«Галатея»
Второй корабль серии вступил в строй в 1935 году, примерно через три месяца после головного. Относительно точности даты имеются расхождения: 4 августа (Рэйвен/Робертс), 14 августа (Уитли), 3 сентября (Лентон). В течение четырех лет «Галатея» была бессменным лидером минных сил Средиземноморского флота. За это время на ней держали свой флаг прославленные впоследствии адмиралы Эндрю Каннингхэм и Джеймс Сомервилл. Перед войной «Галатея» прошла ремонт и модернизацию, получив на вооружение спаренные 102-мм универсальные орудия.
Крейсер покинул Средиземное море в декабре 1939 года вместе с двумя систершипами. В составе Флота метрополии «Галатея» стала флагманом 2-й эскадры крейсеров вице-адмирала Дж. Эдвард-Коллинза. В феврале 1940 года она вместе с линейным крейсером «Ринаун», авианосцем «Арк Ройял» и несколькими эсминцами временно находилась в распоряжении командования Западных подходов и участвовала в пресечении попытки прорыва немецких судов из испанского порта Виго. Операция завершилась перехватом шести блокадопрорывателей.
В начале апреля «Галатея» вместе с «Аретьюзой» и флотилией эсминцев прибыли в Розайт. Оттуда они должны были сопровождать транспорты с войсками, которым надлежало высадиться в норвежских портах. Однако немцы опередили англичан. Вечером 7 апреля Эдвард-Коллинз получил приказание выйти в море на соединение с главными силами Флота метрополии. Поиски германских кораблей продолжались целые сутки, но не дали результатов. Утром 9 числа пришли сообщения о немецкой высадке в Норвегии. Затем несколько часов подряд британское соединение подвергалось массированным ударам немецкой авиации. В результате был потерян эсминец «Гурка». К счастью, обе «аретьюзы» серьезных повреждений не получили. 18 апреля «Галатея», «Аретьюза», «Карлайл», «Кюрасао» и два эсминцах доставили в Ондальснес два батальона 148-й пехотной бригады. Пятью днями позже «Галатея», «Глазго», «Шеффилд» и шесть эсминцев перебросили туда же часть 15-й пехотной бригады. Третий рейс в этот порт эскадра Эдвард-Коллинза («Галатея», «Аретьюза», «Шеффилд», «Саутхэмптон», 6 эсминцев, 2 транспорта) совершила в ночь на 1 мая — на этот раз для эвакуации высаженных войск.
Начало боевых действий на Западном фронте заставило Адмиралтейство перераспределить силы флота — часть крейсеров и эсминцев была отведена в Южную Англию. Сюда попала и 2-я эскадра крейсеров, точнее, лишь ее половина, поскольку два корабля находились в ремонте. 24 — 26 мая «Галатея» и «Аретьюза» поддерживали войска под Кале. 5 июня их перевели в Ширнесс, а в начале июля передали в подчинение Норского военно-морского округа в состав так называемых Сил Хамбера. В это время англичане активно готовились к отражению ожидавшегося немецкого вторжения на острова, и «аретьюзы» входили в число тех, кто должен был принять на себя первый удар. В сентябре эскадра вернулась в состав Флота метрополии, но «Галатея» выбыла из строя после двух подрывов на донных минах— 1 и 9 сентября. Хотя повреждения корабля оказались не тяжелыми, отсутствие свободных заводских мощностей задержало его восстановление. Ремонт крейсера производился в Чатеме с 18 октября 1940-го по 8 января 1941 года и был совмещен с единственной его военной модернизацией.
После ремонта «Галатея» вернулась к привычной роли флагмана 2-й эскадры крейсеров (с начала 1941 года ею командовал контр-адмирал Кертис). В течение мая крейсера типа «Аретьюза» поочередно вели патрулирование между Исландией и Фарерскими островами. К моменту начала операции против «Бисмарка» «Галатея» находилась в Скапа-Флоу, откуда вышла в море в составе главных сил адмирала Тови. Днем 24 мая крейсера контр-адмирала Кертиса («Галатея», «Аурора», «Кения», «Хермиони») отделились для сопровождения авианосца «Викториес», самолеты с которого должны были нанести удар по германскому рейдеру. Стремительная погоня опустошила топливные цистерны кораблей, поэтому после безуспешной атаки торпедоносцев соединению пришлось возвращаться на базу. Участие в охоте на «Бисмарк» стало для крейсера последней операцией в составе Флота метрополии. Вскоре «Галатею» перевели на Средиземное море, куда она прибыла в июле 1941 года кружным путем вокруг Африки. Первой крупной операцией с ее участием стал печально известный выход флота 23 — 25 ноября, во время которого немецкая подводная лодка U-331 потопила линкор «Бархэм». 8— 11 декабря «Галатея» в составе соединения контр-адмирала Вайена участвовала в набеговой операции против итальянского судоходства и в обстреле Дерны. 13 декабря крейсер вышел в свой последний поход.
От британских субмарин поступили сведения о выходе из Таранто трех конвоев, на перехват которых было направлено соединение «В» контр-адмирала Вайена (крейсера «Найяд», «Галатея», «Юриалес» и 9 эсминцев). Бой мог получиться неравным, так как легким крейсерам противостояли бы линкоры. Поэтому в море был направлен также быстроходный минный заградитель «Эбдиел», чтобы, нарушая радиомолчание, создать у итальянцев видимость присутствия главных сил Средиземноморского флота. Уловка сработала — конвои были отозваны. Корабли Вайена также повернули назад, но в 30 милях от Александрии наткнулись на завесу неприятельских подводных лодок.
Незадолго до полуночи немецкая субмарина U-557 (капитан-лейтенант Сттокар Паульсен) выпустила по «Галатее» полный залп из носовых аппаратов. В цель попало три торпеды, и в 23.59 14 декабря крейсер затонул, унося с собой жизни 23 офицеров и 447 матросов во главе с командиром — кэптеном Эдвардом Симсом. Координаты гибели корабля: 31°12' с.ш., 29°15' в.д. Американский историк К.Блэйр считает, что на авторство этой атаки может претендовать также итальянская подводная лодка «Дагабур» (капитан-лейтенант Альберто Торри). Обе субмарины находились в одном районе, вышли в атаку практически одновременно, и неизвестно, кто из них потопил «Галатею». Впрочем, Паульсену в любом случае не пришлось носить лавры победителя. В ночь на 16 декабря в 15 милях от Крита U-557 была протаранена итальянским миноносцем «Орионе» и погибла со всем экипажем. Во время расследования командир миноносца М.Гамбетта заявил в свое оправдание, что «силуэтом лодка не походила на итальянскую», поэтому он счел ее неприятельской.