Торпедное повреждение «Шарнхорста»

 

Несмотря на резкий отворот одна из торпед в 18.39 под углом 15 градусов ударила в правый борт у башни «Це­зарь» в трех метрах под главным по­ясом — в самое уязвимое место. По­вреждение оказалось очень серьезным. Боевое отделение и погреба заполни­лись дымом, прислугу башни пришлось эвакуировать. Командир корабля капи­тан цур зее Хоффманн отдал приказ на затопление погребов, но после доклада об отсутствии опасности пожара его от­менил. Бортовую обшивку, принявшую на себя удар, разрушило на площади 6x14 метров. Но взрыв оказался столь мощным, что большая часть его энергии пришлась на внутреннюю структуру, ра­зорвав противоторпедную переборку и загнув ее верхнюю часть внутрь на 1,7 м. Переборка была повреждена на 10 м, считая от бортовой брони на уровне платформы над коридором гребного вала. Поврежденными оказались две траверзных переборки, батарейная па­луба и палуба первой платформы. Чуть меньше пострадали шельф под броню и соседние элементы структуры корпуса.

Попадание пришлось в место прохо­да гребного вала через противоторпед­ную переборку, где ее эластичность была недостаточной из-за дополнительных подкреплений. Сказалось и недостаточ­но надежное соединение переборки с броневой палубой, что не позволило напряжениям от взрыва распространить­ся на большую площадь жестких элемен­тов структуры корпуса. Переборка нача­ла эластично выгибаться, но верхнее ее крепление не выдержало, что привело к большим затоплениям внутреннего объема: вода частично заполнила 22 главных водонепроницаемых отсека, а всего 30 отсеков в районе взрыва при­няли 2500 т. «Шарнхорст» получил крен на правый борт в 3 градуса и осел кор­мой на 3 м. При взрыве погибло 48 чле­нов экипажа.

Большие затопления и повреждения сказались на энергетической установке. Была уничтожена часть правого гребно­го вала, которая проходила через ниж­ние отсеки противоторпедной защиты около башни «Цезарь», а весь коридор его быстро заполнила вода. Там остал­ся один из матросов, и, когда другой, пы­таясь его спасти, открыл водонепрони­цаемую дверь, кормовое машинное от­деление, дававшее энергию на средний гребной вал, стало быстро затапливаться. Сохранить его в строю, мгновенно остановив турбины, оказалось невоз­можным. Кожух одной из турбин, вра­щавшейся на полной мощности, остыл так быстро, что лопатки ротора врезались в его внутреннюю поверхность. Пришлось перекрыть все паропроводы этого отделения. Корабль остался толь­ко с левым работающим валом.

Вышла из строя и башня «Цезарь», некоторые отсеки под ее погребами за­полнило водой, большая часть оборудо­вания в погребах оказалась поврежден­ной. Отдельные заряды в гильзах и фут­лярах загорелись, многие оказались ис­порченными. В погребе находилось 283 собранных снаряда и заряда в гильзах, готовых к подаче в башню, другие сна­ряды без зарядов лежали на загрузоч­ной платформе в нескольких метрах от места удара торпеды. Кормовая 150-мм башня правого борта вышла из строя из-за затопления подбашенных помещений и повреждения электросистем. Отказа­ла и система управления огнем кормо­вой группы 105-мм орудий.

На пути в Тронхейм корабль с трудом мог держать 20 узлов. Для предотвраще­ния дальнейших повреждений корпуса стали использовать кранцевые маты, однако это мало что давало, и приказ отменили. Оба корабля достигли Трон­хейма около полуночи 9 июня. Там на швартовах стояло ремонтное судно «Хуаскаран», экипаж которого приступил к временному ремонту «Шарнхорста».

10 июня самолет-разведчик Берегово­го командования Королевских ВВС обна­ружил немецкие корабли и на следую­щий день дюжина бомбардировщиков «Гудзон» («Хадсон») с высоты 4570 м сбросила 36 227-кг бронебойных бомб по «Шарнхорсту», ни одна из которых не достигла цели. Два самолета немцы сби­ли. Адмирал Маршалл с «Гнейзенау», «Хиппером» и четырьмя эсминцами сно­ва вышел на поиски торговых судов, но, убедившись, что все конвои имеют силь­ное прикрытие, 11 числа вернулся в Тронхейм.

Затем настала очередь британского соединения в составе линкора «Нельсон» и авианосца «Арк Ройял», которые 13 июня находились в 170 ми­лях от Тронхейма. Поднятые в воздух 15 бомбардировщиков «Скьюа» были пере­хвачены германскими истребителями, и англичане потеряли восемь машин. Ос­тальные прорвались к цели, но в «Шарнхорст» попала всего одна бомба, кото­рая, к тому же, не взорвалась, хотя и про­била верхнюю палубу.

Ремонт турбин среднего вала «Шарн­хорста» занял 10 суток. Отремонтиро­вать правый вал можно было только в сухом доке, поскольку предполагалось, что его погнуло и винт при вращении будет задевать корпус. На пробах 18 июня при скорости свыше 13 узлов на­блюдалась такая вибрация, что остава­лось надеяться только на два вала и максимальную скорость в 24 узла. 20 июня корабль вышел в Германию в сопровождении эскорта. На следующий день соединение у о.Утсир обнаружили самолеты британского Берегового ко­мандования и около 15.00 шесть торпе­доносцев «Суордфиш» 821-й и 823-й эскадрилий Королевского флота вышли в атаку, которую немцы легко отразили зенитным огнем. Английские летчики не имели практики, и эта атака крупного корабля была их первой в жизни. Все торпеды пошли практически параллель­но курсу кораблей, которым ничего не стоило от них уклониться, сбив при этом два торпедоносца зенитками. Почти тут же четыре «Гудзона» с большой высоты со столь же большой неточностью сбро­сили 227-кг бомбы. Две из атакующих машин погибли, две с трудом вернулись на базу, имея тяжелые повреждения. Спустя полтора часа над соединением появилось девять «бофортов», воору­женных 227-кг бронебойными бомбами, но и они были отбиты зенитным огнем и истребителями, потеряв три самолета. А последнюю атаку со все тем же резуль­татом провели еще шесть «гудзонов». Отражая атаки, «Шарнхорст» выпустил 900105-мм снарядов и 3600 мелких. К вечеру воздушное прикрытие состоя­ло из 10 «мессершмиттов» (Bf-109), двух «хейнкелей-111», летающей лодки «До-18» и двух бортовых «Арадо-196». Вско­ре немцы перехватили британское сообщение, из которого стало понятно, что в море находятся крупные силы Флота метрополии. «Шарнхорст» получил при­каз укрыться в порту Ставангер. В этот момент некоторые британские корабли находились всего в 35 милях от него. 22 июня «Шарнхорст» вышел из Ставангера в Киль, где в плавучем доке «С» сле­дующие шесть месяцев проходил ре­монт, часто прерываемый налетами бри­танской авиации. 21 ноября корабль вы­шел в пробное плавание по Балтике, но 19 декабря вернулся в Киль, чтобы в плавучем доке «В» еще четверо суток заканчивать ремонтные работы.