«Пенелопа»

 

Начальный период службы «Пенело­пы» практически полностью совпадает с карьерой головного корабля. К сентябрю 1939-го оба крейсера входили в состав 3-й эскадры Средиземноморского флота, а в декабре были переведены во 2-ю эскад­ру крейсеров Флота метрополии.

Накануне Норвежской кампании «Пе­нелопа» находилась в Скапа-Флоу. Она вышла в море с главными силами флота, но вечером 8 апреля вместе с четырьмя «трайблами» была направлена на под­держку 2-й флотилии эсминцев, намере­вавшейся произвести разведку Уфут-фьорда. Корабли прибыли на место сле­дующим утром, уже после завершения первого боя под Нарвиком. Старший из командиров эсминцев предложил коман­диру «Пенелопы» кэптену Ятсу принять командование и повести корабли обрат­но в Нарвик, чтобы довершить разгром противника, но Яте отказался из-за отсут­ствия прямого приказа. Небольшой отряд заблокировал выход из фьорда. Несколь­ко атак немецких подводных лодок завер­шились безрезультатно.

Около полуночи 11 апреля в сложных навигационных условиях «Пенелопа» на­летела на подводную скалу у Флейнвера и получила тяжелые повреждения. Эсми­нец «Эскимо» отбуксировал ее в Скьель-фьорд на Лофотенских островах, откуда спустя несколько дней крейсер своим хо­дом ушел на ремонт. Временное исправ­ление повреждений было произведено в Клайде с 17 мая по 2 июля, после чего «Пенелопа» отправилась в Тайн для про­должительного ремонта, начавшегося 26 августа. В ходе него демонтировали ка­тапульту, установили два четырехствольных «пом-пома» и радары типов 281, 284 и 285. Корабль покинул судоремонтный завод лишь через год — 2 июля 1941 года. Несколько следующих месяцев ушли на маневры и подготовку экипажа, по завер­шении которых «Пенелопа» отправилась на Средиземное море.

Укрепившееся во второй половине 1941 года положение Британии на этом ТВД дало англичанам повод усилить дав­ление на коммуникации стран Оси.

22 августа премьер-министр Черчилль на­правил меморандум Первому морскому лорду с просьбой послать флотилию эс­минцев и 1 —2 крейсера на Мальту. Во­прос был решен положительно. 12 октяб­ря «Аурора» (кэптен Эгню — командир отряда) и «Пенелопа» (кэптен А.Д.Никол) вышли из Скапа-Флоу и 18-го прибыли в Гибралтар. Там они приняли груз для за­щитников острова (по 200 снарядов для 102-мм зениток, 17 авиаторпед и одному «эрликону» с боезапасом) и на следую­щее утро вышли в море с эсминцами «Лэнс» (лейтенант-коммандер Норткотт) и «Лайвли» (лейтенант-коммандер Хасси). Утром 21 октября небольшой отряд (Соединение «К») прибыл в Ла-Валетту. Поскольку угроза воздушных налетов все еще оставалась высокой, все ожидали скорого ухода соединения в Александрию или обратно в Гибралтар. Вместо этого последовало два бесплодных выхода на перехват итальянских конвоев. В третий раз поводом для выхода в море стало со­общение разведывательного «Мэрилен­да» о пяти торговых судах и четырех эс­минцах, двигавшихся на юг. В действи­тельности конвой «Бета» (обычно идентифицируется как «Дуйсбург» — по назва­нию самого крупного судна) состоял из пяти транспортов и двух танкеров в охра­нении шести эсминцев под командовани­ем капитана 1 ранга Брискьяни. Прикры­тие осуществляла 3-я дивизия крейсеров контр-адмирала Бривонези («Тренто» и «Триест» с четырьмя эсминцами).

В вечерних сумерках 8 ноября кэптен Эгню вывел корабли из гавани и 23-узло-вым ходом повел их на перехват. Инструк­ции, данные им командирам кораблей, были краткими: во-первых, держаться в кильватерной колонне, чтобы избежать проблем с опознаванием, во-вторых, сна­чала расправляться с эскортом, потом — с транспортами. Сразу после полуночи 9 ноября головная «Аурора» обнаружила конвой на расстоянии 8 миль. Суда шли двумя кильватерными колоннами со ско­ростью 9 узлов, эскортные эсминцы рас­полагались вокруг них. Дивизия крейсеров находилась примерно в двух милях поза­ди конвоя и во время боя не была заме­чена англичанами. Соединение «К» уменьшило скорость и развернулось так, чтобы привести противника против луны. В 0.57 британские корабли открыли огонь. «Пенелопа» стреляла по эсминцу «Маэстрале». Первые три залпа дали накрытие, неприятель отвернул и пошел зигзагом. Крейсер продолжал обстрел, хотя из-за необходимости сохранять место в строю артиллеристы кормовой башни не всегда видели цель. Кормовой зенитный дирек­тор был наведен на врага, чтобы в слу­чае выхода из строя главного КДП взять управление огнем на себя. Всего было дано 16 залпов. После пятого отказал гид­ропривод башни «А», и ее пришлось на­водить вручную. После тринадцатого обо­рвалась цепь элеватора правого орудия башни «В», поэтому она пропустила залп, еще три были пропущены из-за трудно­стей подачи снарядов без цепи. Из-за ма­лого числа стреляющих шестидюймовок командир разрешил открыть огонь из 102-мм орудий. Они дали 6 залпов, кото­рые все легли недолетом.

После пяти минут стрельбы «Пенело­па» перенесла огонь на «Фульмине», на­ходившийся в 15 кбт на правом траверсе. Стреляли все орудия, плюс артиллерия «Лайвли». Итальянский эсминец получил множество попаданий в мостик и ниже ва­терлинии, остановился и осел носом, а в 1.06 перевернулся и затонул.

Теперь крейсер перенес огонь на тор­говое судно. После шести залпов оно за­горелось. Управление огнем велось по ра­диолокатору, зенитная батарея управля­лась с кормового директора. В 1.15 глав­ный калибр дал еще шесть залпов по дру­гому судну, также загоревшемуся. Затем все орудия в течение четырех минут вели огонь по танкеру, после чего было обстре­ляно горящее судно, окруженное нефтью. Двух залпов хватило, чтобы пустить его на дно.

Горящие суда и поставленные эсмин­цами дымовые завесы мешали «Тренто» и «Триесту» следить за ходом боя. Тем не менее, они выпустили 207 снарядов глав­ного калибра, а затем отвернули на север, чтобы попытаться перехватить англичан по пути на Мальту. Самое удивительное, что транспорты не пытались рассеяться и шли неизменным курсом, словно ждали своей очереди быть потопленными. При­крывавшие их эсминцы периодически воз­никали в окулярах английских дальноме­ров, но после нескольких залпов отвора­чивали и скрывались в дымовой завесе. В 1.33 «Пенелопа» обстреляла очередное судно, которое взорвалось, подняв высо­кий столб пламени. Огонь тут же перенес­ли на «Сан Марко» — самое маленькое судно конвоя, и оно также загорелось. Последние три залпа были даны в 1.42 по внезапно появившемуся эсминцу. Британ­ское соединение обошло вокруг остатков конвоя и, не обнаружив неповрежденных судов, взяло курс на Мальту. В 2.10 «Пе­нелопа» получила радио с «Ауроры»: «Мои сердечные поздравления!» Благопо­лучно пережив четыре налета итальян­ских торпедоносцев, в 13.05 корабли при­были в Ла-Валетту.

Англичане решили, что в ходе боя по­топили 9 торговых судов и 2 эсминца. На самом деле результаты были скромнее, но все равно они впечатляли: потоплено 7 судов («Дуйсбург», «Сан Марко», «Рина Коррадо», «Мариа», «Сагитта», танкеры «Минититлан» и «Конте ди Мизурата») с 34 473 т военных грузов и топлива, а так­же эсминец «Фульмине», который записа­ли на свой счет артиллеристы «Пенело­пы». Всего за этот бой крейсер израсхо­довал 259 снарядов главного калибра.

Отличилась «Пенелопа» и в следую­щей противоконвойной операции. 23 ноября, как обычно — вечером, Соединение «К» вышло в море, чтобы перехватить суда, шедшие из Пирея в Бенгази. Днем британские корабли были обнаружены итальянскими подводными лодками, но отданный итальянским штабом приказ о срочном возвращении конвоев исполни­ли не все. Немецкие пароходы «Прочида» (1842 брт) и «Марица» (2910 брт) в охра­нении двух миноносцев продолжали дви­гаться дальше. В течение первой полови­ны дня 24 ноября Соединение «К» не­однократно попадало в поле зрения авиа­ционной разведки противника, но кэптен Эгню не менял курс, чтобы создать у вра­га убеждение, что корабли идут в Алек­сандрию, и лишь после полудня повернул на северо-восток. Ведя поиск, соединение двигалось строем фронта с интервалом между кораблями 5 миль.

В 15.32 левофланговый «Лайвли» об­наружил противника на расстоянии 18 миль. Англичане сразу же развернулись на боевой курс. Барражировавшие над конвоем три немецких «юнкерса» сброси­ли бомбы, но безрезультатно. Поскольку эсминцы берегли снаряды, запасы кото­рых на Мальте были ограничены, а «Аурора» сильно отстала, вести бой пришлось одной «Пенелопе». Миноносцы «Кассио­пея» и «Лупо» прикрыли суда дымовой за­весой и открыли огонь. В борта и над­стройки крейсера попало несколько осколков от близких разрывов, один из них даже застрял в буханке хлеба на камбу­зе. С дистанции 100 кбт крейсер начал вести ответную стрельбу из носовых ба­шен. В течение получаса ему пришлось сражаться с постоянно маневрирующими целями. Внезапно налетевший дождевой шквал сыграл на руку итальянцам. Под градом снарядов «Лупо» вышел в торпед­ную атаку, но торпеды прошли мимо. Вви­ду явного превосходства противника, по­врежденные миноносцы начали отход на север. В общей сложности они выпусти­ли более 300 снарядов. Оба немецких судна также пытались отстреливаться, но в 16.20 были оставлены командами. С дистанции полторы-две мили артиллери­сты «Пенелопы» подожгли брошенные транспорты первыми же залпами, и спус­тя десять минут сначала один, а затем и второй взорвались и затонули. Без сомне­ния, они везли Роммелю топливо и бое­припасы. Высланное на следующий день итальянское госпитальное судно не на­шло на месте их гибели ни одного спас­шегося.

Соединение «К» начало отход на за­пад. Хотя до аэродромов Крита остава­лось еще не менее 100 миль, ранние су­мерки укрыли корабли от возможных воз­душных налетов и позволили благополуч­но дойти до Мальты. Успех кэптена Эгню и вверенных ему кораблей получил высо­кую оценку У.Черчилля, который писал, что «Действия соединения были очень плодотворны, и все, участвовавшие в них, могут гордиться, оказав реальную помощь Британии и нашему делу». Адмиралтей­ство же, в свою очередь, отдало распоря­жение о формировании на Мальте второ­го ударного соединения, с тем, чтобы одно из них постоянно находилось в море, не давая итальянцам ни минуты передышки. Так было создано Соединение «В» под ко­мандованием контр-адмирала Роулингса. Крейсера «Нептун» и «Эйджекс» с эсмин­цами «Кимберли» и «Кандагар» прибыли на остров 29 ноября. Уже на следующее утро объединенная эскадра вышла в море.

После уничтожения конвоя «Дуйсберг» итальянцы вернулись к прежней тактике посылки в Африку мелких конвоев из раз­ных портов разными маршрутами. Полу­чив сообщение воздушной разведки о предполагаемом местоположении двух конвоев, Роулингс разделил свои силы. Поиски Соединения «В» не увенчались успехом, а Соединению «К» повезло боль­ше: приняв радиограмму от самолета-раз­ведчика, «Аурора», «Пенелопа» и «Лайвли» развили 28 узлов и пошли на пере­хват. В 2.25 матрос Ричард Уильяме визу­ально обнаружил цель с расстояния 12 миль! Это было вспомогательное судно итальянских ВМС «Адриатике», вскоре потопленное артиллерией «Ауроры» и торпедами «Лайвли».

Утром, когда корабли шли в базу, по­ступило сообщение о танкере и эсминце, находящихся у банки Керкенна. Соедине­ние «К» достигло указанной точки в 6 ча­сов пополудни. К тому времени танкер «Иридио Мантовани» уже оказался по­врежден торпедоносцами. Прикрывавший его эсминец «Алвизе да Мосто», несмот­ря на подавляющее превосходство англи­чан, действовал отважно. Он выпустил торпеду в головной крейсер и поставил дымовую завесу. Вскоре эсминец был на­крыт совместным огнем крейсеров. Сна­ряды разорвались в кормовом погребе, и «Алвизе да Мосто» исчез в пламени взры­ва. Крейсера перенесли огонь на «Ман­товани», который быстро загорелся, и тут же его добили торпедой с «Лайвли». Аф­риканский корпус недосчитался 8629 т топлива. Англичане подняли из воды 21 че­ловека и утром вернулись на Мальту.

Из-за недостатка топлива следующий выход в море состоялся лишь 16 декаб­ря. Соединению предстояло встретить анг­лийский транспорт «Бреконшир», вышед­ший из Александрии под охраной эскад­ры контр-адмирала Вайена, состоявшей из двух крейсеров и восьми эсминцев. «Аурора», «Пенелопа» и четыре эсминца соединились с конвоем утром 17-го. Вско­ре пришло сообщение от британского са­молета-разведчика, обнаружившего в 150 милях к северо-западу мощное итальян­ское соединение из трех линкоров, двух тяжелых крейсеров и 10 эсминцев. Еще один линкор с тремя крейсерами и 11 эс­минцами прикрывали очередной афри­канский конвой, но английская воздушная разведка его не обнаружила. У итальян­цев появилась возможность навязать бой значительно уступавшей им в силах бри­танской эскадре, однако идти на риск ноч­ного сражения, способного приподнести любые сюрпризы, они не захотели. В тем­ноте корабли Вайена легли на обратный курс, а «Бреконшир» в сопровождении Со­единения «К» благополучно прибыл на Мальту.

Но корабли провели в гавани всего три часа. В 18.00 18 декабря «Нептун», «Аурора», «Пенелопа» и четыре эсминца отпра­вились на перехват итальянского конвоя. Следуя полным ходом, к полуночи они вышли к африканскому побережью в 20 милях от Триполи. Опасаясь мин, коман­дир «Пенелопы» кэптен Никол в 0.55 при­казал поставить параваны и включить гид­ролокатор, который, впрочем, ничего не обнаружил. Руководивший операцией ко­мандир «Нептуна» кэптен О'Конор чув­ствовал себя в безопасности, поскольку считал, что располагает полными данны­ми о неприятельских минных полях, к тому же считалось, что итальянские мины на глубине 150 м устанавливаться не могли. Однако ему не было известно, что еще в июне итальянские крейсера выставили в этом районе заграждение из немецких контактных мин типа ЕМС.

Соединение уменьшило скорость до 24 узлов, намереваясь развернуться для по­иска судов противника вдоль побережья. Вдруг в 1.06 под левым бортом головного «Нептуна» раздался взрыв. Шедшая за ним «Аурора» начала отворачивать впра­во, и через две минуты подорвалась. Кэп­тен Никол решил, что два передних мате­лота торпедированы подводной лодкой, так как раньше мин на такой глубине не встречалось. Его крейсер также повернул вправо, но в 1.10 под левым бортом на­против мостика прогремел взрыв. Параван-охранитель спас корабль от серьез­ных повреждений. Мина взорвалась дале­ко от корпуса, машины и вооружение не пострадали.

Обе «аретьюзы» 10-узловым ходом ос­торожно выбрались с минного поля. Серь­езно поврежденная «Аурора» в сопро­вождении эсминцев «Лэнс» и «Хэвок» от­правилась на Мальту. «Нептун» же в 1.12 и 1.25 подорвался кормой еще на двух ми­нах. Помочь ему вызвался эсминец «Кан­дагар». В случае необходимости он был готов снять команду. Кэптен Никол решил не подходить к поврежденному флагману ближе, чем на 2,5 мили, все сообщения передавались через эсминец «Лайвли». В 2.18 «Пенелопа» получила приказ подго­товиться к буксировке, как только «Неп­тун» сдрейфует с минного поля. Крейсер убрал параваны и подготовил буксирные концы. Настал момент, когда Никол решил рискнуть и начал сближение, но в 3.04 по­дорвался «Кандагар». Взрыв мины вы­звал детонацию кормового погреба, всю кормовую часть эсминца затопило, руль и винты сорвало со своих мест.

Слабая надежда спасти пострадавшие корабли сохранялась до 4 часов утра, ког­да «Нептун» напоролся на мину в четвер­тый раз. Этого удара его израненный кор­пус уже не выдержал. Крейсер резко по­валился на левый борт и перевернулся. Спасся всего один человек. Оставаться на месте было опасно — близился рассвет. «Пенелопа» радировала «Кандагару»: «Я, очевидно, не смогу помочь. Пусть с Вами будет Бог». С эсминца ответили предло­жением уйти, попросив лишь выслать под­водную лодку, чтобы подобрать уцелев­ших. С сожалением отвергнув просьбу «Лайвли» разрешить оказать помощь спасшимся с «Нептуна», кэптен Никол приказал развить 25 узлов и взять курс на Мальту, куда корабли прибыли в 11 часов 19 декабря. Можно лишь добавить, что для оказания помощи отважному «Канда­гару» был выслан эсминец «Джагуар», ко­торому удалось спасти 168 из 235 членов экипажа. Сам эсминец пришлось добить торпедой.

Повреждения, полученные «Пенело­пой», оказались небольшими, и ремонт длился до 3 января. Тогда же на крейсере дополнительно установили четыре 20-мм автомата.

После этих трагических событий «Пе­нелопа» осталась единственным боеспо­собным крейсером Соединения «К». 18 — 19 января она участвовала в конвойной операции MF-3, 25 — 27 января — в ана­логичной MF-4, 13 — 16 февраля — в MF-5. В ходе двух первых крейсер с пятью эс­минцами выходил встречать идущие на Мальту суда и сопровождал их до пункта назначения, во время третьей в составе соединения эскортировал пустые транс­порты в Александрию.

Следующая операция — MF-10 — при­вела к столкновению с итальянским фло­том, известному как Вторая битва в зали­ве Сирт. 20 марта из Александрии вышли транспорты «Бреконшир», «Клан Кемпбелл», «Пампас» и «Талабот». Их прикры­вала эскадра контр-адмирала Вайена, со­стоявшая из крейсеров «Клеопатра», «Юриалес», «Дидо», «Карлайл» и 16 эс­минцев. Благодаря упреждающим ударам по немецким аэродромам и отвлекающе­му наступлению в Египте, англичанам уда­лось благополучно преодолеть зону действия германской авиации. Вышедшие с Мальты «Пенелопа» и «Лиджен» присо­единились к конвою утром 22 марта. Од­нако эта армада не могла остаться неза­меченной для многочисленных самоле­тов, совершавших рейсы между Грецией и Киренаикой. На перехват из Таранто вышла эскадра адмирала Иакино — лин­кор «Литторио», тяжелые крейсера «Гориция» и «Тренто», легкий крейсер «Джованни делле Банде Мере» и 10 эсминцев. В 14.27 «Юриалес» передал, что видит на северо-востоке вражеские корабли. План Вайена заключался в том, чтобы задер­жать противника до наступления темно­ты демонстративными атаками и исполь­зовать дымовые завесы, в которые, судя по опыту предыдущих столкновений, италь­янцы опасались заходить. Хотя коман­дир «Пенелопы» не имел времени для подробного ознакомления с боевыми ин­струкциями адмирала, четкие действия крейсера в бою заслужили самой высо­кой оценки.

Бой начался с перестрелки крейсеров, совпавшей с мощным налетом немецкой авиации. Итальянцы отошли к своему флагману, и в 14.40 англичане увидели всю неприятельскую эскадру. Вайен бро­сился в отчаянную атаку. Из его кораблей только «Пенелопа» несла шестидюймо­вые орудия, остальные крейсера имели всего лишь 133-мм артиллерию. Конвой отвернул на юго-запад, «Карлайл» и эс­кортный миноносец «Эвонвэйл» прикры­ли его дымовой завесой. Сильный юго-восточный ветер, постепенно превратив­шийся в шторм, гнал дым на противника, играя на руку англичанам. Бой велся на дистанциях 33 — 80 кбт. Не имевшим ра­дара итальянским кораблям приходилось полагаться лишь на оптические прицелы, малоэффективные из-за сильных брызг. Британские крейсера и эсминцы ненадол­го выскакивали из дыма, имитируя торпед­ные атаки. Два британских эсминца полу­чили прямые попадания 380-мм снаряда­ми с «Литторио», но остались в строю. В мостик «Клеопатры», флагмана Вайена, угодил 152-мм снаряд, а «Юриалес» был засыпан осколками разорвавшегося у бор­та 380-мм снаряда. Иакино решил обой­ти завесу с подветренной стороны, так как его эсминцы не могли двигаться против крутой встречной волны. Однако дым про­тянулся такой длинной полосой, что италь­янская эскадра смогла повернуть на­встречу конвою лишь в сумерках. К ноч­ному бою итальянцы не были готовы и вскоре отошли на север. На обратном пути два эскадренных миноносца набра­ли много воды и затонули, а крейсер «Бан­де Нере» потопила британская подводная лодка «Эрдж». Сражение в заливе Сирт завершилось тактической и моральной по­бедой англичан.

Крейсера Вайена взяли курс на Алек­сандрию. К сожалению, их неимоверные усилия в успешно проведенной Второй битве мало помогли конвою. Транспорты продолжили движение к Мальте, но напа­дение итальянцев помешало им прибыть на место затемно. Утром начались атаки бомбардировщиков II авиакорпуса Люфтваффе. В итоге только «Пампас» и «Талабот» достигли Ла-Валетты, но и они 26 марта были потоплены прямо в гавани. Пароход «Клан Кемпбелл» подвергся ата­ке «юнкерсов» и затонул в 20 милях от Мальты. Тяжело поврежденный истреби­телями-бомбардировщиками «Брекон­шир» был взят на буксир «Пенелопой» и отведен в бухту Марсакслок на юго-вос­точной оконечности острова, где все-таки был уничтожен 27 марта во время очеред­ного налета немецкой авиации. Серьезно пострадала и сама «Пенелопа». 28 мар­та ее атаковал на своем «юнкерсе» коман­дир авиагруппы I/KG 54 капитан граф фон Платен. В результате взрыва бомбы меж­ду причалом и бортом крейсера образо­валась подводная пробоина размерами 9x2,4 м. Три других бомбы взорвались на причальной стенке, засыпав надстройки градом осколков. Ремонт корабля велся в исключительно сложной обстановке. По мере того, как залечивались раны, артил­леристы крейсера отражали все новые и новые воздушные налеты. За неделю его зенитки выпустили 6500 снарядов — толь­ко что установленные новые стволы 4-дюймовок пришли в полную негодность. Осколками бомб от близких разрывов были ранены более 30 человек экипажа крейсера, в том числе кэптен Никол; стар­ший артиллерист крейсера и 6 матросов погибли. Стало ясно, что всем кораблям, способным двигаться, следует немедлен­но покинуть остров. В 21.55 «Пенелопа» отбыла в Гибралтар, по словам Д. Макинтайра, «ощетинившись сотнями деревян­ных пробок, забитых в мелкие пробоины». О состоянии корабля в тот момент гово­рит и прозвище, данное ему экипажем, — «Pepperpot» (Перечница). Временное ис­правление повреждений производилось в гибралтарском доке с 12 апреля по 11 мая. Затем крейсер отправился для более ос­новательного ремонта в Нью-Йорк. Рабо­ты длились с 19 мая по 1 сентября. Были дополнительно смонтированы четыре «эрликона» (их общее число достигло восьми) и установлен радар типа 273.

Окончательная доводка корабля велась в Портсмуте и закончилась 21 ноября. К на­чалу 1943 года «Пенелопа», которой те­перь командовал кэптен Белбен, была готова к новым сражениям.

К возвращению крейсера на Средизем­ное море обстановка на данном театре по­менялась коренным образом. После ус­пешного наступления англичан в Ливии и высадки союзников во Французской Се­верной Африке итало-германская группи­ровка оказалась заблокированной в Туни­се. Снабжение шло исключительно по морю. Для нарушения морских коммуни­каций противника были сформированы Соединение «К» с базой на Мальте и Со­единение «Q» с базой в Боне. Костяк по­следнего составляла 12-я эскадра крейсе­ров контр-адмирала Харкорта, где «Пене­лопа» (кэптен Белбен) заменила «Эйджекс», получивший тяжелые повреждения во время воздушного налета на Бон 1 ян­варя. Несмотря на обилие выходов в море, заметных успехов крейсерам до­биться не удалось — основную тяжесть боев несли на себе эсминцы и корабли «москитного» флота.

Разгром тунисской группировки создал предпосылки для полного вывода Италии из войны. На лето 1943 года командова­ние союзников запланировало ряд десант­ных операций. Первой целью стал не­большой островок Пантеллерия. 1 июня «Пенелопа» с эсминцами «Паладин» и «Петард» бомбардировали итальянские береговые батареи на острове. Ответный огонь оказался весьма точным — крейсер получил прямое попадание. Обстрел был повторен 8 июня силами пяти крейсеров и восьми эскадренных миноносцев, а в ночь на 11 июня на острове высадился десант. Днем позже «Пенелопа» вместе с «Ауророй», «Орионом», «Ньюфаундлен­дом» и шестью эсминцами обстреливали остров Лампедуза, вскоре также капиту­лировавший. Так был проведен подгото­вительный этап операции «Хаски» — вы­садки на Сицилии. В первых числах июля «Аурора» и «Пенелопа» сопровождали линкоры «Уорспайт», «Вэлиент» и авиа­носец «Формидейбл» на переходе из Орана в Александрию. Отряд прибыл туда 5 июля, а уже 7-го вышел в море, осуще­ствляя дальнее прикрытие войсковых кон­воев с первыми эшелонами десанта. 9 июня в заливе Сирт к ним присоединились линкоры «Нельсон» (под флагом вице-ад­мирала Уиллиса)и «Родней», авианосец «Индомитебл», крейсера «Клеопатра» и «Юриалес». Тем самым было сформиро­вано соединение прикрытия для начав­шейся утром высадки. Соединение манев­рировало в Ионическом море на случай возможного вмешательства главных сил итальянского флота, но его так и не про­изошло, да и вряд ли оно могло произой­ти, учитывая огромное неравенство в си­лах. Вскоре крейсерам пришлось пере­ключиться на оказание огневой поддержки частям британской 8-й армии на при­морском направлении, а также вести об­стрелы целей на континентальном побе­режье Италии. Как и два года назад, «Аурора» и «Пенелопа» почти всегда дей­ствовали вместе. 1 августа они обстреля­ли порт Котроне на востоке полуострова Калабрия, 9 августа — неприятельские позиции под Кастелламмаре на северном берегу Сицилии, 13 августа уничтожали цели в районе Вибо-Валентия (западное побережье Калабрии), а 17 августа «Пе­нелопа» с «Юриалесом» и двумя эсмин­цами «отметились» близ Скалеа. К середине месяца Сицилия была полностью в руках союзников.

В полдень 8 сентября генерал Эйзен­хауэр объявил о прекращении боевых действий в отношении Италии. Первая из стран Оси вышла из войны, однако бое­вые действия на Средиземноморье на этом не закончились. Немцы привели в действие свой план захвата кораблей италь­янского флота — союзникам пришлось импровизировать. 9 сентября 12-я эскад­ра крейсеров коммодора Эгню («Аурора», «Пенелопа», «Сириус», «Дидо», быстро­ходный минный заградитель «Эбдиел» и американский крейсер «Бойз») высадила 1-ю британскую парашютную дивизию в Таранто (операция «Слэпстик»). Это поз­волило союзникам закрепиться на юго-во­стоке Италии. Одновременно была про­изведена высадка десанта под Салерно (операция «Аваланш»). Начиная с 14 сен­тября «Пенелопа» оказывала огневую поддержку десантникам, затем ей дове­лось принять участие в неудачной для англичан Эгейской кампании.

Выход Италии из войны позволил У. Черчиллю вернуться к своей давней идее захвата Додеканезских островов. В ответ на просьбы премьер-министра Главноко­мандующий Средневосточного командо­вания предложил занять острова Кос, Лерос и еще несколько более мелких. Это было довольно рискованно, так как Родос с находившимися на нем прекрасно обо­рудованными аэродромами прочно удер­живался немцами. В период с 10 по 17 сентября британские десанты овладели рядом островов архипелага, но вскоре противник перешел в контрнаступление. 26 сентября в гавани Лероса были потоп­лены британский и греческий эсминцы, 1 октября — еще один, итальянский. На рассвете 3 октября после сильной бом­бардировки немцы высадили на Кос па­рашютный и морской десанты, и вечером 900 плохо вооруженных солдат британ­ского гарнизона сдались.

К тому времени 12-я эскадра крейсе­ров была отозвана из Центрального Сре­диземноморья и направлена в Эгейское море, но эти корабли прибыли слишком поздно, чтобы оказать влияние на ход боев за Кос. 7 октября британская субма­рина «Анрюли» обнаружила немецкий конвой, состоявший из крупного транспор­та «Олимпос» (5216 брт), семи десантных барж и противолодочного корабля UJ-2111. Высланные на перехват «Сириус» и «Пе­нелопа» с эсминцами «Фолкнер» и «Фьюри» обнаружили противника южнее ост­рова Левита и уничтожили его. Уцелеть удалось одной-единственной барже F-496. На месте столкновения немецкие ко­рабли и самолеты подобрали 1027 чело­век. Возвращавшиеся на базу британские корабли в проливе Скарпанто были ата­кованы восемнадцатью пикирующими бом­бардировщиками Ju-87 из состава M/StG 3. Все корабли пострадали от близких раз­рывов авиабомб. «Пенелопа» получила прямое попадание, но бомба, к счастью, не взорвалась. Последующие налеты двухмоторных бомбардировщиков Ju-88 из LG 1 и II/KG 51 были отбиты американ­скими «лайтнингами».

Двумя днями позже при попытке пере­хватить аналогичный конвой был потерян эсминец «Пантер», а крейсер «Карлайл» получил тяжелейшие повреждения и уже не вернулся в строй. Немцы безоговороч­но выиграли битву в воздухе, не позволив англичанам реализовать свое превосход­ство на море. Британский гарнизон на Леросе капитулировал 16 ноября. Провал эгейской авантюры в конце четвертого года войны стал «крайне неприятной оп­леухой для англичан» (С. Роскилл).

В конце 1943 года «Пенелопа» ненадол­го покинула Средиземноморский театр, чтобы принять участие в операции «Стоунуолл» по перехвату немецких блокадопрорывателей в Бискайском заливе. 26 де­кабря, когда было получено сообщение авиаразведки об обнаружении транспор­та «Альстеруфер», она вышла из Гибрал­тара вместе с крейсером «Гамбия» и быс­троходным минным заградителем «Ариад­не». Поиски оказались безуспешными, тог­да как другая группа, состоявшая из крей­серов «Глазго» и «Энтерпрайз», одержа­ла знаменательную победу в бою с герман­скими эсминцами и миноносцами.

Между тем, союзники готовили новую десантную операцию на западном побе­режье Италии между небольшим портом Анцио и морским курортом Неттуно. Це­лью операции, получившей кодовое на­именование «Шингл», было ослабление давления немцев на фронте. Командовал морскими силами американский контр-ад­мирал Лоури. Высадка состоялась ранним утром 22 января 1944 года. «Пенелопа» вместе с американским крейсером «Брук­лин», десятью американскими и тремя британскими эсминцами, двумя голланд­скими канлодками, британским судном ПВО и 23 тральщиками сопровождала суда Южного ударного соединения и ока­зывала огневую поддержку высадке де­санта. Немцы отреагировали очень энер­гично. Всего через несколько дней выса­дившиеся на прибрежном плацдарме вой­ска оказались в плотном вражеском коль­це. Оставалась надежда лишь на военно-морские силы союзников.

Немцы использовали против кораблей весь свой арсенал: пикирующие бомбар­дировщики, торпедоносцы, планирующие бомбы, полевую артиллерию, мины, человекоуправляемые торпеды и подводные лодки. 29 января британский крейсер «Спартан» получил попадание планиру­ющей бомбой, перевернулся и затонул с большими потерями в экипаже. Затем на­стал черед «Пенелопы».

18 февраля в 7.30 возвращавшийся в Неаполь из-под Анцио крейсер был тор­педирован и потоплен немецкой подвод­ной лодкой U-410, которой командовал ка­валер Рыцарского креста обер-лейтенант Хорст-Арно Фенски. «Пенелопа» затону­ла северо-западнее Неаполя в точке с ко­ординатами 40°55' с.ш., 13°21' в.д. Вмес­те с кораблем погибло 417 человек, в том числе его последний командир кэптен Джордж Белбен, 206 моряков было спа­сено.

Единственный неясный момент каса­ется количества поразивших «Пенелопу» торпед. В первых послевоенных публи­кациях (например, у С. Роскилла) гово­рится о трех попаданиях. Справочник «Джейн'с» пишет, что на скорости 26 уз­лов крейсер получил одну торпеду, через 16 минут—вторую. Обе попали позади машинных и котельных отсеков. О двух торпедах сообщают П.Смит и Дж.Домини, а также Г.Смит. Все это противоречит работе Д.Брауна и немецким данным, со­гласно которым крейсер был потоплен единственной акустической торпедой Т-5 «Цаункениг». Эта версия выглядит наи­более правдоподобной, поскольку голов­ка самонаведения такой торпеды реаги­ровала на шум винтов корабля, попада­ние пришлось на кормовую часть. В ре­зультате детонировали кормовые погре­ба крейсера, что и было принято очевид­цами трагедии за взрыв второй торпеды. Корабль продержался на плаву не более 10 минут.

«Пенелопа» стала последним британ­ским крейсером, погибшим во Второй ми­ровой войне. Среди прочих заслуг ей при­надлежит рекорд по числу сбитых само­летов — 7 из 97, достоверно уничтожен­ных британскими крейсерами за годы войны.