Повреждения  «Шарнхорста» от бомб 24 июля 1941 года

 

Самолеты обнаружили с дистанции 200 — 250 км, а первые из них появились над целью спустя 28 минут — в 14.13. Из сброшенных девятью самолетами 15 бронебойных и 53 фугасных бомб пять (соответственно 3 и 2) в 14.16 одновре­менно поразили корабль в правый борт — почти по прямой линии, парал­лельной диаметральной плоскости. Над кораблем поднялись сполохи пламени и столбы смешанной с нефтью воды. Пять машин немцы сбили и еще одна разби­лась при посадке.

Первая 227-кг бомба ударила сбоку от боевой рубки, чуть впереди от 150-мм башни. Она прошла верхнюю и среднюю палубы и взорвалась на броневой, кото­рая осталась неповрежденной. От взры­ва образовалась трещина в палубе пер­вой платформы, которую в месте взры­ва сильно вспучило. Плиту бортовой бро­ни, в которой пробило небольшое отвер­стие, выдавило наружу на 200 мм. В месте соединения противоторпедной переборки с главной бронепалубной ослабли заклепки, через которые начала течь вода. Боезапас к 150-мм орудиям, находившийся всего в трех метрах от места взрыва, не пострадал. Осколоч­ные повреждения оказались незначи­тельными.

Бомба весом 454 кг, попав между 105-мм и 150-мм установками, в 3,5 м от кромки палубы, пробила верхнюю, ниж­нюю броневую палубы и первую плат­форму, но, будучи отклоненной противо­торпедной переборкой, пробила днище и ушла в воду без разрыва. Через про­боину корабль принял небольшое количество воды. Осколками пробило борто­вые цистерны. Отделение генераторов № 4 заполнилось водой, вышли из строя несколько электроустановок, а осколки и забортная вода повредили кабели, иду­щие в боевой пост управления, посты управления стрельбой носовых зенит­ных батарей и башни «Антон».

Вторая 454-кг бомба попала посере­дине между 150-мм и 105-мм орудиями в 2,6 м от кромки палубы, и также проби­ла все палубы, прежде чем вышла в воду через бортовую обшивку под броневым поясом с правого борта, тоже не взор­вавшись. Затопило пять отсеков на про­тяжении 10 м. В некоторых помещениях погасло освещение, начались течи в по­греба 150-мм боезапаса, осколки повре­дили жилые помещения.

Третья 454-кг бомба попала чуть сза­ди кормовой башни и в трех метрах от кромки борта, пробила верхнюю палубу и бортовую обшивку. Как позже выясни­лось, и она ушла в воду без разрыва. Бортовую обшивку повредило весьма серьезно, а 10 водонепроницаемых от­секов, включая часть коридора правого гребного вала, заполнило водой. Зато­пило также погреба башни «Цезарь» и вывело из строя ее подъемник боезапа­са.

Еще одна 227-кг бомба упала перед носовой башней в трех метрах от кром­ки борта. Она пробила две палубы и взорвалась на главной броневой, проде­лав в ней небольшое отверстие и повре­див место присоединения противотор­педной переборки. Осколки перебили несколько шпангоутов. Палубы вокруг пробоин вспучило и сильно испещрило осколками, затопило несколько отсеков у борта, повредило трубы отопления, питьевой воды и канализации под бата­рейной и средней палубами. Вышли из строя подъемники 37-мм боезапаса, хотя сам боезапас не пострадал. Согласно другим данным, бомбы попали в райо­нах шпангоутов 133, 52 (обе фугасные), 120, 87 и 40.

Корабль получил крен 8 градусов на правый борт, поскольку затопило боль­шинство отсеков системы контрзатопле­ния. Количество принятой воды достиг­ло 3000 т (из них 1200 т в результате контр­затопления), осадка кормой увеличи­лась на 3 м. Временно вышли из строя носовая и кормовая башни главного ка­либра, а также половина зенитной артил­лерии. Несколько начавшихся мелких по­жаров были быстро погашены. Погибло два члена экипажа и 15 получили ране­ния. От более тяжелых повреждений спасло то, что 454-кг бомбы не взорва­лись.

Благодаря организованной борьбе за живучесть крен и дифферент исправи­ли довольно быстро. Пар в котлах под­няли вообще в рекордное время. Осад­ка осталась на метр больше, но к 19.30 корабль смог выйти в Брест, развив ско­рость 25 узлов. На рассвете эсминец эскорта обнаружил и сбил британский разведывательный самолет. Когда 25 июля «Шарнхорст» прибыл в Брест, единственным видимым свидетельством повреждений осталась увеличенная осадка, из-за чего иллюминаторы в кор­ме оказались почти у самой воды. Но невидимые глазу повреждения оказа­лись очень серьезными. Кроме работ по корпусу, требовалось заменить около 50 км кабелей системы управления огнем и 150 км силовых кабелей. Для адмира­ла Редера это был тяжелый удар: все три тяжелых корабля в Бресте вышли из строя, «Лютцов» и «Шеер» ремонтиро­вались в метрополии, а «Тирпиц» еще не прошел положенных испытаний. Ре­монт «Шарнхорста» занял 4 месяца. За это время на корабле установили новый радар в корме, а выходную мощность носового радара увеличили до 10 кВт.

Очередной всплеск активности англи­чан пришелся на декабрь, когда они, за­детые удачей японцев в Пёрл-Харборе, снова стали посылать на Брест по сотне самолетов зараз и те добросовестно высыпали из своих люков по 100 —150 тонн металла и взрывчатки. Но резуль­тат оставался тот же — мимо.