Вторжение в  Норвегию (операция  «Везерюбунг»)

 

7 апреля 1940 года «Гнейзенау» (флаг вице-адмирала Гюнтера Лютьенса), «Шарнхорст», «Адмирал Хиппер» и 14 эсминцев на 24-узловой скорости шли вдоль побережья Норвегии, направляясь к Тронхейму и Нарвику. Вторжение пла­нировалось начать силами флота и ар­мии одновременно с севера и юга (Осло). На борту «Хиппера» и эсминцев находи­лись десантные войска, а линейные крейсера осуществляли прикрытие вы­садки. Как только попытались увеличить

ход до 27 узлов, на «Шарнхорсте» вы­шел из строя паровой клапан, что при­вело к 15-минутной остановке левого вала. Спустя пару часов немецкую эс­кадру, направлявшуюся к Нарвику и Тронхейму, атаковали 12 бомбардиров­щиков «Бленхейм» 107-й эскадрильи королевских ВВС. Идущие строем фрон­та оба линкора и тяжелый крейсер от­крыли зенитный огонь из всех стволов. Шума и дыма было много, чего нельзя сказать о попаданиях в самолеты. Те ответили той же монетой — все 40 бомб упали мимо. Еще трем эскадрильям по­мешали выйти в атаку немецкие истре­бители прикрытия Bf-110, которым уда­лось сбить два «Веллингтона».

Но английские летчики сообщили о местонахождении противника, и в 20.15 Флот метрополии вышел в море, пред­полагая, что немцы собираются мощными силами напасть на судоходство в се­верной Атлантике. К вечеру погода ис­портилась, разыгрался 8-балльный шторм, и пришлось включить радары. Снова немецкие корабли начали стра­дать от океанской волны, с трудом удер­живая 9 узлов.

Около 8 часов утра 8 апреля прибли­зительно в 100 милях от Тронхейма эс­минец «Бернд фон Арним» в разрыве снежных шквалов обнаружил британский эсминец «Глоуворм», который отстал от своего соединения (линейный крейсер «Ринаун», легкий крейсер «Бирмингем» и эсминцы), находившегося несколько к западу от Тронхейма. После скоротечно­го боя, в котором приняли участие «Хиппер» и 4 эсминца, доблестный «Глоу­ворм» в 9.24 пошел ко дну, пытаясь пе­ред гибелью протаранить немецкий крей­сер. «Хиппер» не получил серьезных повреждений и вместе с четырьмя эс­минцами направился в Тронхейм. Око­ло 21 часа оставшиеся 10 эсминцев с де­сантом отделились для атаки Нарвика.

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» заняли по­зицию к западу от Вест-фиорда. На «Шарнхорсте» вода через воздухозаборник попала в КО №2, и скорость пришлось уменьшить до 7 узлов. Ночью вода через вентиляционные шахты проникла в топ­ливные цистерны «Гнейзенау», сделав непригодными 470 кубометров нефти. Низкая облачность, частый дождь и снеж­ные заряды сильно ограничивали видимость, особенно в западном направле­нии, откуда и мог появиться неприятель. Корабли Лютьенса находились в 50 ми­лях к западу от южной оконечности Лофотенских островов, курс 310°, скорость 12 узлов.