Операция  «Церберус»

 

После того, как Германия и Италия 11 декабря 1941 года объявили войну США, для надводных кораблей остава­лось мало шансов на успешные дей­ствия в Атлантике. Кроме того, «Гнейзенау», «Шарнхорст» и присоединив­шийся к ним после гибели «Бисмарка» «Принц Ойген» имели большие переме­ны в личном составе, и требовалось время на учения и тренировки, чтобы выйти в дальний поход по Атлантике. Для перехода в Норвегию через Дат­ский пролив или между Фарерами и Ис­ландией все три корабля нуждались в дозаправке в море, а почти все немецкие корабли снабжения в Атлантике уже были перетоплены. Перед самой гибе­лью «Бисмарка» с потопленной лодки U-100 англичане достали некоторые немецкие секретные коды, знание кото­рых позволило потопить в мае — июне 1941 года основную массу немецких «снабженцев». К тому же, Гитлер боль­ше не хотел рисковать большими кораб­лями в Атлантике, считая более важной оборону Норвегии. Имея в виду возрос­шую эффективность радара и разведы­вательной авиации, командование фло­та предложило Гитлеру вернуть все три тяжелых корабля через Английский Ка­нал — наиболее дерзкий и рискованный вариант прорыва. Германское военно-морское командование предвидело, что северные воды станут наиболее важ­ным театром действий, особенно со вступлением в войну США и с ростом числа конвоев в СССР. Ремонт «Гнейзенау» к тому времени закончили, и ос­таваться в Бресте, английские налеты на который становилось все ожесточен­нее и точнее, было опасно. 18 декабря корабль получил осколочные поврежде­ния от нескольких попаданий бомб в сухой док, 23 декабря он стал вдоль мола для проверки электронных систем, и в течение недели его привели в пол­ную боевую готовность.

«Шарнхорст» 30 декабря чуть было не заперло в доке, когда у его ворот взры­вом тяжелой бомбы опрокинуло плаву­чий кран. Через несколько дней загоре­лись растянутые над кораблем камуф­ляжные сети, но крупных неприятностей удалось избежать.

К концу 1941 года закончили разработ­ку предварительных планов по возвра­щению «Гнейзенау», «Шарнхорста» и «Принца Ойгена» в Германию для служ­бы в Норвегии, названной Гитлером «зо­ной судьбы». Повреждения, полученные «Гнейзенау» при налетах на Брест, по­казали, что Люфтваффе не в состоянии обеспечить надежное воздушное при­крытие этих кораблей в базе. 6 января 1942 года при очередном налете бомба взорвалась между бортом «Гнейзенау» и стенкой сухого дока. Осколки пробили в некоторых местах внешнюю обшивку в районе ватерлинии, что привело к за­топлению нескольких бортовых отсеков. Починка заняла 10 суток.

На совещании высшего командного состава флота и воздушных сил в штаб-квартире у Гитлера 12 января приняли окончательное решение о прорыве «брест­ской эскадры». При планировании опе­рации, получившей название «Церберус», соблюдались все меры предосто­рожности и дезинформации о возможных перемещениях этих кораблей. В конце месяца назначенный командующим опе­рацией вице-адмирал Отто Цилиакс (кстати, первый командир «Шарнхор­ста») получил детально разработанный план прорыва.

Вечером 26 января «Гнейзенау» вы­шел в море для проверки механизмов и артиллерийских учений, и спустя несколько дней он был полностью готов к переходу через Английский Канал. «Шарнхорст» 15 января вышел из дока, погру­зил боезапас и 3 февраля в течение 10 часов был в море для испытаний и ар­тиллерийской практики. Остальную под­готовку к прорыву пришлось проводить в гавани.

В первые дни февраля в ночное вре­мя началось траление прохода в Англий­ском Канале, которое англичане так и не обнаружили. Зато переход фло­тилии эсминцев в Брест они засекли, что дало основание предположить о готовя­щемся выходе немецкой эскадры в Ат­лантику.

Около 23.00 11 февраля 1942 года немцы начали одну из самых дерзких операций Второй мировой войны. Выход «Шарнхорста» (флаг Цилиакса), «Гнейзенау» и «Принца Ойгена» на два часа задержал воздушный налет на Брест, так что корабли вошли в Канал сразу после полуночи. На 27-узловой скорости они прошли вдоль французского побережья, и в 06.30 около Шербура к ним присо­единилась флотилия миноносцев. Чтобы дезориентировать английские радары, самолеты Люфтваффе кружились над самыми мачтами своих кораблей. Тесное взаимодействие флота и авиации обес­печивалось генералом Адольфом Галландом, который на каждый крупный ко­рабль назначил для связи офицера Люфтваффе. Затем немецкие самолеты ме­шали работе британских радаров, сбра­сывая отражатели из фольги. В 13.00 эскадра без сопротивления прошла ска­лы Дувра, но спустя 34 минуты ее атако­вали шесть торпедоносцев «Суордфиш» в сопровождении истребителей «Спитфайр». Мощное воздушное прикрытие связало боем «спитфайры», а тихоход­ные торпедоносцы подверглись атакам других самолетов и яростному зенитно­му огню кораблей. Все шесть самолетов были сбиты, так и не добившись попа­даний. Флагман открыл огонь по одному из «суордфишей» с дистанции около 1 км. Самолет упал в воду примерно в ста метрах от левого борта корабля, но ус­пел выпустить торпеду, от которой уда­лось уклониться резким отворотом.

Но в 14.31 в 30 м от левого борта «Шарнхорста» напротив башни «Бруно» взорвалась одна из магнитных мин, по­ставленных британскими самолетами на глубине 38 м несколькими днями ранее. На корабле из-за повреждения предо­хранителей вышли из строя электричес­кие системы, оставив все помещения без освещения на 20 минут. Оставшиеся без питания аварийные выключатели на кот­лах и турбинах не позволили сразу остановить турбины.

Пока «Шарнхорст» стоял без движе­ния, вице-адмирал Отто Цилиакс пере­нес флаг на эсминец Z-29. При этом на эсминце, подошедшем близко к борту линкора на сильном волнении, оторва­ло крыло мостика, которое зацепилось за надстройки «Шарнхорста». Взрыв мины образовал обширную пробоину в районе башни «Бруно», в 30 водонепро­ницаемых отсеках пяти главных отсеков на длине 40 м, набралось около 1220 т воды, корабль получил крен на левый борт в 1 градус и дифферент на нос в 1 м. Повреждения от удара также оказа­лись серьезные. Башню «Бруно» вре­менно заклинило с серьезным повреж­дением главного электромотора. Закли­нило также носовые 150-мм башню и одиночную 150-мм установку левого бор­та, повредило 105-мм установку № 2. Было уничтожено несколько трансфор­маторов и некоторое оборудование сис­тем управления стрельбой. Из-за слабых фундаментов, не рассчитанных на такие ударные нагрузки, вышли из строя под­шипники питательных насосов и турбо­генераторов, что вынудило корабль остановиться. Из-за подшипников вышли из строя все турбогенераторы, за исклю­чением находившихся в отделении №4. На короткое время вышли из строя кор­мовой гирокомпас, директор и эхолот.

Возможно, из-за плохого качества свар­ки в киле и обшивке днища перед носо­вой башней образовались трещины и раковины. То же, но из-за плохого каче­ства отливки, произошло с клюзовой тру­бой правого борта.

Спустя 18 минут после взрыва запус­тили первую турбину, через 6 минут - вторую и в 15.01 —третью, что позво­лило дать ход в 27 узлов. Вскоре после этого двухмоторный бомбардировщик сбросил несколько бомб в 90 м от лево­го борта, которые не причинили повреж­дений. Чуть позже «Шарнхорст» в тече­ние 10 минут атаковали 12 «бофортов», но их отогнали зенитный огонь и истре­бители Люфтваффе. Затем удалось уклониться от торпеды, сброшенной само­летом с кормового угла. Было еще не­сколько воздушных атак, но интенсивный огонь зениток и умелое маневрирование свели на нет все усилия англичан. Ство­лы зенитных автоматов раскалились докрасна, один даже разорвало, а у не­скольких других заклинило приводы го­ризонтальной наводки.

Воздушным атакам подвергались и ушедшие вперед «Гнейзенау», «Принц Ойген» и пять эсминцев. В 14.45 пять двухмоторных истребителей-бомбарди­ровщиков «Уирлвинд» попытались вый­ти в атаку, но были отогнаны немецкими истребителями. В течение двух последующих часов истребителями и зенитным огнем отбили еще несколько воздушных налетов. Всего в атаках на соединение участвовало 242 английских самолета, из которых на цель смогли выйти всего 39. Хотя в крупные корабли попаданий не было, два корабля эскорта получили осколочные повреждения и были вынуж­дены искать убежища в базах.

В 16.17 пять британских эсминцев вышли в безрезультатную атаку на со­единение «Гнейзенау» с дистанции 3700 м. Линейный крейсер открыл огонь из 283-мм орудий полными залпами, затем к нему присоединились 203-мм орудия «Принца Ойгена». Один из эсминцев — «Уорчестер» — сблизился на дистанцию 200 м, но пораженный 283-мм и 203-мм снарядами остановился, оказавшись в течение 10 минут под концентрирован­ным огнем немецких кораблей. На «Гнейзенау» из-за сильного ветра, гнавшего собственный дым в сторону цели, с тру­дом различали всплески от своих снаря­дов, что, возможно, спасло «Уорчестер» от гибели. Тем не менее, он получил тя­желые повреждения надстроек, лишил­ся обеих мачт. Несколько 283-мм снаря­дов прошили его корпус насквозь, оста­вив в бортах огромные пробоины. Силь­ный обстрел и плохая погода помешали британским эсминцам провести реши­тельную атаку.

Эта группа эсминцев собиралась в большой спешке, в нее вошли два кораб­ля 16-й флотилии из Гарвича и четыре из 21-й флотилии из Ширнесса. Один эсминец из-за проблем с подшипниками гребного вала остался позади. Следует также отметить, что Флот метрополии вышел из Скапа-Флоу к Хваль-фиорду, Исландия, чтобы занять наилучшую по­зицию для перехвата немцев, если бы те попытались прорываться через север­ную Атлантику. Ядро этих сил составили линкоры «Кинг Джордж V» и «Родней», а также авианосец «Викториес».

Тем временем давший ход «Шарнхорст» отстал от главных сил на 23 км. В 16.08 состоялась атака, в которой при­няли участие около 100 бомбардировщиков «Гудзон» и «Бофорт». Снова попа­даний в корабли не было, а, по меньшей мере, пять самолетов немцы сбили.

В 18.06 один из британских торпедо­носцев прорвался сквозь плотный зенит­ный огонь, но выпущенная им торпеда шла близко к поверхности и корабль без труда от нее уклонился. С наступлени­ем темноты соединение в течение 30 минут подвергалось атаке бомбардиров­щиков «Веллингтон», которых удалось отогнать, сбив несколько машин. Нале­ты несколько задержали продвижение немецкого соединения, так что британ­ская авиация успела поставить мины в устье Эльбы и на подходе к Кильскому каналу.

На одной из мин, сброшенных не­сколькими днями ранее, около Тершеллинга (Голландия) в 19.55 и подорвался шедший 27-узловой скоростью «Гнейзенау». Взрыв пришелся перед кормовой башней, в результате в корпусе образо­валось несколько вмятин, некоторые сварные швы и листы обшивки дали тре­щины. Произошла потеря мощности средней .турбины, и командир приказал остановить корабль. Коридор правого гребного вала оказался затопленным, центровка вала нарушенной, из-за чего разбило некоторые набивочные сальни­ки. Началась фильтрация забортной воды внутрь корпуса, но крен и диффе­рент оказались незначительными. Щели в сальниках быстро заделали непорис­тым материалом, а поступившую воду стали откачивать помпами. От удара вышла из строя часть навигационного оборудования, но орудия и механизмы не пострадали. Через 30 минут корабль дал ход и на малой скорости продолжил движение. В 3.50 вместе с двумя эсмин­цами «Гнейзенау» стал на якорь в Гельголандской бухте.

К 18.00 «Шарнхорст» подошел к по­бережью Голландии. В 19.16 за его кор­мой упало несколько бомб, сброшенных с большой высоты. А в 21.34 с правого борта на глубине 24 м взорвалась еще одна магнитная мина. На две минуты вышли из строя гирокомпасы и освеще­ние. Снова пришлось остановить все турбины: левую и среднюю заклинило, а правая оказалась почти не поврежден­ной.

Около кормовой установки 105-мм зениток образовалась большая пробои­на. Десять помещений в четырех глав­ных водонепроницаемых отсеках приня­ли около 300 т воды. Крепления паро­проводов в машинном отделении право­го борта не выдержали удара и из-за образовавшихся утечек пара соответ­ствующие котлы пришлось отключить. Фундаментные болты внешних подшип­ников гребного вала разрушились. При­шлось идти только под средней турби­ной на скорости 10 узлов, пока не дали часть нагрузки на правый вал, после чего скорость довели до 14 узлов. Крен на левый борт, образовавшийся после пер­вого взрыва, выровнялся, но осадка уве­личилась еще больше. Правую турбину запустили в 22.11, но левая требовала ремонта на верфи. Дополнительные по­вреждения получили электрические сис­темы, из-за выхода из строя автомати­ческого оборудования переключатели не работали 30 минут, вышло из строя от­деление генераторов № 5, а отделение № 2 с трудом поддерживало устойчивую подачу тока. Механизмы и вращающие­ся части башен главного калибра из-за сильного удара получили незначитель­ные повреждения, чуть серьезнее повре­дило несколько 105-мм установок.

В 8.00 13 февраля «Шарнхорст» встретил несколько задержавший его продвижение лед в устье реки Яде. Вице-адмирал Цилиакс снова перенес на него флаг; днем корабль пришел в Вильгельмсхафен, где его поставили в док для осмотра корпуса. Оказалось, что повреж­дения не настолько серьезные, чтобы корабль долго держать на верфи в Вильгельмсхафене, которая была слишком близко от авиабаз англичан и подверга­лась частым налетам. Поэтому корабль для ремонта повреждений перешел в Киль.

Успеху прорыва во многом способ­ствовало взаимодействие с Люфтваф­фе, которые выделили для воздушного прикрытия 252 истребителя. Это был один из немногих случаев, когда герман­ские флот и авиация так хорошо действо­вали вместе, что почувствовали и анг­личане, потерявшие в налетах на про­рывавшуюся «брестскую эскадру» более 40 самолетов.