«Пенелопа»
Начальный период службы «Пенелопы» практически полностью совпадает с карьерой головного корабля. К сентябрю 1939-го оба крейсера входили в состав 3-й эскадры Средиземноморского флота, а в декабре были переведены во 2-ю эскадру крейсеров Флота метрополии.
Накануне Норвежской кампании «Пенелопа» находилась в Скапа-Флоу. Она вышла в море с главными силами флота, но вечером 8 апреля вместе с четырьмя «трайблами» была направлена на поддержку 2-й флотилии эсминцев, намеревавшейся произвести разведку Уфут-фьорда. Корабли прибыли на место следующим утром, уже после завершения первого боя под Нарвиком. Старший из командиров эсминцев предложил командиру «Пенелопы» кэптену Ятсу принять командование и повести корабли обратно в Нарвик, чтобы довершить разгром противника, но Яте отказался из-за отсутствия прямого приказа. Небольшой отряд заблокировал выход из фьорда. Несколько атак немецких подводных лодок завершились безрезультатно.
Около полуночи 11 апреля в сложных навигационных условиях «Пенелопа» налетела на подводную скалу у Флейнвера и получила тяжелые повреждения. Эсминец «Эскимо» отбуксировал ее в Скьель-фьорд на Лофотенских островах, откуда спустя несколько дней крейсер своим ходом ушел на ремонт. Временное исправление повреждений было произведено в Клайде с 17 мая по 2 июля, после чего «Пенелопа» отправилась в Тайн для продолжительного ремонта, начавшегося 26 августа. В ходе него демонтировали катапульту, установили два четырехствольных «пом-пома» и радары типов 281, 284 и 285. Корабль покинул судоремонтный завод лишь через год — 2 июля 1941 года. Несколько следующих месяцев ушли на маневры и подготовку экипажа, по завершении которых «Пенелопа» отправилась на Средиземное море.
Укрепившееся во второй половине 1941 года положение Британии на этом ТВД дало англичанам повод усилить давление на коммуникации стран Оси.
22 августа премьер-министр Черчилль направил меморандум Первому морскому лорду с просьбой послать флотилию эсминцев и 1 —2 крейсера на Мальту. Вопрос был решен положительно. 12 октября «Аурора» (кэптен Эгню — командир отряда) и «Пенелопа» (кэптен А.Д.Никол) вышли из Скапа-Флоу и 18-го прибыли в Гибралтар. Там они приняли груз для защитников острова (по 200 снарядов для 102-мм зениток, 17 авиаторпед и одному «эрликону» с боезапасом) и на следующее утро вышли в море с эсминцами «Лэнс» (лейтенант-коммандер Норткотт) и «Лайвли» (лейтенант-коммандер Хасси). Утром 21 октября небольшой отряд (Соединение «К») прибыл в Ла-Валетту. Поскольку угроза воздушных налетов все еще оставалась высокой, все ожидали скорого ухода соединения в Александрию или обратно в Гибралтар. Вместо этого последовало два бесплодных выхода на перехват итальянских конвоев. В третий раз поводом для выхода в море стало сообщение разведывательного «Мэриленда» о пяти торговых судах и четырех эсминцах, двигавшихся на юг. В действительности конвой «Бета» (обычно идентифицируется как «Дуйсбург» — по названию самого крупного судна) состоял из пяти транспортов и двух танкеров в охранении шести эсминцев под командованием капитана 1 ранга Брискьяни. Прикрытие осуществляла 3-я дивизия крейсеров контр-адмирала Бривонези («Тренто» и «Триест» с четырьмя эсминцами).
В вечерних сумерках 8 ноября кэптен Эгню вывел корабли из гавани и 23-узло-вым ходом повел их на перехват. Инструкции, данные им командирам кораблей, были краткими: во-первых, держаться в кильватерной колонне, чтобы избежать проблем с опознаванием, во-вторых, сначала расправляться с эскортом, потом — с транспортами. Сразу после полуночи 9 ноября головная «Аурора» обнаружила конвой на расстоянии 8 миль. Суда шли двумя кильватерными колоннами со скоростью 9 узлов, эскортные эсминцы располагались вокруг них. Дивизия крейсеров находилась примерно в двух милях позади конвоя и во время боя не была замечена англичанами. Соединение «К» уменьшило скорость и развернулось так, чтобы привести противника против луны. В 0.57 британские корабли открыли огонь. «Пенелопа» стреляла по эсминцу «Маэстрале». Первые три залпа дали накрытие, неприятель отвернул и пошел зигзагом. Крейсер продолжал обстрел, хотя из-за необходимости сохранять место в строю артиллеристы кормовой башни не всегда видели цель. Кормовой зенитный директор был наведен на врага, чтобы в случае выхода из строя главного КДП взять управление огнем на себя. Всего было дано 16 залпов. После пятого отказал гидропривод башни «А», и ее пришлось наводить вручную. После тринадцатого оборвалась цепь элеватора правого орудия башни «В», поэтому она пропустила залп, еще три были пропущены из-за трудностей подачи снарядов без цепи. Из-за малого числа стреляющих шестидюймовок командир разрешил открыть огонь из 102-мм орудий. Они дали 6 залпов, которые все легли недолетом.
После пяти минут стрельбы «Пенелопа» перенесла огонь на «Фульмине», находившийся в 15 кбт на правом траверсе. Стреляли все орудия, плюс артиллерия «Лайвли». Итальянский эсминец получил множество попаданий в мостик и ниже ватерлинии, остановился и осел носом, а в 1.06 перевернулся и затонул.
Теперь крейсер перенес огонь на торговое судно. После шести залпов оно загорелось. Управление огнем велось по радиолокатору, зенитная батарея управлялась с кормового директора. В 1.15 главный калибр дал еще шесть залпов по другому судну, также загоревшемуся. Затем все орудия в течение четырех минут вели огонь по танкеру, после чего было обстреляно горящее судно, окруженное нефтью. Двух залпов хватило, чтобы пустить его на дно.
Горящие суда и поставленные эсминцами дымовые завесы мешали «Тренто» и «Триесту» следить за ходом боя. Тем не менее, они выпустили 207 снарядов главного калибра, а затем отвернули на север, чтобы попытаться перехватить англичан по пути на Мальту. Самое удивительное, что транспорты не пытались рассеяться и шли неизменным курсом, словно ждали своей очереди быть потопленными. Прикрывавшие их эсминцы периодически возникали в окулярах английских дальномеров, но после нескольких залпов отворачивали и скрывались в дымовой завесе. В 1.33 «Пенелопа» обстреляла очередное судно, которое взорвалось, подняв высокий столб пламени. Огонь тут же перенесли на «Сан Марко» — самое маленькое судно конвоя, и оно также загорелось. Последние три залпа были даны в 1.42 по внезапно появившемуся эсминцу. Британское соединение обошло вокруг остатков конвоя и, не обнаружив неповрежденных судов, взяло курс на Мальту. В 2.10 «Пенелопа» получила радио с «Ауроры»: «Мои сердечные поздравления!» Благополучно пережив четыре налета итальянских торпедоносцев, в 13.05 корабли прибыли в Ла-Валетту.
Англичане решили, что в ходе боя потопили 9 торговых судов и 2 эсминца. На самом деле результаты были скромнее, но все равно они впечатляли: потоплено 7 судов («Дуйсбург», «Сан Марко», «Рина Коррадо», «Мариа», «Сагитта», танкеры «Минититлан» и «Конте ди Мизурата») с 34 473 т военных грузов и топлива, а также эсминец «Фульмине», который записали на свой счет артиллеристы «Пенелопы». Всего за этот бой крейсер израсходовал 259 снарядов главного калибра.
Отличилась «Пенелопа» и в следующей противоконвойной операции. 23 ноября, как обычно — вечером, Соединение «К» вышло в море, чтобы перехватить суда, шедшие из Пирея в Бенгази. Днем британские корабли были обнаружены итальянскими подводными лодками, но отданный итальянским штабом приказ о срочном возвращении конвоев исполнили не все. Немецкие пароходы «Прочида» (1842 брт) и «Марица» (2910 брт) в охранении двух миноносцев продолжали двигаться дальше. В течение первой половины дня 24 ноября Соединение «К» неоднократно попадало в поле зрения авиационной разведки противника, но кэптен Эгню не менял курс, чтобы создать у врага убеждение, что корабли идут в Александрию, и лишь после полудня повернул на северо-восток. Ведя поиск, соединение двигалось строем фронта с интервалом между кораблями 5 миль.
В 15.32 левофланговый «Лайвли» обнаружил противника на расстоянии 18 миль. Англичане сразу же развернулись на боевой курс. Барражировавшие над конвоем три немецких «юнкерса» сбросили бомбы, но безрезультатно. Поскольку эсминцы берегли снаряды, запасы которых на Мальте были ограничены, а «Аурора» сильно отстала, вести бой пришлось одной «Пенелопе». Миноносцы «Кассиопея» и «Лупо» прикрыли суда дымовой завесой и открыли огонь. В борта и надстройки крейсера попало несколько осколков от близких разрывов, один из них даже застрял в буханке хлеба на камбузе. С дистанции 100 кбт крейсер начал вести ответную стрельбу из носовых башен. В течение получаса ему пришлось сражаться с постоянно маневрирующими целями. Внезапно налетевший дождевой шквал сыграл на руку итальянцам. Под градом снарядов «Лупо» вышел в торпедную атаку, но торпеды прошли мимо. Ввиду явного превосходства противника, поврежденные миноносцы начали отход на север. В общей сложности они выпустили более 300 снарядов. Оба немецких судна также пытались отстреливаться, но в 16.20 были оставлены командами. С дистанции полторы-две мили артиллеристы «Пенелопы» подожгли брошенные транспорты первыми же залпами, и спустя десять минут сначала один, а затем и второй взорвались и затонули. Без сомнения, они везли Роммелю топливо и боеприпасы. Высланное на следующий день итальянское госпитальное судно не нашло на месте их гибели ни одного спасшегося.
Соединение «К» начало отход на запад. Хотя до аэродромов Крита оставалось еще не менее 100 миль, ранние сумерки укрыли корабли от возможных воздушных налетов и позволили благополучно дойти до Мальты. Успех кэптена Эгню и вверенных ему кораблей получил высокую оценку У.Черчилля, который писал, что «Действия соединения были очень плодотворны, и все, участвовавшие в них, могут гордиться, оказав реальную помощь Британии и нашему делу». Адмиралтейство же, в свою очередь, отдало распоряжение о формировании на Мальте второго ударного соединения, с тем, чтобы одно из них постоянно находилось в море, не давая итальянцам ни минуты передышки. Так было создано Соединение «В» под командованием контр-адмирала Роулингса. Крейсера «Нептун» и «Эйджекс» с эсминцами «Кимберли» и «Кандагар» прибыли на остров 29 ноября. Уже на следующее утро объединенная эскадра вышла в море.
После уничтожения конвоя «Дуйсберг» итальянцы вернулись к прежней тактике посылки в Африку мелких конвоев из разных портов разными маршрутами. Получив сообщение воздушной разведки о предполагаемом местоположении двух конвоев, Роулингс разделил свои силы. Поиски Соединения «В» не увенчались успехом, а Соединению «К» повезло больше: приняв радиограмму от самолета-разведчика, «Аурора», «Пенелопа» и «Лайвли» развили 28 узлов и пошли на перехват. В 2.25 матрос Ричард Уильяме визуально обнаружил цель с расстояния 12 миль! Это было вспомогательное судно итальянских ВМС «Адриатике», вскоре потопленное артиллерией «Ауроры» и торпедами «Лайвли».
Утром, когда корабли шли в базу, поступило сообщение о танкере и эсминце, находящихся у банки Керкенна. Соединение «К» достигло указанной точки в 6 часов пополудни. К тому времени танкер «Иридио Мантовани» уже оказался поврежден торпедоносцами. Прикрывавший его эсминец «Алвизе да Мосто», несмотря на подавляющее превосходство англичан, действовал отважно. Он выпустил торпеду в головной крейсер и поставил дымовую завесу. Вскоре эсминец был накрыт совместным огнем крейсеров. Снаряды разорвались в кормовом погребе, и «Алвизе да Мосто» исчез в пламени взрыва. Крейсера перенесли огонь на «Мантовани», который быстро загорелся, и тут же его добили торпедой с «Лайвли». Африканский корпус недосчитался 8629 т топлива. Англичане подняли из воды 21 человека и утром вернулись на Мальту.
Из-за недостатка топлива следующий выход в море состоялся лишь 16 декабря. Соединению предстояло встретить английский транспорт «Бреконшир», вышедший из Александрии под охраной эскадры контр-адмирала Вайена, состоявшей из двух крейсеров и восьми эсминцев. «Аурора», «Пенелопа» и четыре эсминца соединились с конвоем утром 17-го. Вскоре пришло сообщение от британского самолета-разведчика, обнаружившего в 150 милях к северо-западу мощное итальянское соединение из трех линкоров, двух тяжелых крейсеров и 10 эсминцев. Еще один линкор с тремя крейсерами и 11 эсминцами прикрывали очередной африканский конвой, но английская воздушная разведка его не обнаружила. У итальянцев появилась возможность навязать бой значительно уступавшей им в силах британской эскадре, однако идти на риск ночного сражения, способного приподнести любые сюрпризы, они не захотели. В темноте корабли Вайена легли на обратный курс, а «Бреконшир» в сопровождении Соединения «К» благополучно прибыл на Мальту.
Но корабли провели в гавани всего три часа. В 18.00 18 декабря «Нептун», «Аурора», «Пенелопа» и четыре эсминца отправились на перехват итальянского конвоя. Следуя полным ходом, к полуночи они вышли к африканскому побережью в 20 милях от Триполи. Опасаясь мин, командир «Пенелопы» кэптен Никол в 0.55 приказал поставить параваны и включить гидролокатор, который, впрочем, ничего не обнаружил. Руководивший операцией командир «Нептуна» кэптен О'Конор чувствовал себя в безопасности, поскольку считал, что располагает полными данными о неприятельских минных полях, к тому же считалось, что итальянские мины на глубине 150 м устанавливаться не могли. Однако ему не было известно, что еще в июне итальянские крейсера выставили в этом районе заграждение из немецких контактных мин типа ЕМС.
Соединение уменьшило скорость до 24 узлов, намереваясь развернуться для поиска судов противника вдоль побережья. Вдруг в 1.06 под левым бортом головного «Нептуна» раздался взрыв. Шедшая за ним «Аурора» начала отворачивать вправо, и через две минуты подорвалась. Кэптен Никол решил, что два передних мателота торпедированы подводной лодкой, так как раньше мин на такой глубине не встречалось. Его крейсер также повернул вправо, но в 1.10 под левым бортом напротив мостика прогремел взрыв. Параван-охранитель спас корабль от серьезных повреждений. Мина взорвалась далеко от корпуса, машины и вооружение не пострадали.
Обе «аретьюзы» 10-узловым ходом осторожно выбрались с минного поля. Серьезно поврежденная «Аурора» в сопровождении эсминцев «Лэнс» и «Хэвок» отправилась на Мальту. «Нептун» же в 1.12 и 1.25 подорвался кормой еще на двух минах. Помочь ему вызвался эсминец «Кандагар». В случае необходимости он был готов снять команду. Кэптен Никол решил не подходить к поврежденному флагману ближе, чем на 2,5 мили, все сообщения передавались через эсминец «Лайвли». В 2.18 «Пенелопа» получила приказ подготовиться к буксировке, как только «Нептун» сдрейфует с минного поля. Крейсер убрал параваны и подготовил буксирные концы. Настал момент, когда Никол решил рискнуть и начал сближение, но в 3.04 подорвался «Кандагар». Взрыв мины вызвал детонацию кормового погреба, всю кормовую часть эсминца затопило, руль и винты сорвало со своих мест.
Слабая надежда спасти пострадавшие корабли сохранялась до 4 часов утра, когда «Нептун» напоролся на мину в четвертый раз. Этого удара его израненный корпус уже не выдержал. Крейсер резко повалился на левый борт и перевернулся. Спасся всего один человек. Оставаться на месте было опасно — близился рассвет. «Пенелопа» радировала «Кандагару»: «Я, очевидно, не смогу помочь. Пусть с Вами будет Бог». С эсминца ответили предложением уйти, попросив лишь выслать подводную лодку, чтобы подобрать уцелевших. С сожалением отвергнув просьбу «Лайвли» разрешить оказать помощь спасшимся с «Нептуна», кэптен Никол приказал развить 25 узлов и взять курс на Мальту, куда корабли прибыли в 11 часов 19 декабря. Можно лишь добавить, что для оказания помощи отважному «Кандагару» был выслан эсминец «Джагуар», которому удалось спасти 168 из 235 членов экипажа. Сам эсминец пришлось добить торпедой.
Повреждения, полученные «Пенелопой», оказались небольшими, и ремонт длился до 3 января. Тогда же на крейсере дополнительно установили четыре 20-мм автомата.
После этих трагических событий «Пенелопа» осталась единственным боеспособным крейсером Соединения «К». 18 — 19 января она участвовала в конвойной операции MF-3, 25 — 27 января — в аналогичной MF-4, 13 — 16 февраля — в MF-5. В ходе двух первых крейсер с пятью эсминцами выходил встречать идущие на Мальту суда и сопровождал их до пункта назначения, во время третьей в составе соединения эскортировал пустые транспорты в Александрию.
Следующая операция — MF-10 — привела к столкновению с итальянским флотом, известному как Вторая битва в заливе Сирт. 20 марта из Александрии вышли транспорты «Бреконшир», «Клан Кемпбелл», «Пампас» и «Талабот». Их прикрывала эскадра контр-адмирала Вайена, состоявшая из крейсеров «Клеопатра», «Юриалес», «Дидо», «Карлайл» и 16 эсминцев. Благодаря упреждающим ударам по немецким аэродромам и отвлекающему наступлению в Египте, англичанам удалось благополучно преодолеть зону действия германской авиации. Вышедшие с Мальты «Пенелопа» и «Лиджен» присоединились к конвою утром 22 марта. Однако эта армада не могла остаться незамеченной для многочисленных самолетов, совершавших рейсы между Грецией и Киренаикой. На перехват из Таранто вышла эскадра адмирала Иакино — линкор «Литторио», тяжелые крейсера «Гориция» и «Тренто», легкий крейсер «Джованни делле Банде Мере» и 10 эсминцев. В 14.27 «Юриалес» передал, что видит на северо-востоке вражеские корабли. План Вайена заключался в том, чтобы задержать противника до наступления темноты демонстративными атаками и использовать дымовые завесы, в которые, судя по опыту предыдущих столкновений, итальянцы опасались заходить. Хотя командир «Пенелопы» не имел времени для подробного ознакомления с боевыми инструкциями адмирала, четкие действия крейсера в бою заслужили самой высокой оценки.
Бой начался с перестрелки крейсеров, совпавшей с мощным налетом немецкой авиации. Итальянцы отошли к своему флагману, и в 14.40 англичане увидели всю неприятельскую эскадру. Вайен бросился в отчаянную атаку. Из его кораблей только «Пенелопа» несла шестидюймовые орудия, остальные крейсера имели всего лишь 133-мм артиллерию. Конвой отвернул на юго-запад, «Карлайл» и эскортный миноносец «Эвонвэйл» прикрыли его дымовой завесой. Сильный юго-восточный ветер, постепенно превратившийся в шторм, гнал дым на противника, играя на руку англичанам. Бой велся на дистанциях 33 — 80 кбт. Не имевшим радара итальянским кораблям приходилось полагаться лишь на оптические прицелы, малоэффективные из-за сильных брызг. Британские крейсера и эсминцы ненадолго выскакивали из дыма, имитируя торпедные атаки. Два британских эсминца получили прямые попадания 380-мм снарядами с «Литторио», но остались в строю. В мостик «Клеопатры», флагмана Вайена, угодил 152-мм снаряд, а «Юриалес» был засыпан осколками разорвавшегося у борта 380-мм снаряда. Иакино решил обойти завесу с подветренной стороны, так как его эсминцы не могли двигаться против крутой встречной волны. Однако дым протянулся такой длинной полосой, что итальянская эскадра смогла повернуть навстречу конвою лишь в сумерках. К ночному бою итальянцы не были готовы и вскоре отошли на север. На обратном пути два эскадренных миноносца набрали много воды и затонули, а крейсер «Банде Нере» потопила британская подводная лодка «Эрдж». Сражение в заливе Сирт завершилось тактической и моральной победой англичан.
Крейсера Вайена взяли курс на Александрию. К сожалению, их неимоверные усилия в успешно проведенной Второй битве мало помогли конвою. Транспорты продолжили движение к Мальте, но нападение итальянцев помешало им прибыть на место затемно. Утром начались атаки бомбардировщиков II авиакорпуса Люфтваффе. В итоге только «Пампас» и «Талабот» достигли Ла-Валетты, но и они 26 марта были потоплены прямо в гавани. Пароход «Клан Кемпбелл» подвергся атаке «юнкерсов» и затонул в 20 милях от Мальты. Тяжело поврежденный истребителями-бомбардировщиками «Бреконшир» был взят на буксир «Пенелопой» и отведен в бухту Марсакслок на юго-восточной оконечности острова, где все-таки был уничтожен 27 марта во время очередного налета немецкой авиации. Серьезно пострадала и сама «Пенелопа». 28 марта ее атаковал на своем «юнкерсе» командир авиагруппы I/KG 54 капитан граф фон Платен. В результате взрыва бомбы между причалом и бортом крейсера образовалась подводная пробоина размерами 9x2,4 м. Три других бомбы взорвались на причальной стенке, засыпав надстройки градом осколков. Ремонт корабля велся в исключительно сложной обстановке. По мере того, как залечивались раны, артиллеристы крейсера отражали все новые и новые воздушные налеты. За неделю его зенитки выпустили 6500 снарядов — только что установленные новые стволы 4-дюймовок пришли в полную негодность. Осколками бомб от близких разрывов были ранены более 30 человек экипажа крейсера, в том числе кэптен Никол; старший артиллерист крейсера и 6 матросов погибли. Стало ясно, что всем кораблям, способным двигаться, следует немедленно покинуть остров. В 21.55 «Пенелопа» отбыла в Гибралтар, по словам Д. Макинтайра, «ощетинившись сотнями деревянных пробок, забитых в мелкие пробоины». О состоянии корабля в тот момент говорит и прозвище, данное ему экипажем, — «Pepperpot» (Перечница). Временное исправление повреждений производилось в гибралтарском доке с 12 апреля по 11 мая. Затем крейсер отправился для более основательного ремонта в Нью-Йорк. Работы длились с 19 мая по 1 сентября. Были дополнительно смонтированы четыре «эрликона» (их общее число достигло восьми) и установлен радар типа 273.
Окончательная доводка корабля велась в Портсмуте и закончилась 21 ноября. К началу 1943 года «Пенелопа», которой теперь командовал кэптен Белбен, была готова к новым сражениям.
К возвращению крейсера на Средиземное море обстановка на данном театре поменялась коренным образом. После успешного наступления англичан в Ливии и высадки союзников во Французской Северной Африке итало-германская группировка оказалась заблокированной в Тунисе. Снабжение шло исключительно по морю. Для нарушения морских коммуникаций противника были сформированы Соединение «К» с базой на Мальте и Соединение «Q» с базой в Боне. Костяк последнего составляла 12-я эскадра крейсеров контр-адмирала Харкорта, где «Пенелопа» (кэптен Белбен) заменила «Эйджекс», получивший тяжелые повреждения во время воздушного налета на Бон 1 января. Несмотря на обилие выходов в море, заметных успехов крейсерам добиться не удалось — основную тяжесть боев несли на себе эсминцы и корабли «москитного» флота.
Разгром тунисской группировки создал предпосылки для полного вывода Италии из войны. На лето 1943 года командование союзников запланировало ряд десантных операций. Первой целью стал небольшой островок Пантеллерия. 1 июня «Пенелопа» с эсминцами «Паладин» и «Петард» бомбардировали итальянские береговые батареи на острове. Ответный огонь оказался весьма точным — крейсер получил прямое попадание. Обстрел был повторен 8 июня силами пяти крейсеров и восьми эскадренных миноносцев, а в ночь на 11 июня на острове высадился десант. Днем позже «Пенелопа» вместе с «Ауророй», «Орионом», «Ньюфаундлендом» и шестью эсминцами обстреливали остров Лампедуза, вскоре также капитулировавший. Так был проведен подготовительный этап операции «Хаски» — высадки на Сицилии. В первых числах июля «Аурора» и «Пенелопа» сопровождали линкоры «Уорспайт», «Вэлиент» и авианосец «Формидейбл» на переходе из Орана в Александрию. Отряд прибыл туда 5 июля, а уже 7-го вышел в море, осуществляя дальнее прикрытие войсковых конвоев с первыми эшелонами десанта. 9 июня в заливе Сирт к ним присоединились линкоры «Нельсон» (под флагом вице-адмирала Уиллиса)и «Родней», авианосец «Индомитебл», крейсера «Клеопатра» и «Юриалес». Тем самым было сформировано соединение прикрытия для начавшейся утром высадки. Соединение маневрировало в Ионическом море на случай возможного вмешательства главных сил итальянского флота, но его так и не произошло, да и вряд ли оно могло произойти, учитывая огромное неравенство в силах. Вскоре крейсерам пришлось переключиться на оказание огневой поддержки частям британской 8-й армии на приморском направлении, а также вести обстрелы целей на континентальном побережье Италии. Как и два года назад, «Аурора» и «Пенелопа» почти всегда действовали вместе. 1 августа они обстреляли порт Котроне на востоке полуострова Калабрия, 9 августа — неприятельские позиции под Кастелламмаре на северном берегу Сицилии, 13 августа уничтожали цели в районе Вибо-Валентия (западное побережье Калабрии), а 17 августа «Пенелопа» с «Юриалесом» и двумя эсминцами «отметились» близ Скалеа. К середине месяца Сицилия была полностью в руках союзников.
В полдень 8 сентября генерал Эйзенхауэр объявил о прекращении боевых действий в отношении Италии. Первая из стран Оси вышла из войны, однако боевые действия на Средиземноморье на этом не закончились. Немцы привели в действие свой план захвата кораблей итальянского флота — союзникам пришлось импровизировать. 9 сентября 12-я эскадра крейсеров коммодора Эгню («Аурора», «Пенелопа», «Сириус», «Дидо», быстроходный минный заградитель «Эбдиел» и американский крейсер «Бойз») высадила 1-ю британскую парашютную дивизию в Таранто (операция «Слэпстик»). Это позволило союзникам закрепиться на юго-востоке Италии. Одновременно была произведена высадка десанта под Салерно (операция «Аваланш»). Начиная с 14 сентября «Пенелопа» оказывала огневую поддержку десантникам, затем ей довелось принять участие в неудачной для англичан Эгейской кампании.
Выход Италии из войны позволил У. Черчиллю вернуться к своей давней идее захвата Додеканезских островов. В ответ на просьбы премьер-министра Главнокомандующий Средневосточного командования предложил занять острова Кос, Лерос и еще несколько более мелких. Это было довольно рискованно, так как Родос с находившимися на нем прекрасно оборудованными аэродромами прочно удерживался немцами. В период с 10 по 17 сентября британские десанты овладели рядом островов архипелага, но вскоре противник перешел в контрнаступление. 26 сентября в гавани Лероса были потоплены британский и греческий эсминцы, 1 октября — еще один, итальянский. На рассвете 3 октября после сильной бомбардировки немцы высадили на Кос парашютный и морской десанты, и вечером 900 плохо вооруженных солдат британского гарнизона сдались.
К тому времени 12-я эскадра крейсеров была отозвана из Центрального Средиземноморья и направлена в Эгейское море, но эти корабли прибыли слишком поздно, чтобы оказать влияние на ход боев за Кос. 7 октября британская субмарина «Анрюли» обнаружила немецкий конвой, состоявший из крупного транспорта «Олимпос» (5216 брт), семи десантных барж и противолодочного корабля UJ-2111. Высланные на перехват «Сириус» и «Пенелопа» с эсминцами «Фолкнер» и «Фьюри» обнаружили противника южнее острова Левита и уничтожили его. Уцелеть удалось одной-единственной барже F-496. На месте столкновения немецкие корабли и самолеты подобрали 1027 человек. Возвращавшиеся на базу британские корабли в проливе Скарпанто были атакованы восемнадцатью пикирующими бомбардировщиками Ju-87 из состава M/StG 3. Все корабли пострадали от близких разрывов авиабомб. «Пенелопа» получила прямое попадание, но бомба, к счастью, не взорвалась. Последующие налеты двухмоторных бомбардировщиков Ju-88 из LG 1 и II/KG 51 были отбиты американскими «лайтнингами».
Двумя днями позже при попытке перехватить аналогичный конвой был потерян эсминец «Пантер», а крейсер «Карлайл» получил тяжелейшие повреждения и уже не вернулся в строй. Немцы безоговорочно выиграли битву в воздухе, не позволив англичанам реализовать свое превосходство на море. Британский гарнизон на Леросе капитулировал 16 ноября. Провал эгейской авантюры в конце четвертого года войны стал «крайне неприятной оплеухой для англичан» (С. Роскилл).
В конце 1943 года «Пенелопа» ненадолго покинула Средиземноморский театр, чтобы принять участие в операции «Стоунуолл» по перехвату немецких блокадопрорывателей в Бискайском заливе. 26 декабря, когда было получено сообщение авиаразведки об обнаружении транспорта «Альстеруфер», она вышла из Гибралтара вместе с крейсером «Гамбия» и быстроходным минным заградителем «Ариадне». Поиски оказались безуспешными, тогда как другая группа, состоявшая из крейсеров «Глазго» и «Энтерпрайз», одержала знаменательную победу в бою с германскими эсминцами и миноносцами.
Между тем, союзники готовили новую десантную операцию на западном побережье Италии между небольшим портом Анцио и морским курортом Неттуно. Целью операции, получившей кодовое наименование «Шингл», было ослабление давления немцев на фронте. Командовал морскими силами американский контр-адмирал Лоури. Высадка состоялась ранним утром 22 января 1944 года. «Пенелопа» вместе с американским крейсером «Бруклин», десятью американскими и тремя британскими эсминцами, двумя голландскими канлодками, британским судном ПВО и 23 тральщиками сопровождала суда Южного ударного соединения и оказывала огневую поддержку высадке десанта. Немцы отреагировали очень энергично. Всего через несколько дней высадившиеся на прибрежном плацдарме войска оказались в плотном вражеском кольце. Оставалась надежда лишь на военно-морские силы союзников.
Немцы использовали против кораблей весь свой арсенал: пикирующие бомбардировщики, торпедоносцы, планирующие бомбы, полевую артиллерию, мины, человекоуправляемые торпеды и подводные лодки. 29 января британский крейсер «Спартан» получил попадание планирующей бомбой, перевернулся и затонул с большими потерями в экипаже. Затем настал черед «Пенелопы».
18 февраля в 7.30 возвращавшийся в Неаполь из-под Анцио крейсер был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой U-410, которой командовал кавалер Рыцарского креста обер-лейтенант Хорст-Арно Фенски. «Пенелопа» затонула северо-западнее Неаполя в точке с координатами 40°55' с.ш., 13°21' в.д. Вместе с кораблем погибло 417 человек, в том числе его последний командир кэптен Джордж Белбен, 206 моряков было спасено.
Единственный неясный момент касается количества поразивших «Пенелопу» торпед. В первых послевоенных публикациях (например, у С. Роскилла) говорится о трех попаданиях. Справочник «Джейн'с» пишет, что на скорости 26 узлов крейсер получил одну торпеду, через 16 минут—вторую. Обе попали позади машинных и котельных отсеков. О двух торпедах сообщают П.Смит и Дж.Домини, а также Г.Смит. Все это противоречит работе Д.Брауна и немецким данным, согласно которым крейсер был потоплен единственной акустической торпедой Т-5 «Цаункениг». Эта версия выглядит наиболее правдоподобной, поскольку головка самонаведения такой торпеды реагировала на шум винтов корабля, попадание пришлось на кормовую часть. В результате детонировали кормовые погреба крейсера, что и было принято очевидцами трагедии за взрыв второй торпеды. Корабль продержался на плаву не более 10 минут.
«Пенелопа» стала последним британским крейсером, погибшим во Второй мировой войне. Среди прочих заслуг ей принадлежит рекорд по числу сбитых самолетов — 7 из 97, достоверно уничтоженных британскими крейсерами за годы войны.