Система управления стрельбой

 

Для управления стрельбой по надвод­ным целям эти корабли получили комплекс приборов образца 1935 года, которым так­же оснащались линкоры типа «Бисмарк» и тяжелые крейсера типа «Хиппер». Этот комплекс управлял стрельбой орудий как главного (283-мм), так и противоминного (150-мм) калибра. В его состав входили три директора (КДП) во вращающихся ба­шенках — на носовой надстройке, сразу за грот-мачтой и на боевой рубке — обору­дованных 10,5-метровыми или 6-метро­вым (на боевой рубке) стереодальномерами, три башенных дальномера с базой 10,5 м (из башни «Антон» дальномер в 1941 году убрали, а отверстия закрыли бронеплитами, поскольку его линзы посто­янно заливались водой и брызгами), но­совая (в XIV-м) и кормовая (в Vl-м отсеке) передаточные станции с вычислительны­ми приборами (компьютерами) для обоих калибров каждая. Непосредственно посты управления артогнем располагались в башенках директоров. Они снабжались телескопами для артиллерийского офице­ра, а также горизонтального и вертикаль­ного наводчиков. Башенки директоров были стабилизированы в двух плоскостях с помощью гироскопов (центрального от­носительно курса корабля и локальных по горизонту). Телескопы стабилизировались при помощи следящих систем с выходны­ми электромоторами, возникающие рассогласования компенсировались верти­кальными и горизонтальными наводчика­ми. Геометрические компьютеры в каче­стве входных величин получали пеленг на цель, курс своего корабля (оба в горизон­тальной плоскости), его скорость и даль­ность до цели. Выходными величинами яв­лялись скорость цели, ее наклон относи­тельно оси прицела, курс и дальность как среднее от показаний главных и башен­ных дальномеров или по данным радара. Баллистический компьютер получал зна­чение скоростей изменения дистанции и пеленга и, учитывая погоду, начальную скорость снаряда, его вращение, влаж­ность воздуха и ветер, выдавал полные углы ВН и ГН (ПУВН и ПУГН). Каждый блок вычислительных приборов имел два сфе­рических угловых конвертора, позволяв­ших учитывать бортовую и килевую качку. Система управления артогнем ГК позво­ляла использовать от одной до всех трех башен по одной цели или обстреливать одновременно две. Силовое дистанцион­ное управление имели только приводы ВН, а моторы ГН управлялись вручную по принципу «слежение за указателем». Тот же принцип использовался и в приводах ВН, если дистанционное управление от­ключалось. Если перемещения корабля в пространстве оказывались слишком рез­кими для «отслеживания», использова­лось устройство компенсации временно­го интервала. В этом случае ВН и ГН про­изводились с произвольной скоростью, но при проходе нужного значения ПУВН или ПУГН цепь стрельбы автоматически вклю­чалась. Это устройство немцы применя­ли для ВН и ГН в 283-мм и 203-мм баш­нях; в 380-мм — только для ГН. Выстрел из среднего орудия при залповой стрельбе производился с опережением в 10 — 20 миллисекунд, чтобы снаряды в полете не мешали друг другу и рассеивание было как можно меньше. Задержка стрельбы после включения контактов цепи была до­вольно большой: стандартный немецкий ударник с электромагнитным управлени­ем (соленоидным) срабатывал примерно через 150 миллисекунд.

Огнем 105-мм зениток управляла сис­тема типа 1933 года: четыре директора с 4-метровыми дальномерами распола­гались в башенках сферической формы (SL-6 тип 33) по бокам носовой надстрой­ки и трубы. Трехосная стабилизация обеспечивалась гироскопами без серво­моторов. Директоры имели хорошую за­щиту, но весили свыше 40 т (только ро­торы гироскопов имели вес 260 кг). Зе­нитные автоматы «обслуживались» пе­реносными дальномерами с базой 1,25 м. Центральной системы управления огнем у них не было — немцы считали более важным одновременно обстреливать как можно больше целей.

Для освещения целей в ночное время корабли имели по пять 1,5-метровых про­жекторов: один на мостике носовой над­стройки, два на площадке вокруг дымовой трубы и два на платформе грот-мачты. Посты управления прожекторами находи­лись в носовой надстройке и в корме.