«Аурора»
Последний из крейсеров серии достраивался как флагманский корабль командующего эсминцами Флота метрополии и в этом качестве проплавал весь довоенный период своей карьеры. Начало войны «Аурора» встретила в Скапа-Флоу под командованием кэптена Л.Х.К.Гамильтона. Первый боевой поход она совершила 6— 10 сентября 1939 года совместно с линкорами «Нельсон», «Родней», крейсером «Шеффилд» и десятью эсминцами. Столь мощное соединение выходило в Северное море на поиск немецких пароходов, поскольку предполагалось, что для их встречи германский флот покинет свои базы. В начале войны оказавшаяся в гуще событий «Аурора» действовала гораздо активнее своих систершипов, находившихся на Средиземном море. Вечером 22 сентября вместе со 2-й эскадрой крейсеров («Саутхэмптон», «Глазго», «Шеффилд») она выходит в рейд в Северное море, но операция сорвалась из-за столкновения двух эсминцев. 25 — 26 сентября те же силы отправляются на выручку подводной лодке «Спирфиш», получившей повреждения в центральной части Северного моря. Дальнее прикрытие осуществляли главные силы Флота метрополии. Британские корабли были обнаружены немецкой авиацией. К счастью, высланная против крейсеров эскадрилья 1./KG 26 цели не нашла. 7 октября английский самолет-разведчик обнаружил у южного побережья Норвегии германское соединение в составе линкора «Гнейзенау», легкого крейсера «Кёльн» и девяти эсминцев. Немцы проводили демонстрационную операцию, чтобы навести корабли противника на завесу своих подводных лодок. Англичане попались на уловку — на перехват было направлено 2 линкора, 2 линейных крейсера, авианосец, 6 крейсеров (в том числе и «Аурора») и 12 эсминцев, а также значительные силы авиации. Однако ни одной из сторон не удалось добиться результата. 9 октября все корабли вернулись на базы. Следующая операция Флота метрополии прошла 23 — 31 октября и была связана с прикрытием важного конвоя с железной рудой из норвежского порта Нарвик. «Аурора» во главе дивизиона эсминцев осуществляла непосредственное охранение судов.
Крупнейшей операцией германского флота в 1939 году стал набег линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау» на британский Северный патруль. 23 ноября ими был потоплен вспомогательный крейсер «Равалпинди». По сигналу последнего все силы британского флота пришли в движение. Находившуюся к тому моменту в Розайте «Аурору» вместе с крейсерами «Эдинбург» и «Саутхэмптон» направили к острову Фэр-Айл, чтобы закрыть пролив между Шетландскими и Оркнейскими островами. Однако перехватить немецкую эскадру не удалось, и к 27 ноября поиски были прекращены. Заметную роль «Ауро-ре» довелось сыграть в ходе Норвежской кампании. В первых числах апреля 1940 года крейсер под флагом контр-адмирала Э. Эванса прибыл в устье Клайда, имея задачу эскортировать транспорты с войсками в Нарвик и Тронхейм. Известие о выходе в море значительных сил германского флота заставили Адмиралтейство изменить свои планы, в результате немцы всего на сутки опередили англичан с высадкой в Норвегии. Поздно вечером 7 апреля «Аурора» с эсминцами вышли на соединение с главными силами Флота метрополии. Утром 9-го находившиеся в 200 милях западнее Бергена британские корабли подверглись массированному удару авиации противника. Атаки продолжались более двух часов и завершились уничтожением эсминца «Гурка» и повреждением ряда кораблей. От близких разрывов авиабомб пострадала и «Аурора», но, по всей видимости, не слишком серьезно.
Оправившись от шока, вызванного германским вторжением в Норвегию, союзники приступили к ответным мерам. Дозаправившись в Скапа-Флоу, «Аурора» снова вышла в море в ночь на 13 апреля. На борту крейсера находился адмирал флота лорд Корк-и-Орери, назначенный командующим союзными войсками в Северной Норвегии. 14 апреля он прибыл в Харстад, выбранный в качестве опорного пункта. Адмирал настаивал на активных действиях, желая выбить из Нарвика небольшой немецкий гарнизон. Флот приступил к блокаде Уфут-фьорда. 19 апреля лорд Корк выходил на «Ауроре» в район Нарвика для рекогносцировки. На 24-е был назначен штурм города с моря. В этот день линкор «Уорспайт», крейсера «Эф-фингем», «Энтерпрайз», «Аурора» и 10 эскадренных миноносцев вошли в Уфут-фьорд и в течение трех часов вели обстрел немецких позиций, но из-за сильного снегопада стрельба была неточной и огневые точки противника подавить не удалось. Высадку десанта пришлось отменить. 1 мая «Аурора» поддерживала артиллерией британских пехотинцев у поселка Анкенес, а два дня спустя совместно с «Эффингемом» и линкором «Резо-люшн» обстреливала вражеские позиции на берегу Бейс-фьорда. Попытку высадить десант повторили 13 мая в районе поселка Бьерквик (северо-восточнее Нарвика), и на этот раз она оказалась успешной. В ходе операции крейсера оказывали огневую поддержку, на «Ауроре», кроме того, находились подразделения французского Иностранного легиона.
Участие в Норвежской кампании для крейсера закончилось 18 мая. В этот день в районе Нарвика он был атакован германскими бомбардировщиками Ju-88 из состава 6./KG 30 и Не-111 из состава II/KG 26, получил прямое попадание 250-кг авиабомбы и был вынужден отправиться в ремонт. Устранение повреждений производилось в Портсмуте с 30 мая по 28 июня. Одновременно было усилено зенитное вооружение: появились пара счетверенных «пом-помов» и установка UP на юте.
Конец 1940 и начало 1941 года «Аурора» провела в северных водах вместе со своими систершипами. 2-я эскадра крейсеров, в которую входили все «аретьюзы», патрулировала Фареро-Исландский проход и несла конвойную службу. В апреле «Аурора» прошла в Тайне докование и ремонт, в ходе которого на ней были установлены радар управления огнем типа 284 и поисковый типа 290. Во время охоты за «Бисмарком» она входила в состав соединения контр-адмирала Кертиса, сопровождавшего авианосец «Викториес». За этим последовала масштабная операция против германских судов снабжения в Северной Атлантике, и первого успеха в ней добились «Аурора» и «Кения». 3 июня между Гренландией и Лабрадором они обнаружили и потопили танкер «Бельхен» (6367 брт), занимавшийся дозаправкой подводных лодок.
Летом 1941 года специально для действий в Арктике из крейсеров «Нигерия» и «Аурора», эсминцев «Панджаби» и «Тартар» было сформировано Соединение «К» под командованием контр-адмирала Ф.Вайена. Его первой операцией стал поход к Шпицбергену (27 июля — 6 августа). Здесь был высажен норвежский военный комендант, а на корабли принято 65 добровольцев, пожелавших сражаться на стороне союзников. На обратном пути крейсера уничтожили метеостанцию на острове Медвежий, чтобы предотвратить ее использование противником. Намеченную набеговую операцию против норвежского побережья отменили из-за обнаружения отряда немецкой авиационной разведкой. Соединение вернулось в Скапа-Флоу. Примерно в это время в очередной раз было усилено зенитное вооружение «Ауроры» — счетверенные 12,7-мм пулеметы уступили место шести 20-мм «эрликонам». Вскоре британское командование приняло решение о выводе из строя шахт и метеостанций на Шпицбергене и эвакуации населения. Операция получила кодовое название «Гонтлит» («Перчатка»). 19 августа к архипелагу направился лайнер «Эмпресс оф Канада» в сопровождении «Ауроры», «Нигерии» и эсминцев «Икарус», «Энтилоп» и «Энтони». В Баренцбурге «Эмпресс оф Канада» и «Нигерия» приняли 1955 советских шахтеров, доставили их в Архангельск и утром 1 сентября вернулись. После этого с архипелага было эвакуировано 932 норвежских рабочих, сожжены все имеющиеся запасы угля — почти полмиллиона тонн, уничтожены шахты и метеостанция. Отряд двинулся домой 3 сентября, прихватив три норвежских угольщика, китобойное судно, ледокол, буксир и пару рыболовных судов.
5 сентября Вайену сообщили о немецком конвое, движущемся на север вдоль норвежского побережья. Оставив суда на попечение эсминцев, «Нигерия» и «Аурора» двинулись наперерез. Встреча с противником произошла на рассвете 7 сентября в устье Тана-фьорда. Конвой состоял из крупных транспортов «Барселона» и «Траутенфельс» под охраной учебно-артиллерийского корабля «Бремзе» и нескольких вооруженных траулеров. Завязавшийся неравный бой можно назвать образцом мужества немецких моряков. «Бремзе» (капитан 3 ранга фон Брози-Штейнберг) прикрыл суда конвоя дымовой завесой и решительно направился навстречу врагу. Разумеется, шансов у него не было никаких — четырем 127-мм орудиям корабля, не превосходящего по размерам эсминец, противостояло 18 шестидюймовок крейсеров. «Бремзе» не продержался и получаса. Прошитый снарядами и протараненный «Нигерией», он пошел на дно вместе с большей частью экипажа. Однако этого времени хватило, чтобы суда, на которых находилось около полутора тысяч горных стрелков, перебрасывавшихся на крайний северный фланг советско-германского фронта, успели укрыться в глубине фьорда, куда англичане не рискнули идти из-за густого тумана. 10 сентября корабли Вайена вернулись в Скапа-Флоу. Для «Ауроры» закончился период службы в составе Флота метрополии, в ее боевой биографии открывалась новая страница — средиземноморская.
12 октября «Аурора» в качестве флагманского корабля нового Соединения «К» отправилась из Скапа-Флоу на Мальту, прибыв туда 21 октября. Командир крейсера кэптен У.Х.Эгню принял командование самым знаменитым из Мальтийских ударных соединений. Как уже описано в истории службы «Пенелопы», первой успешной операцией отряда стал разгром конвоя «Дуйсбург». Во время этого боя «Аурора» шла головной в колонне, поэтому ей больше других пришлось вести огонь по итальянским эсминцам. От залпов ее орудий «Грекале», «Эуро» и «Бер-сальере» получили серьезные повреждения. Торпедисты крейсера записали на свой счет два из семи отправленных на дно судов, к которым добавился танкер «Минититлан», уничтоженный артиллерией.
В потоплении «Прочиды» и «Марицы» 24 ноября (речь идет о следующей операции соединения) «Ауроре» не довелось принять реального участия — она находилась слишком далеко, и бой завершился до ее подхода. Зато 1 декабря крейсер внес основной вклад в уничтожение итальянского лайнера «Адриатике» (1976 брт), а на следующий день — эсминца «Апвизе да Мосто» и танкера «Иридио Мантовани» (10 540 брт). Потом были операция по встрече «Бреконшира» (16 — 17 декабря) и роковая ночь под Триполи.
В описании событий ночи 19 декабря вахтенный журнал «Ауроры» отстает от журналов других кораблей. Так, согласно ему, первый раз головной «Нептун» подорвался в 1.11 (на самом деле — в 1.06). После этого следовавшая в кильватер флагману «Аурора» немедленно вышла из строя вправо, но в 1.12 под ее левым бортом в районе башни «В» также прогремел взрыв. Корабль сразу накренился и сел носом. Носовая топливная цистерна была затоплена, и вода появилась на нижней палубе. Крен быстро достиг 11°, но был выровнен контрзатоплением. Набор корпуса оказался поврежден на протяжении 40 м, заклинило элеваторы носовых башен, пострадало электрооборудование. Скорость снизилась до 10 узлов. Кэптен Эгню сразу понял, что корабли попали на минное поле. Поскольку соединение находилось всего в 20 милях от Триполи и после рассвета могло подвергнуться сильнейшим воздушным атакам, он приказал эсминцам «Лэнс» и «Хэвок» сопровождать «Аурору» на Мальту. После обследования повреждений было решено, что крейсер способен дать 18-узловый ход. В полдень корабли прибыли в Ла-Валетту, где «Аурора» была поставлена в док.
Исправление повреждений заняло около трех месяцев. 29 марта 1942 года крейсер покинул Мальту и через Гибралтар ушел в метрополию. С 6 апреля по 30 июня он прошел более продолжительный ремонт в Ливерпуле.
В октябре «Аурора» вернулась на Средиземноморский театр — только теперь в Гибралтар, в состав Соединения «Н» вице-адмирала Сифрета. 28 — 30 октября она участвовала в последней из многочисленных операций по переброске истребителей на Мальту, прикрывая авианосец «Фьюриес».
8 ноября союзники начали операцию «Торч» («Факел») — вторжение во Французскую Северную Африку. «Аурора» вошла в состав Центрального оперативного соединения коммодора Трубриджа, целью которого являлся порт Оран. Фронтальную атаку предполагалось провести бывшим американским кораблям береговой охраны «Уолни» и «Хартлэнд» с морскими пехотинцами на борту, но оба были потоплены прямо в гавани огнем корабельной и береговой артиллерии. «Аурора» должна была оказывать огневую поддержку, и вскоре ей пришлось вступить в бой с французскими эсминцами «Трамонтан», «Торнад» и «Тифон», вышедшими из порта, чтобы атаковать десантные транспорты. Первый же залп британского крейсера разрушил мостик «Трамонтана» и вывел из строя половину его артиллерии. Командир и многие офицеры погибли. Осевший в воду эсминец выбросился на берег недалеко от порта. Та же судьба постигла «Торнад», но он хотя бы успел выпустить все шесть своих торпед. Один лишь «Тифон» смог вернуться в порт со снесенной за борт трубой. Адмирал Каннингхэм позже указал в своем рапорте, что «Аурора» довольно легко разделалась с противником. Правда, по данным Питера Смита и Джона Домини, крейсер пострадал от огня береговых батарей.
Спустя некоторое время «Тифон» и лидер «Эпервье» предприняли новую попытку прорыва.«Аурора» и присоединившиеся к ней крейсер «Джамайка» и эсминцы «Бодицея», «Бриллиант» и «Колл» преградили выход из гавани. В ходе жаркого боя «Эпервье» потерял 21 человека погибшими и 31 ранеными, на нем возник пожар, и он вынужден был выброситься на берег под прикрытие береговых батарей. Уже пострадавший «Тифон» снова повернул назад, но, понимая, что уйти не удастся, его экипаж взорвал эсминец на входном фарватере. На следующее утро Оран перешел в руки союзников.
Конец 1942 года отмечен активизацией действий британского флота на морских коммуникациях противника, подпитывавших свою африканскую группировку. 12-я эскадра крейсеров контр-адмирала Харкорта, в состав которой вошла «Аурора», перебазировалась в порт Бон на побережье Алжира. Вместе с эсминцами крейсера образовали ударное Соединение «Q». Его первый боевой поход состоялся в ночь на 2 декабря. «Аурора», «Сириус», «Аргонот», с эсминцами «Киберон» и «Квентин» в 40 милях от мыса Бон напали на итальянский конвой, состоявший из четырех транспортов под эскортом эсминцев «Николосо да Рекко», «Камичия Мера», «Фольгоре», миноносцев «Клио» и «Прочионе».
Противник был обнаружен в 0.38, и англичане немедленно открыли огонь. Неприятельские эсминцы провели несколько торпедных атак, израсходовав весь боезапас, но не добились попаданий (что, впрочем, не помешало им заявлять обратное). Артиллерийский бой продолжался недолго. Через полчаса «Фольгоре» получил попадание снаряда (вероятнее всего, с «Ауроры») и вскоре затонул. «Николосо да Рекко» продержался дольше, но получил повреждения и потерял ход. Позже его отбуксировал на базу однотипный «Антонио Пигафетта». Благодаря усилиям эскорта, суда конвоя успели рассредоточиться, но к двум часам ночи были все уничтожены британскими кораблями. Среди потопленных оказались немецкий военный транспорт КТ-1, итальянские «Авентино» и «Аспромонте»; название четвертого установить не удалось. Однако радость победы омрачилась потерей «Квентина», атакованного на обратном пути германской авиацией.
В дальнейшем «Аурора» продолжала действовать в одной группе с «Аргонотом», но успехов, аналогичных этому, уже не добивалась. К январю 1943 года состав Соединения «Q» изменился — вместо поврежденных кораблей прибыли новые, и теперь 12-ю эскадру крейсеров составляли «Аурора», «Пенелопа», «Сириус» и «Дидо». Действия на коммуникациях противника завершились с капитуляцией тунисской группировки. С началом июня союзники приступили к захвату островов в Тунисском проливе. 8 июня «Аурора» входила в состав сил, обстреливавших Пантеллерию. Тремя днями позже, при высадке десанта на этот остров, на ней находился главнокомандующий войсками на Средиземноморском театре американский генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр. 12 июня «Аурора», «Пенелопа», «Орион», «Ньюфаундленд» обстреливали Лампедузу. 20 июня крейсеру выпала высокая честь принимать на борту короля Георга VI, прибывшего на героическую Мальту.
В ходе подготовки к высадке на Сицилию «Аурора» и «Пенелопа» сопровождали линкоры в Александрию, а затем вошли в состав соединения прикрытия вице-адмирала Уиллиса. Почти весь август они занимались обстрелом целей на побережье Италии. К началу операции «Слэпстик» в Таранто коммодор Эгню принял командование 12-й эскадрой крейсеров. Затем «Аурора» поддерживала десантников под Салерно, а в октябре ушла в Эгейское море (к тому времени командование кораблем принял кэптен Дж. Барнард). Там она успела совершить единственную относительно успешную акцию — 20 октября вместе с греческим эсминцем «Миаулис» обстреляла цели на Родосе. Активность Королевского флота в этом районе была сведена на нет успешными действиями германской авиации. В течение десяти дней бомбардировщики Люфтваффе повредили три британских крейсера — «Пенелопу», «Карлайл» и «Сириус», а 30 октября — «Аурору».
В тот день 14 пикировщиков Ju-87 из состава 11/StG 3 прорвались через воздушный патруль в районе острова Кастелоризон и точно отбомбились по кораблям. «Аурора» получила прямое попадание 500-кг бомбы замедленного действия, которая взорвалась позади второй трубы, на кормовой рулевой платформе. В результате была полностью уничтожена зенитная батарея: левую носовую 102-м м установку сбросило за борт, остальные вышли из строя, равно как «пом-пом» и торпедный аппарат левого борта, три «эрликона», кормовой зенитный директор, радары и антенное оборудование. Кранцы первых выстрелов зенитного боезапаса воспламенились, дымная пелена укутала всю кормовую часть, но взрыва, к счастью, не последовало. Сорок шесть офицеров и матросов погибли, еще 20 получили ранения.
Крейсер своим ходом добрался до Александрии, где его подлатали, окончательный же ремонт производился в Таранто, еще недавно — главной базе итальянского флота. К апрелю 1944 года, когда «Аурора» снова вышла в море, на ней была произведена своеобразная «рокировка» легкого зенитного вооружения: вместо четырех одинарных «эрликонов» поставили две спаренные установки Mk.V с силовым приводом. Летом крейсер занимался патрулированием и сопровождением войсковых конвоев в Средиземноморье. 15 августа — в день высадки союзников в Южной Франции (операция «Энвил/Драгун») — он находился в составе соединения огневой поддержки британского контр-адмирала Мэнсфилда. Месяц спустя Мэнсфилд возглавил так называемые «Британские Эгейские силы», сформированные для реоккупации островов Эгейского моря и побережья континентальной Греции, уже оставленных немцами. Так «Аурора» снова оказалась в Восточном Средиземноморье, где и оставалась до конца войны.
Британские корабли днем и ночью сновали среди бесчисленных островов, большинство из которых было занято противником, и столкновения на море не были редкостью. 17 сентября «Ауроре» представилась возможность разделаться с минным заградителем «Драхе» — едва ли не самой крупной боевой единицей Кригсмарине в Эгейском море, однако немцам удалось укрыться в гавани острова Милос. 5 октября «Аурора» и эсминец «Кэттерик» (типа «Хант») обстреляли остров Левита и высадили на него десантную партию, которая приняла капитуляцию гарнизона. Через десять дней соединение контр-адмирала Мэнсфилда провело операцию «Манна» по освобождению греческой столицы. Крейсера «Орион», «Эйджекс», «Аурора», «Блэк Принс» и «Сириус» сопровождали в Афины транспорты с личным составом и снаряжением двух пехотных бригад. С воздуха корабли прикрывали самолеты двух эскортных авианосцев. Операция протекала без противодействия — немцы за неделю до этого приняли решение полностью вывести свои войска из Греции. Тем не менее, изолированные немецкие гарнизоны ряда островов Эгейского моря продолжали сопротивление, поэтому флот Его Величества не прекращал своей деятельности. Для обстрела островов Милос и Пископи, господствующих на подходах к Дарданеллам, привлекался даже линкор «Кинг Джордж V», о крейсерах и говорить нечего. 25 — 26 октября «Аурора» с эсминцами «Теткотт» и «Тириан» бомбардировала Милос, а 4 декабря с эсминцами «Метеор», «Марн» и «Маскетир» — Родос. Но все же главным противником англичан на данном ТВД в конце 1944 — начале 1945 года стали отряды Народно-освободительной армии Греции (ЭЛАС). Поддерживая армию и ВВС, флот взял под контроль греческие порты Салоники, Патры, Волос, но участия в боевых действиях моряки практически не принимали. В составе 15-й эскадры крейсеров в греческих водах «Аурора» оставалась до марта 1946 года. С 18 июня по 8 октября 1945 года она прошла переоборудование на Мальте. На ней демонтировали три одинарных 20-мм автомата, а взамен установлен еще один спаренный Mk.V.
После войны многие британские крейсера постройки 1930-х годов пошли на слом. Однако «Аурору» ждала другая судьба. В начале 1948-го была достигнута договоренность о ее продаже националистическому (гоминьдановскому) правительству Китая, и кораблю — единственному из всей четверки — довелось послужить во флоте другой страны.