Подрыв «Гнейзенау» на мине
«Гнейзенау» после ремонта боевых повреждений 26 — 29 апреля прошел докование в сухом доке Бременхафена. А уже 5 мая при переходе на Балтику из Северного моря он в 11.45 подорвался у устья р. Эльба на магнитной мине. Скорость корабля была 22 узла, глубина моря 24 м. Силой взрыва, который произошел в 21 метре с левой раковины корабля, броню пояса около кормовой башни вдавило внутрь, во многих местах разорвало листы обшивки. Водой затопило коридор левого гребного вала, несколько кладовых и соседних с ними пустых отсеков. Корабль получил крен на левый борт в полградуса и небольшой дифферент на корму. Серьезные повреждения нанесло и сотрясение от взрыва: вышли из строя подшипники турбины низкого давления правого борта, некоторые вспомогательные устройства, включая конденсорные насосы, трансформаторы прожекторов, фундаменты которых не рассчитывались на такие ударные нагрузки. Повреждены были кормовые дальномеры и оптические приборы целеуказания, вышли из строя почти все автоматические выключатели главных и вспомогательных механизмов. Резкая деформация корпуса приподняла и заклинила вращающуюся структуру кормовой башни и только энергичные усилия экипажа позволили ввести ее в строй в течение часа. Силой удара срезало болты крепления барбетов бортовых 150-мм башен, что сделало их непригодными для стрельбы. В строю из средней артиллерии остались только четыре палубные установки за щитами. Из-за отключения энергии на 18 минут было утрачено управление рулем. Такие сильные повреждения объяснялись тем, что взрыв произошел на мелкой воде и слишком близко к корпусу корабля.
Тем не менее, прекрасная выучка экипажа позволила спустя всего 5 часов привести корабль в Киль и уже в 17.13 поставить в плавучий док. Ремонт проходил до 21 мая, после чего «Гнейзенау» вышел в пробный поход по восточной Балтике. 27 мая он вернулся в Киль, полностью готовый к бою.