«Брестская»  группа

 

Остаток года «Шарнхорст» и «Гнейзе­нау» провели на военной верфи Бреста, которую немцы частично восстановили после захвата и укомплектовали рабо­чими с военной верфи Вильгельмсхафена. После прихода немецких линейных крейсеров в Брест англичане, опасаясь их нового выхода в океан, приступили к регулярным налетам на эту базу, исполь­зуя специальные 227-кг бронебойные бомбы. Достаточно привести только цифры: с 27 марта по 7 мая самолеты Командования Бомбардировочной Авиа­ции и Берегового командования Вели­кобритании сбросили на Брест 1013 тонн бомб и выставили 201 магнитную мину. Особенно массированными были нале­ты в ночь на 31 марта и 5 апреля. В ходе последнего одна 227-кг бомба упала в воду в 4 м от «Гнейзенау», стоявшего в сухом доке, но не взорвалась. Сразу же корабль вывели из дока и поставили на швартовую бочку гавани Бреста.

В ходе рейдерства «Шарнхорст» по­стоянно испытывал трудности с трубка­ми перегревателей своих котлов, и толь­ко самоотверженная работа экипажа позволила избежать крупных поломок. В Бресте специалисты определили, что на замену трубок потребуется, по меньшей мере, 10 недель. Причина повреждений оказалась чисто технологической — при­мененный металл не соответствовал рабочим температурам. Требуемый обо­ими кораблями ремонт исключил их уча­стие в операции с «Бисмарком», которая планировалась на апрель, а состоялась в мае 1941 года. Но англичане-то об этом не знали, и Брест надолго стал главной целью налетов их авиации. Пришлось закрыть корабли камуфляжными сетями, посты зениток защитить мешками с пес­ком, а для постановки дымзавес устано­вить вокруг базы и на подходах к ней ог­ромное количество дымогенераторов. Приходилось принимать меры и против английской агентуры из числа рабочих верфи. Тем не менее, за время стояния в Бресте оба корабля получили серьез­ные повреждения.

Окруженный противоторпедными се­тями и молом «Гнейзенау» 6 апреля под­вергся атаке четырех торпедоносцев «Бофорт». Только один из самолетов обнаружил линейный крейсер и выпус­тил торпеду, после чего был сразу сбит. Торпеда с боеголовкой в 204 кг тринит­ротолуола попала в правый борт перед кормовой башней главного калибра (от­секи IV и V). В результате взрыва корабль принял 3050 т воды, накренился на 2 гра­дуса и осел кормой на 1,2 м. Наружная обшивка была повреждена на площади 210 м2, в районе взрыва разрушило пер­вую продольную переборку, броневую противоторпедную, тонкие продольные и поперечные переборки, деформировало внутреннее дно, верхнюю и среднюю платформы. Попадание пришлось в осо­бенно уязвимое место, где через нижнюю часть противоторпедной защиты рядом с кормовой башней проходил внешний гребной вал. Коридор правого вала раз­рушило на длине 36 м. Ослабли все на­бивочные сальники в неповрежденных кормовых переборках, что привело к об­ширным затоплениям соседних с кори­дором отсеков, из-за чего вышел из строя и средний гребной вал. Серьезно оказались повреждены подшипники пра­вого вала. Затопление вывело из строя некоторые вспомогательные механизмы, а также главные турбины в машинных отделениях № 1 и № 3. Соленая вода ис­портила большую часть электрического оборудования в районе повреждения, которое пришлось полностью заменить.

На момент атаки водяные и топлив­ные цистерны были заполнены на 80%. В зоне взрыва топливные цистерны ока­зались разрушены и смесь нефти с со­леной забортной водой проникла в цен­тральный пост управления, кормовой пост гирокомпаса и кормовой пост управ­ления стрельбой; часть оборудования в них вышла из строя. Погреба кормовой башни затопило только водой, что зна­чительно упростило ее откачку. От сотря­сения пострадали некоторые трансфор­маторы, артиллерийские телефоны, оп­тические приборы, гирокомпасы и дру­гое мелкое электрооборудование. По­скольку вода просачивалась через саль­никовые коробки, экипаж для сохране­ния водонепроницаемости широко ис­пользовал различные непористые мате­риалы. Воду, поступившую через саль­ники вала в машинное отделение № 3, стали откачивать двумя насосами. Пос­ле частичного восстановления водоне­проницаемости к кораблю подошел спа­сательный буксир, который мощными помпами помог взять затопления под контроль.

«Гнейзенау» снова ввели в сухой док № 9 для ремонта, который длился не­сколько месяцев. В ночь на 10 апреля 47 британских бомбардировщиков сброси­ли на верфь Бреста около 46 тонн 227-кг бронебойных бомб. «Шарнхорст» из­бежал повреждений, но в «Гнейзенау» попало четыре бомбы — с правого бор­та у носовой надстройки. Близкие попа­дания в набережную засыпали корабль массой осколков. Одна бомба взорва­лась на нижней бронепалубе, другая без взрыва поразила боевую рубку, третья пробила надстройку, верхнюю и батарей­ную палубы и взорвалась на нижней бро­невой, а четвертая пробила верхнюю палубу и, не взорвавшись, застряла в обломках на батарейной палубе, обра­зовавшихся после взрыва третьей бом­бы. Всего на корабле погибло 72 чело­века, а из 90 раненых 16 позже умерли.

Зенитным огнем удалось сбить всего один «Веллингтон».

Главную бронепалубу повредило не­значительно. Внешнюю продольную пе­реборку с правого борта около башни «Бруно» выпучило наружу с разрывом ряда сварных швов, что явилось резуль­татом плохого качества сварки. Оскол­ками повредило некоторые броневые плиты барбета, другие покоробило от сотрясения. Частично затопило пост управления зенитным огнем и централь­ный пост автоматического управления, но механизмы и орудия повреждений избежали.

Взрыв бомбы в надстройке привел к большому числу раненых и убитых, а также вывел из строя множество элект­рических цепей в носовой части кораб­ля. Без электропитания остались гиро­компасы, сварочные трансформаторы, кубрики и лазареты в носовой части, серь­езно повредило системы управления огнем и внутренней связи. Носовые от­секи заполнились густым токсичным га­зом, затруднявшим борьбу с огнем. Из предосторожности затопили погреба башни «Бруно», но как только пожары по­гасили, воду откачали.

Когда на борт флагмана 14 апреля прибыл адмирал Лютьенс, специалисты оценили ремонт в 4 месяца. Основную трудность представляла замена право­го гребного вала. Параллельно ремонту повреждений на «Гнейзенау» и текущему ремонту котлов на «Шарнхорсте» ре­шили провести модернизацию обоих ко­раблей, включавшую замену систем управления стрельбой и установку рада­ров, торпедных аппаратов и дополни­тельных 20-мм автоматов (14 на «Гней­зенау» и 18 на «Шарнхорсте»). Бой с «Чилиан Рифер» убедил адмирала Лютьенса в необходимости топить торговые суда торпедами, и корабли получили по два трехтрубных 533-мм аппарата — по бортам, перед кормовой группой 150-мм орудий. Катапульту над ангаром сняли, а все оборудование ангара заменили новым. Эти работы помешали обоим ко­раблям принять участие в апрельской операции «Бисмарка» и «Принца Ойгена».

С начала июня налеты возобновились и самый массированный из них состоял­ся 24 июля 1941 года. «Гнейзенау», на­дежно замаскированный сетями, больше повреждений не получал. «Шарнхорста» в Бресте не было. Он к этому времени закончил ремонт корпуса (9 июня), ар­тиллерии (13-го, включая установку тор­педных аппаратов) и механизмов (18-го). Назначенные на следующий день ходо­вые испытания пришлось отложить из-за недостаточного воздушного прикры­тия. Только 21 июля «Шарнхорст» в со­провождении 5-й флотилии эсминцев вышел в Ла Паллис для испытаний, на которых свободно развил 30 узлов. За­тем наступил черед торпедных стрельб и других упражнений, необходимых для застоявшегося в брестской мышеловке экипажа. Перед возвращением в Брест корабль стал на якорь в Ла Паллисе. Англичане, почти ежедневно произво­дившие аэрофотосъемку Бреста, вскоре обнаружили, что штатное место «Шарнхорста» занято танкером и еще двумя судами, пришвартованными друг к дру­гу, чтобы с воздуха создать эффект круп­ного корабля. Все силы разведыватель­ной авиации бросили на поиск, и уже 23 июля один из «спитфайров» обнаружил стоявшего на якоре «беглеца». Подготов­ленные для очередного рейда на Брест тяжелые бомбардировщики перенацели­ли на Ла Паллис. Первые шесть «стирлингов» не добились попаданий, также как 30 ночных устаревших «уитли». Не удалась и попытка семи «бофортов» обставить линкор магнитными минами. И только произведенная днем 24 июля с высоты 3000 — 3700 м атака 15 «Галифаксов», вооруженных 227-кг фугасны­ми и 454-кг бронебойными бомбами (по другим данным, первые были полубро­небойными, а вторые весили 908 кг), дала результат.