Торпедное повреждение «Гнейзенау»

 

«Гнейзенау», «Адмирал Хиппер» и четыре эсминца под командованием ад­мирала Гюнтера Лютьенса 20 июня выш­ли в Норвежское море и взяли курс на Исландию. Германский морской штаб намеревался этой операцией создать у англичан впечатление прорыва крупных рейдеров через пролив между Фарерами и Исландией, а в это время провести «Шарнхорст» из Норвегии в Германию на ремонт. Когда германское соединение находилось примерно в 40 милях к се­веро-западу от Хальтена в условиях пло­хой видимости, британская подлодка «Клайд» выпустила по «Гнейзенау» пол­ный залп из носовых аппаратов. Наблю­датели увидели торпеды слишком позд­но — всего в 300 м от борта. Две про­шли перед самым носом, а третья, не­смотря на резко положенный на борт руль, попала в правый борт в 16 м от форштевня и очень близко к началу но­сового противоосколочного пояса. Броня повреждена не была, но носовая око­нечность пострадала очень серьезно. Взрыв 365 кг торпекса на 3 м ниже ва­терлинии разорвал листы обшивки с обо­их бортов и повредил шпангоуты, так что нос держался на честном слове. Пробо­ина с правого борта имела длину 15 м и высоту 6 — Юм. Имелась небольшая про­боина и с левого борта, в кормовых час­тях образовались значительные повреж­дения обшивки. Вода затопила водоне­проницаемые отсеки XX и XXI, скорость пришлось уменьшить из-за риска поте­рять большую часть носа. Боеспособ­ность корабля и механизмы не постра­дали, так что он 21 июня смог дойти до Тронхейма. Лодка донесла о координа­тах германского соединения, которое затем подверглось налетам авиации бри­танского Берегового командования, в ре­зультате чего один из эсминцев получил серьезные повреждения.

В Тронхейме рабочие ремонтного ко­рабля «Хуаскаран» временно заделали пробоины на «Гнейзенау», наварив по­верх металлические полосы для допол­нительной прочности. Работы закончи­ли 19 июля. На переходе в Киль 25 — 27 июля корабль сопровождали «Адмирал Хиппер» (отделился для выполнения другого задания), легкий крейсер «Нюрн­берг», четыре эсминца и шесть мино­носцев. На перехват англичане послали мощное соединение Флота метрополии (линейные крейсера «Рипалс» и «Ринаун», крейсера и эсминцы), но оно не смогло обнаружить противника. Только подлодке «Суордфиш» удалось потопить один из миноносцев эскорта («Лухс»), остальные германские корабли благопо­лучно прибыли в Киль 28 июля.

Ремонт «Гнейзенау» фирмой Ховальд Верфт в Киле длился пять месяцев. Для верфи это была первая работа на круп­ном боевом корабле, и рабочие прояви­ли к морякам исключительную любез­ность. Например, они убрали штатные подпорки и стойки из кают младшего офицерского состава в средней части корабля, так надоевшие экипажу. Это серьезное нарушение впоследствии дало о себе знать. В то же время для сокращения срока ввода корабля в строй на нем решили не переделывать ангар и грот-мачту, как это уже было сделано на «Шарнхорсте». До 21 октября «Гней­зенау» находился в доке «D» военно-морской базы, а 14 ноября вышел на Балтику для тренировок и учений, снова вернувшись в Киль 19 декабря. Входе учений оба линейных крейсера «отстре­лялись» по кораблю-цели «Гессен», от­рабатывали тактическое взаимодей­ствие с крейсером «Нюрнберг» и 2-й флотилией миноносцев. Но совместные учения с подлодками показали неудов­летворительную работу сонаров.