тележками, но при свежей погоде, а тем более в условиях арктического обледенения, пользоваться им было затруднительно, что снижало эффективность зенитного огня.
Легкое зенитное вооружение «аретьюз» при вступлении в строй состояло всего из двух счетверенных 12,7-мм пулеметов «Виккерс» Mk.lll, которые располагались рядом с носовой трубой на индивидуальных платформах, обеспечивающих широкий сектор огня. В 1940— начале 1941 года со всех крейсеров сняли авиационное оборудование (с «Ауроры»— «штабную» надстройку), а освободившееся пространство и вес пошли на усиление зенитного вооружения. Между трубами побортно были смонтированы счетверенные установки 2-фунтовых зенитных автоматов «Виккерс» «пом-пом» Mk.VII. «Аретьюза» и «Аурора» непродолжительное время также вооружались 20-стволь-ными установками неуправляемых ракет UP (Unrelated Projectiles — невращающиеся снаряды) — экстравагантным, но совершенно неэффективным средством ПВО. Позднее появились 20-мм автоматы «Эрликон» в одинарных и спаренных установках. Наконец, на «Аретьюзе» во время ремонта в Соединенных Штатах четырехствольные «пом-помы» заменили на американские счетверенные установки 40-мм автоматов «Бофорс». Подробнее изменения в составе вооружения крейсеров рассмотрены на предыдущей странице.
Система управления огнем главного калибра включала в себя директор (DCT — Director Control Tower), оснащенный дальномером с базой 22 фута (6,71 м). В качестве запасного служил 12-футовый дальномер, также располагавшийся на верхнем мостике. Поступавшая с них информация обрабатывалась в центральном артиллерийском посту механическим вычислителем. Для управления огнем зенитной артиллерии служили зенитные директоры (HACS— High Angle Control System) — Mk.IV на «Ауроре» и Mk.lll на остальных крейсерах. Первоначально предполагалась установка одного зенитного директора в кормовой части верхнего мостика, но одновременно с перевооружением на 4-дюймовые «спарки» решили устанавливать второй HACS на кормовом шельтердеке. Правда, «Аурора» вступила в строй без носового зенитного директора, на «Галатее» второй так и не был установлен, и лишь «Пенелопа» получила сразу два.
В годы войны крейсера получили радиолокационное оборудование: РЛС обнаружения целей типов 286, 279, 281, 272, 273, 290 и управления огнем типов 282, 283, 284 и 285. Дополняли электронное вооружение средневолновые радиопеленгаторы MF/DF. Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм аппаратов TR.IV. От планировавшейся установки четырехтрубных аппаратов пришлось отказаться еще на стадии эскизного проектирования из-за недостатка места для обеспечения их разворота. На крейсерах применялись парогазовые торпеды марки Mk.lX.
Авиационное вооружение в 1930-е годы считалось непременным атрибутом крупных надводных кораблей. Самолеты предназначались для ведения разведки и корректировки артиллерийского огня. Три крейсера типа «Аретьюза» были оборудованы легкой катапультой типа OIL (Deck Mk.l Light) — поворотной, пороховой, длиной 46 футов (14 м). Планировалось, что они будут нести на борту по два гидросамолета: один непосредственно на катапульте, второй — позади кормовой трубы, между позициями зенитных орудий. Первые же выходы в море головного корабля показали, что расположение второго самолета мешает работе зенитных расчетов, поэтому от него отказались. В начале своей карьеры «аретьюзы» оснащались гидропланами типа Хаукер «Оспрей» — поплавковой модификацией двухместного авианосного истребителя-разведчика. Перед войной на их месте появились легкие разведчики-корректировщики Фэйри «Си Фокс» 713-й эскадрильи FAA. Правда, никаких сведений о применении «аретьюзами» самолетов в боевых действиях не встречается. Небольшие размеры кораблей данного типа и отсутствие ангара серьезно затрудняли использование авиационного вооружения, поэтому уже в 1940 — 1941 годах катапульты с них демонтировали, тогда как на других крейсерах они сохранялись до 1943— 1944 годов.
Энергетическая установка включала в себя четыре турбозубчатых агрегата (ТЗА) Парсонса с одной ступенью редуцирования и четыре трехколлекторных паровых котла Адмиралтейского типа. Котлы и турбины стояли попарно в двух котельных и двух машинных отделениях. Интересно, что в носовом КО котлы располагались побортно, а в кормовом — тандемом. Это было вызвано необходимостью обеспечить пространство под коридоры внешних гребных валов. Таким образом, кормовые котельные отделения оказались изолированными от обшивки своеобразными коффердамами. С одной стороны, это давало некое подобие противоторпедной защиты, с другой — на крейсерах других типов бывали случаи, когда из-за нарушения герметичности коридоров вода через них проникала в оба машинных и кормовое котельное отделения, вызывая серьезную опасность из-за асимметричности затопления.
Рабочее давление пара в котлах на «Аретьюзе» — 21 атм. Каждый турбоагрегат развивал мощность 16 000 л.с., что обеспечивало максимальную скорость хода 32,25 узла при стандартном водоизмещении или на узел меньше при полной нагрузке. Стоит отметить продолжавшуюся тенденцию возрастания относительного веса механизмов, на которые у «Аретьюзы» приходилось 23% их стандартного водоизмещения — против 20,25% на «Линдере» и 18,5% на «Кенте». Полный запас топлива составлял 1327 т. Относительно дальности плавания данные расходятся: Рэйвен и Роберте говорят, что корабли могли пройти 5500 миль 15-узло-вым ходом; Уитли приводит слегка отличающиеся данные — 5500 миль на 13 узлах; официальный отчет Адмиралтейства, датированный 1944 годом, определяет дальность в 8200 миль 12-узловым ходом; справочник Лентона о ней вообще не сообщает. Безусловно одно: для средиземноморского театра с его характерными расстояниями (Гибралтар — Мальта — 990 миль, Мальта — Порт-Саид — 940 миль) дальность плавания «аретьюз» была вполне приемлемой.
Экипаж по довоенным штатам состоял из 500 человек. В годы войны численность команды неуклонно росла: к примеру, на «Пенелопе» вдень ее гибели находилось 625 офицеров и матросов.