Линейные корабли типа «Шарнхорст»
Германские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» по праву считаются одними из самых знаменитых боевых кораблей Второй мировой войны. Редко кому из их современников удалось поучаствовать в таком количестве операций в прибрежных европейских водах, Атлантике и Заполярье. Королевский флот Великобритании, которому сильно досаждала эта пара линкоров, не раз устраивал настоящую охоту за «Сэлмоном» и «Галштейном», как называли их английские моряки. На первом этапе войны немцам везло, хотя они не раз испытывали на себе удары снарядов, торпед, бомб и мощных донных мин. По объему полученных повреждений «Шарнхорст» и «Гнейзенау» стали настоящими «рекордсменами» среди всех боевых кораблей мира. Но каждый раз высокое качество постройки и великолепная выучка экипажей позволяли им благополучно выходить из самых опасных переделок и после ремонта вступать в строй.
Став первыми линейными кораблями германского флота, построенными после Первой мировой войны, «Шарнхорст» и «Гнейзенау» (Герхард Иоганн Шарнхорст (1755—1813) — прусский генерал, в 1807—1811 годах начальник Генштаба, В 1813 году был начальником штаба в армии генерала Г.Блюхера. Август Вильгельм Гнейзенау (1760—1831) — прусский фельдмаршал, граф (1814). Вместе с Шарнхорстом проводил реорганизацию прусской армии после 1807 года, в 1813 — 1815 годах был начштаба у Блюхера, а с 1830 года — главнокомандующий прусской армией.) унаследовали имена прославившихся в 1914 году броненосных крейсеров эскадры адмирала Шпее.
Этим как бы подчеркивалось, что на ниве рейдерства от них ожидают не менее громких успехов — ведь числено слабейший немецкий флот не мог рассчитывать на другой способ ведения войны на море. И, думается, они превзошли своих предшественников, хотя и не потопили ни одного крупного артиллерийского корабля в честной дуэли.
Однако участь гитлеровских сверхрейдеров все же была предрешена. «Гнейзенау», поврежденный авиацией в Киле и полностью выведенный из строя, так и простоял в тыловой базе до конца войны, постепенно — по мере ухудшения обстановки на сухопутных фронтах и роста неприязни фюрера к своим линкорам и крейсерам — превращаясь в беспомощный блокшив. «Шарнхорсту» «повезло» больше — он погиб в последнем классическом морском сражении германского флота. Не имея никаких шансов на успех, он сражался до последней возможности, чем заслужил искреннее уважение противника. Подводя итог боя, командующий британским Флотом метрополии адмирал Брюс Фрэйзер сказал офицерам своего флагманского линкора «Дюк оф Йорк»: «Джентльмены, битва с «Шарнхорстом» закончилась для нас победой. Я надеюсь, что любой из вас, кому когда-либо придется вести свой корабль в бой с намного сильнейшим противником, будет командовать своим кораблем так же доблестно, как сегодня командовали «Шарнхорстом». Пожалуй, столь высокой оценки, прозвучавшей из уст неприятеля, не удостоился больше ни один линкор в мире...