«Аретьюза»
Головному крейсеру серии была уготована самая длинная карьера, но, как ни странно, яркими эпизодами она не изобиловала. В годы войны «Аретьюза» постоянно находилась в тени своих систершипов, хотя исправно «тянула лямку» и получала боевые повреждения, из-за которых в общей сложности 27 месяцев провела в ремонте.
Сразу после вступления в строй корабль был направлен на Средиземное море, где бессменно находился до сентября 1939 года в составе 3-й эскадры крейсеров. Начавшаяся война заставила отложить запланированный ремонт и перевооружение крейсера, поэтому он оказался единственным, сохранившим первоначальный состав зенитного вооружения.
В декабре 1939 года «Аретьюза» вместе с «Пенелопой» и «Галатеей» была отозвана со Средиземноморского театра. Из четверки однотипных кораблей в составе Флота метрополии сформировали 2-ю эскадру крейсеров, которая использовалась главным образом для перехвата немецких блокадопрорывателей и прикрытия конвоев, курсирующих на линии Метил— Берген. В феврале «Аретьюза» во главе дивизиона эсминцев участвовала в поисках судна снабжения «Альтмарк» у берегов Скандинавского полуострова.
В ходе начавшейся вскоре Норвежской кампании крейсер занимался в основном воинскими перевозками. 18 апреля, совместно с другими кораблями, он доставил в Ондальснес пехотную бригаду, 22-го — наземный персонал Королевских ВВС с необходимыми материалами для оборудования аэродрома. Вскоре англичанам уже пришлось приступить к эвакуации собственных контингентов. В ночь на 1 мая из Ондальснеса было вывезено 2200 человек. Походы к берегам Норвегии совершались под постоянной угрозой со стороны немецкой авиации, но «Аретьюзе» посчастливилось избежать повреждений. 8 мая крейсер был передан в распоряжение Норского военно-морского командования. 11 мая он сопровождал суда, перевозившие из Эймейдена в английские порты золотой запас Голландии, две недели спустя оказывал огневую поддержку отступающим сухопутным войскам в районе Кале, а позже принимал участие в эвакуации портов французского атлантического побережья.
Выход Франции из войны обострил положение Британской империи на Средиземном море. Ответной мерой англичан стало формирование Соединения «Н» для действий в Западном Средиземноморье. 28 июня «Аретьюза» под флагом командующего— вице-адмирала Джеймса
Сомервилла — прибыла в Гибралтар. Помимо нее в состав соединения вошли линейный крейсер «Худ», линкоры «Вэлиент» и «Резолюшн», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Энтерпрайз» и 11 эскадренных миноносцев. Первой акцией гибралтарской эскадры стала печально известная операция «Катапульта»—удар по французскому флоту в Мерс-эль-Кебире. В ней крейсерам отводилась далеко не ведущая роль, главное слово сказали орудия линкоров. 8—10 июля Соединение «Н» совершило боевой поход к берегам Сардинии, а в первых числах августа провело операцию «Харри» по доставке истребителей на Мальту.
Пребывание на Средиземном море оказалось недолгим. Вскоре «Аретьюза» пришла на родную верфь в Чатеме, где с 17 августа по 30 сентября на ней провели ремонт. После этого крейсер находился в составе Флота метрополии, участвовал в патрулировании Фареро-Исландского прохода, прикрывал атлантические конвои — в общем, нес незаметную, но очень полезную службу. Между апрелем и июнем 1941 года на нем разместили две установки реактивных снарядов UP и четыре «эрликона» (парами в районе второй трубы и батареи зенитных орудий).
Тревожное известие о выходе в море «Бисмарка» застало «Аретьюзу» в Скапа-Флоу, откуда поздно вечером 22 мая она была направлена на поддержку крейсерам «Бирмингем» и «Манчестер» в Фареро-Исландском проходе. К явному разочарованию экипажей этих кораблей, германское соединение прошло вне зоны их патрулирования.
Летом 1941 года положение осажденной Мальты оставалось тяжелым: здесь по-прежнему нуждались в топливе, боеприпасах и снаряжении. Пользуясь уходом германской авиации из Западного Средиземноморья, британское руководство решило провести на остров долгожданный конвой. В него вошло 7 транспортов, на которых находилось 5000 солдат и 50 тыс. т различных грузов. Суда вышли из метрополии под охраной Соединения «X» вице-адмирала Сифрета (линкор «Нельсон», крейсера «Аретьюза», «Эдинбург», «Манчестер», быстроходный минный заградитель «Мэнксмэн» и 8 эсминцев). В Гибралтаре к ним присоединилось Соединение «Н» (линейный крейсер «Ринаун», авианосец «Арк Ройял», крейсер «Хермиони», 8 эсминцев). Командование операцией, получившей кодовое наименование «Сабстэнс», принял адмирал Сомервилл.
21 июля конвой вышел из Гибралтара, при этом войсковой транспорт «Лейнстер» сел на мель и был вынужден вернуться. Большое скопление кораблей и судов не могло пройти незамеченным для итальянских субмарин и самолетов-разведчиков. 23 июля в районе мыса Бон конвой подвергся налетам итальянских бомбардировщиков. Погиб эсминец «Файрдрейк»; крейсер «Манчестер» и эсминец «Фирлесс» получили повреждения и вернулись в Гибралтар. Вечером соединение Сомервилла легло на обратный курс, а транспорты в сопровождении крейсеров и эсминцев Сифрета продолжили свой путь к Мальте. Им удалось благополучно миновать завесу из четырех итальянских субмарин, но утром появились неприятельские торпедные катера, базировавшиеся на о. Пантеллерия. Совместная атака MAS-532 и MAS-533 оказалась успешной — несмотря на все усилия эскорта, они торпедировали крупный транспорт «Сидней Стар». Тем не менее, судно осталось на плаву, и вскоре после полудня караван в полном составе достиг Ла-Валетты. Пополнив запасы топлива, Соединение «X» двинулось в обратный путь, прихватив с собой семь порожних транспортов. Итальянские ВВС снова произвели несколько атак, повредив танкер «Хоуг Худ». Утром 25 июля в районе мыса Бон конвой был встречен Сомервиллом и 27-го прибыл в Гибралтар.
В целом операция «Сабстэнс» прошла успешно, однако из-за посадки на мель «Лейнстера» и повреждения «Манчестера» более 1700 человек — в основном пилоты и наземный авиаперсонал — так и не добрались до Мальты. Было решено перебросить их на борту «Аретьюзы», «Мэнксмэна» и трех эсминцев (операция «Стайл»). Корабли вышли в море 31 июля, прибыли на остров 2 августа, разгрузились и немедленно отправились обратно. Ни одна из семи неприятельских подводных лодок, развернутых вдоль маршрута перехода, в атаку не выходила. 4 августа «Аретьюза» бросила якорь в Гибралтаре, а позже ушла в метрополию.
Следующим заметным событием, в котором довелось участвовать крейсеру, стал проведенный под Рождество рейд на Лофотенские острова (операция «Энклет»). «Аретьюза» стала флагманским кораблем контр-адмирала Гамильтона — командующего Соединением «Z». В него также вошли 7 эскадренных и эскортных миноносцев, 2 корвета, 3 тральщика, 2 десантных корабля, 2 танкера, 2 вспомогательных судна и буксир. В ночь на 26 декабря эта разношерстная армада подошла к норвежскому побережью. Высадившиеся на берег 260 коммандос перерезали идущие на острова телеграфные кабели. В деревушке Рейне основали временную базу для действий против немецкого прибрежного судоходства, однако вскоре начались налеты германской авиации.
«Аретьюза» получила серьезные повреждения от близких разрывов. Операцию пришлось свернуть, и 28 декабря соединение вернулось в Скапа-Флоу.
Ремонт крейсера производился на родной верфи в Чатеме с 6 февраля по 9 апреля 1942 года. На этот раз было существенно усилено зенитное вооружение; одинарные 102-мм зенитки наконец-то заменили спаренными Mk.XIX. Завершив ремонт и пройдя необходимый курс боевой подготовки, «Аретьюза» совершила протяженный переход через всю Атлантику, мимо мыса Доброй Надежды, через Индийский океан и Суэцкий канал и в мае прибыла в Александрию. Там ее включили в состав 15-й эскадры крейсеров Средиземноморского флота, которой командовал знаменитый контр-адмирал Филип Вайен. 12 июня корабль вышел в море для участия в проводке на Мальту конвоя «Вигорес». Конвою пришлось пробираться к острову под непрерывными атаками авиации противника, действовавшей с аэродромов Крита и Киренаики. Вечером 14 июня поступила информация о выходе в море итальянских линкоров, после чего главком — адмирал Харвуд — приказал поворачивать обратно. На рассвете поступил противоположный приказ — продолжить движение на запад, еще раз отмененный спустя три часа. Это метание по «Бомбовой аллее» не могло остаться безнаказанным. Германские бомбардировщики, подводные лодки и торпедные катера потопили два транспорта, крейсер и три эсминца. К моменту возвращения на базу на кораблях оставалось не более трети зенитного боезапаса. К счастью для «Аретьюзы», она отделалась лишь осколочными пробоинами.
В ночь на 13 августа «Аретьюза» и «Клеопатра» с четырьмя эсминцами произвели обстрел острова Родос в качестве одной из диверсионных акций, направленных на прикрытие операции «Пьедестал». Конвои на Мальту с востока англичане не посылали до тех пор, пока не была ликвидирована опасность со стороны базировавшейся в Северной Африке авиации противника. Такой момент наступил только в ноябре 1942 года, когда силы держав Оси были скованы в Центральном и Западном Средиземноморье.
17 ноября из Порт-Саида вышли 4 судна— конвой «Стоунэйдж». Следующим утром к ним присоединились 15-я эскадра крейсеров контр-адмирала Пауэра («Аретьюза», «Клеопатра», «Дидо», «Орион») и 10 эсминцев 12-й и 14-й флотилий. Сразу же конвой был обнаружен германской авиационной разведкой. 18 ноября в 11.10 шесть Ju-88 произвели первую безрезультатную атаку, потеряв при этом один самолет. Около 16.00 над конвоем пролетела большая группа транспортных Ju-52 в сопровождении истребителей, а спустя 40 минут крейсера отвернули на север, чтобы прикрыть суда с самого опасного направления. Соединение находилось севернее Дерны, дул северо-западный ветер силой 5 баллов, луна скрывалась в облаках, периодически налетали дождевые шквалы, когда состоялся еще один налет. По свидетельству очевидцев, самолетов было три, они заходили в атаку последовательно, и в 18.05 торпеда второго поразила «Аретьюзу»( Относительно авторства данного успеха нет единого мнения. Во всех британских работах это попадание безоговорочно приписывается итальянским «аэросилуранти». Однако в этой версии настораживает отсутствие упоминаний о принадлежности самолета к какой-либо авиачасти и даже его типе. Отечественные авторы Е.Грановский и М.Морозов, основываясь на германских источниках, относят достижение на счет шестерки Не-111 эскадрильи 6./KG 26. Это представляется маловероятным, так как известно, что за годы войны немецкими торпедоносцами не было поражено ни одного крупного боевого корабля, тогда как за итальянцами таких успехов числилось немало).
Торпеда ударила в левый борт под углом 170° (корабль совершал поворот направо) в район второй башни главного калибра. Взрыв 200-кг боеголовки проделал в борту пробоину длиной 16м, причем ударная волна прошла через четыре палубы. Все помещения под нижней палубой между 20-м и 61-м шпангоутами были затоплены. Обе носовые башни, а также внутрикорабельная связь вышли из строя. Крейсер получил крен 15° на левый борт, при этом носовая часть ушла в воду по клюзы. Вспыхнувший сразу в нескольких местах из-за разлившегося топлива пожар бушевал более 12 часов, лишь к рассвету самоотверженными усилиями экипажа его удалось потушить. Невзирая на шторм «Аретьюза» двинулась на восток 12- узловым ходом в сопровождении эсминца «Петард». Управление кораблем осуществлялось вручную из румпельного отделения. На следующий день из-за угрозы распространения затоплений «Петард» начал буксировку «подранка» кормой вперед. Турбины крейсера работали на задний ход, но через 4 часа их пришлось остановить из-за перегрева подшипников. К полуночи корабли подошли к Александрии, где на помощь им пришли буксиры «Респонд» и «Бриган». Вечером 21 ноября они втянули поврежденную «Аретьюзу» в гавань. Из состава ее экипажа 1 офицер и 155 матросов погибли, а 43 моряка получили ранения (в том числе и командир). Единственным утешением для англичан могло служить то, что это была, как сказал С.Роскилл, «последняя потеря в личном составе флота, понесенная им в борьбе за поддержку защитников Мальты».
Корабль выбыл из строя на долгие 18 месяцев. После проведенных в январе 1943 года в Александрии восстановительных работ 7 февраля он вышел в море и направился в Чарльстон (Калифорния) для окончательного ремонта, сопровождавшегося модернизацией зенитного вооружения. Работы были завершены к 15 декабря 1943 года, после чего крейсер через Панамский канал ушел на родину с заходом в Норфолк и на Бермуды. По прибытии его направили в Чатем (по другим данным — в Ширнесс), где с 24 января по 6 апреля 1944 года он прошел окончательное укомплектование. За этим последовали учения, так что корабль едва обрел полноценную боеготовность, когда в июне началось вторжение в Нормандию.
Для участия в грандиозной операции «Оверлорд» (ее морская часть называлась «Нептун») союзники выставили 1213 боевых кораблей и 4125 десантных судов. Для выполнения задачи были созданы два военно-морских соединения — Восточное под командованием британского контр-адмирала Вайена и Западное под командованием американского контр-адмирала Кёрка. Первому предстояло высадить три британских дивизии на фронте около 30 миль между р. Орн и небольшой гаванью Поран-Бессен. «Аретьюза» была приписана к Соединению огневой поддержки «D» контр-адмирала У.Паттерсона, прикрывавшего высадку 3-й британской дивизии у Лион-сюр-Мер на участке «Су-орд». В состав соединения входили также линкоры «Уорспайт» и «Рамиллиес», монитор «Роберте», крейсера «Моришес» (флагман), «Фробишер», «Данае», «Дрэгон» и 13 эскадренных миноносцев 23-й флотилии.
На рассвете 6 июня корабли артиллерийской поддержки прошли протраленными фарватерами и, встав на якоря близ французского берега, открыли огонь. Как пишет С.Роскилл, «такого мощного артиллерийского удара с моря никогда еще не наносилось». Основной целью для «Аретьюзы» была 150-мм четырехорудийная батарея у Мервилля, запасной — аналогичная батарея у Ле-Мона. В 5.30 в атаку на соединение устремились три немецких миноносца (Т-28, «Мёве» и «Фальке» из состава 5-й флотилии). Невзирая на плотный огонь линкоров и крейсеров им удалось потопить норвежский эсминец «Свеннер» и уйти без потерь. Дальнобойные береговые батареи также сконцентрировали огонь на кораблях артиллерийской поддержки, вынудив «Уорспайт» сменить позицию. В течение утра «Аретьюза» вместе с «Моришесом» поддерживала огнем парашютистов 6-й воздушно-десантной дивизии, а затем действовала «по вызову». Вклад корабельной артиллерии в успех первого дня «Оверлорда» трудно переоценить. В донесении командующего 7-й германской армией говорилось: «Мы несли большие потери на побережье из-за огня противника с моря».
16 июня «Аретьюзе» выпала высокая честь: на ее борту король Георг VI совершил поездку из Портсмута в район вторжения и обратно. Вторую половину 1944 года крейсер снова провел у судоремонтной стенки (24 и 25 июня он получил повреждения от разрывов авиабомб). В январе 1945-го «Аретьюза» отправилась в Восточное Средиземноморье, где вошла в состав 15-й эскадры крейсеров контрадмирала Мэнсфилда. Основной задачей соединения стала доставка конвоев с грузами в греческие порты — здесь британские и поддерживаемые ими греческие войска боролись с повстанцами из национально-освободительной армии.
Послевоенная карьера «Аретьюзы» оказалась недолгой. Корабль исчерпал запас водоизмещения для дальнейших модернизаций, кроме того, сама концепция «флотского» крейсера с шестидюймовой неуниверсальной артиллерией совершенно устарела. В составе британских ВМС оставалось немало более современных крейсеров типа «Дидо» с универсальным 133-мм главным калибром, а содержать большой флот стране с подорванной войной экономикой было уже не по силам. В ноябре того же года «Аретьюза» была выведена в резерв в Ширнессе, затем провела четыре месяца в Чатеме в резерве категории «В». В 1949 году она использовалась в качестве учебного и экспериментального корабля, но вскоре была исключена из списков флота и продана на металлолом компании «Дж.Кэшмор». 9 мая 1950 года крейсер прибыл в Ньюпорт для разборки, которая завершилась в августе.