Радар
Германский флот оказался одним из первых, кто правильно оценил возможности радиолокационного определения дистанции до цели. Работы над корабельным радаром немцы начали летом 1933 года, а уже в октябре 1934-го опытный экземпляр с дальностью действия всего 12 км установили на яхте «Грилле». Успешные испытания в 1935 году разработанной доктором Вильгельмом Рунге радиолокационной аппаратуры, работавшей на 50-см волнах, позволили германскому флоту в феврале 1936 года заключить контракт с фирмой СЕМА, которая вскоре разработала 80-см радар, способный обнаружить движущийся корабль с дистанции 35 км, а летящий самолет — с 48 км. Фирма разработала этот радар под нажимом флота, хотя ее специалисты отдавали предпочтение установкам, работавшим на меньшей длине волны. Радар испытали в Свинемюнде, рассматривая его использование не только на флоте, но и в армии. Морская версия получила кодовое название «Зеетакт» (Seetakt), а сухопутная— «Фрейя». Первым из боевых кораблей радар «Зеетакт» получил крейсер «Кенигсберг», а броненосцы «Адмирал граф Шпее», «Адмирал Шеер» и «Дойчланд» (позже «Лютцов») получили более совершенные модели. По другим данным, первый в мире корабельный радар появился на «Адмирале графе Шпее» в 1936 году.
С началом войны «Шарнхорст» и «Гнейзенау» получили по две радарные установки «Зеетакт» FuMO 22 — одну на носовом директоре (КДП), расположенном на верху носовой надстройки, другую — на кормовом. Антенны «матрасного» типа размером 6x2 м (нижняя часть для излучения) вращались вместе с башенками директоров. Радары работали на частоте 368 МГц (длина волны 81,5 см, длительность импульса 5 мс), имели выходную мощность 8 кВт. Дальность обнаружения крупного корабля—25 км, точность по пеленгу 5°. Носовая установка имела круговой сектор действия, но с кормовых углов ей мешали надстройки. Поэтому и был установлен кормовой радар, по проекту подобный авиационному радару «Фрейя». Модель FuMO 22, будучи чувствительной к влажности и сотрясениям от стрельбы, не полностью удовлетворяла требованиям моряков. Поэтому в ходе войны появились более совершенные образцы, мощность которых превышала 15 кВт, ошибка дистанции сократилась до 50 м и менее. «Гнейзенау» (январь 1941 года) и «Шарнхорст» (в начале 1942-го) получили радары модели FuMO 27, которые допускали ошибку по пеленгу всего 0,25 — 0,3°, ошибку дистанции 70 м. Размер антенны удалось уменьшить до 4x2 м. В 1943 году «Шарнхорст» дополнительно получил радары следующих типов: FuMB 1, FuMO 3, FuMO 4, FuMO 7.
Немцы, несмотря на протесты фирмы GEMA, приостановили работы над радарами с малосантиметровой длиной волны. Ответственность за такое решение ложилась на многих чиновников, но главную роль здесь сыграл Герман Геринг. Он не смог правильно направить усилия электронной промышленности, хотя, если бы ему показали, как работает радар с длиной волны в несколько сантиметров, то он, возможно, и предпринял бы шаги по завершению работ над ним. Ошибочное решение о прекращении работ по сантиметровому радару для флота принадлежит адмиралу Витцелю, который имел сильное влияние на офицера связи между ОКМ и фирмой GEMA. В результате Германия, бывшая в начале войны в технических аспектах радиолокации впереди всех, уже к середине 1941 года оказалась позади Британии.