Подрыв «Гнейзенау» на мине

 

«Гнейзенау» после ремонта боевых повреждений 26 — 29 апреля прошел докование в сухом доке Бременхафена. А уже 5 мая при переходе на Балтику из Северного моря он в 11.45 подорвался у устья р. Эльба на магнитной мине. Ско­рость корабля была 22 узла, глубина моря 24 м. Силой взрыва, который про­изошел в 21 метре с левой раковины ко­рабля, броню пояса около кормовой башни вдавило внутрь, во многих мес­тах разорвало листы обшивки. Водой затопило коридор левого гребного вала, несколько кладовых и соседних с ними пустых отсеков. Корабль получил крен на левый борт в полградуса и небольшой дифферент на корму. Серьезные по­вреждения нанесло и сотрясение от взрыва: вышли из строя подшипники тур­бины низкого давления правого борта, некоторые вспомогательные устройства, включая конденсорные насосы, транс­форматоры прожекторов, фундаменты которых не рассчитывались на такие ударные нагрузки. Повреждены были кормовые дальномеры и оптические при­боры целеуказания, вышли из строя поч­ти все автоматические выключатели главных и вспомогательных механизмов. Резкая деформация корпуса припод­няла и заклинила вращающуюся структуру кормовой башни и только энергич­ные усилия экипажа позволили ввести ее в строй в течение часа. Силой уда­ра срезало болты крепления барбетов бортовых 150-мм башен, что сделало их непригодными для стрельбы. В строю из средней артиллерии оста­лись только четыре палубные установ­ки за щитами. Из-за отключения энер­гии на 18 минут было утрачено управ­ление рулем. Такие сильные повреж­дения объяснялись тем, что взрыв про­изошел на мелкой воде и слишком близко к корпусу корабля.

Тем не менее, прекрасная выучка экипажа позволила спустя всего 5 часов привести корабль в Киль и уже в 17.13 поставить в плавучий док. Ремонт про­ходил до 21 мая, после чего «Гнейзенау» вышел в пробный поход по восточной Балтике. 27 мая он вернулся в Киль, пол­ностью готовый к бою.