Реконструкция «Гнейзенау»

 

Поскольку повреждения корабля ока­зались значительными и их ремонт тре­бовал длительного времени, специалис­ты флота начали проработку проекта перевооружения «Гнейзенау» шестью 380-мм орудиями вместо девяти 283-миллиметровых. Такая замена плани­ровалась и ранее, но помешала начавшая­ся война, а также возникавшая при этом перегрузка, сопровождавшаяся умень­шением высоты борта и увеличением дифферента на нос, если носовую часть корпуса не подвергать решительной пе­ределке. Но теперь, с повреждением именно носовой части, ситуация изменилась. Расчеты показали, что при соот­ветствующем удлинении носа перево­оружение никак не скажется на осадке и дифференте. Более детальные прора­ботки перевооружения «Гнейзенау» ше­стью 380-мм 52-калиберными орудиями, проведенные в течение 1942 года, пока­зали следующее:

- необходимо значительно повысить мощность электросети;

- необходимо подкрепить барбеты ба­шен главного калибра;

- новые башни, устанавливаемые на существующие барбеты, нужно еще спроектировать и изготовить;

- следует изменить системы подачи боезапаса и управления артогнем;

- для получения дополнительного за­паса плавучести и смещения центра пла­вучести к носу корпус необходимо удли­нить.

Что и говорить, переделки значитель­ные. Возрастающие нагрузки в электро­цепях требовали прокладки новых кабе­лей. Для сохранения принятого в герман­ском флоте 100%-го дублирования элек­троснабжения следовало повысить мощ­ность генераторов путем замены их при­водных двигателей. Тем не менее, про­ект переделки утвердили. Фирма Круп-па спроектировала и изготовила одну башню, которая удовлетворяла всем тре­бованиям. Еще две башни находились в производстве, когда в феврале 1943 года работы приказали прекратить. Так как башни и орудия к ним оказались готовы­ми раньше планируемого срока, их ре­шили использовать в береговой оборо­не.

Перевооружение утяжеляло носовую часть корабля, что планировали компен­сировать удлинением корпуса на 10м. Новый нос не имел бульба и напоминал носовую часть проектируемых линейных крейсеров типа «О». Изменение формы корпуса и увеличение длины по ватер­линии в основном снимали проблемы увеличения осадки и дифферента, а сме­щение центра плавучести к носу умень­шало дифферент при полной нагрузке. Увеличенный корпус давал и дополни­тельный внутренний объем, но здесь больших преимуществ (например, уве­личить запас топлива) получить не уда­валось снова из-за проблем с диффе­рентом. Новый нос по проекту должен был вытеснять воды даже меньше, чем до этого. Еще ранее между самолетным ангаром и кормовой боевой рубкой пла­нировалось установить треногую мачту, которую даже изготовили в Киле. Но из-за недостатка времени перед отправкой корабля в Норвегию ее так и не постави­ли. А затем в корабль попала эта злопо­лучная бомба.

Хотя планировалось изменить только главный калибр, рассматривались и ва­рианты замены среднего калибра. Нем­цы уже закончили разработку удачного универсального 128-мм орудия, намного превосходящего старое 105-мм. За счет снятия всех 150-мм и 105-мм уста­новок удавалось разместить 22 128-мм ствола в 11-ти закрытых башнях, а чис­ло 20-мм автоматов повышалось до 58 (7x4, 30x1). Правда, все 37-мм спарки при этом снимались. Но такое перево­оружение требовало большого объема работ и времени, а приоритетом в полу­чении 128-миллиметровок пользовались армия и Люфтваффе. Поэтому решили оставить на «Гнейзенау» 150-мм и 105-мм батареи, увеличив только число 20-мм автоматов, так как прорыв через Англий­ский Канал продемонстрировал важ­ность сильной ПВО кораблей.

Германский морской штаб одобрил реконструкцию «Гнейзенау» и его пере­вооружение 380-мм орудиями сразу же после окончания проектных исследова­ний в начале 1942 года. Необходимый плавучий док перевели в Гдыню, как только позволила ледовая обстановка на Балтике. За ним должен был последо­вать и «Гнейзенау». План работ по за­мене вооружения выглядел так:

-  снятие башни «Антон» до выхода в Гдыню;

-  замена старой носовой секции но­вой, на 10 м длиннее и с усиленной кон­струкцией;

-  замена 9 283-мм орудий в строен­ных башнях на 6 380-мм в спаренных башнях;

-  замена мачты на трубе более мас­сивной треногой грот-мачтой, установ­ленной за ангаром, как на «Шарнхорсте».

24 марта 1942 года «Гнейзенау» по­сетил адмирал Редер, который в обра­щении к экипажу сказал, что их корабль станет более мощным. 4 апреля «Гней­зенау» в сопровождении ледокола «Кас­тор» и старого линкора «Шлезиен» вы­шел в Гдыню, куда прибыл через двое суток, несмотря на тяжелый лед по мар­шруту. Там носовую часть отрезали по 185-му шпангоуту (нумерация у немцев с кормы), сняли часть палубной и бор­товой брони, а также противоторпедные переборки в районе башни «Антон». Де­монтировали и остальные башни.

По расчетам, замена орудий требова­ла 75 000 человеко-часов, а установка нового носа еще 45 000 — при условии одновременного использования 300 ра­бочих с возможным увеличением до 500. По вспомогательным работам рабочие верфи помогали экипажу лишь отчасти. Необходимые материалы должны были поставить субподрядчики. Фирма Круп-па отвечала за изготовление новых ба­шен, отличавшихся от башен «Бисмар­ка» и «Тирпица», поскольку сохранялись старые барбеты. Орудия и башни уже были готовы, не хватало только внутрен­них механизмов, арматуры, башенных приборов и устройств, оборудования для систем управления огнем.

Имелись определенные опасения по поводу больших продольных габаритов новых башен, особенно башни «Бруно», задний свес которой мог задевать носо­вую надстройку, и ее пришлось бы не­сколько переделать. Элементы крепле­ния башен проверялись на верфи Дойче Верке в Киле, где определилась не­обходимость в дополнительных подкрепле­ниях, чтобы выдерживать отдачу 380-мм орудий. В результате специалисты реко­мендовали подкрепить фундаменты под старыми барбетами.

Все было готово для составления гра­фика поступления материалов. В нача­ле 1943 года на корабль уже можно было ставить новые башни и носовую часть корпуса, но Гитлер, взбешенный неудачной атакой надводных кораблей союзно­го конвоя в СССР 31 декабря 1942 года, приказал пустить на слом все линейные корабли и крейсера Кригсмарине. Рабо­ты на «Гнейзенау» остановили, а все материалы отдали на более срочные нужды. Башни с 283-мм орудиями вско­ре увезли с верфи и направили: «Антон» в Голландию, «Бруно» и «Цезарь» в Нор­вегию, где их собирались использовать для береговой обороны Тронхейма и Бергена. Батарея Орландет, обозначен­ная МКВ 4/507 (Marine-Kanone-Batterie, то есть батарея из морских орудий) под Тронхеймом получила башню «Цезарь», а батарея Фиель (МКВ 11/504), ядро которой составила башня «Бруно», охра­няла вход в Берген-фиорд.

До конца войны установили только башню на полуострове Орланд у входа в фиорд Тронхейма на высоте 45 м над уровнем моря. Башенный дальномер сняли, заделав отверстия плитами, а управляли огнем с помощью дальноме­ров в бронированных куполах, которые располагались на соседних горах. Из-за экстремально низких температур на се­вере Норвегии башня получила допол­нительную теплоизоляцию. После вой­ны батарея перешла к норвежцам, кото­рые, в конце концов, стали использовать ее погреба как склад. Последний залп батарея дала в 1954 году и по настоя­щее время работает как военный музей. Орудия башни «Антон» установили у Розенбурга (район Хоек ван Холланд) в одиночных башнях типа LC/37. Им дове­лось сыграть главную роль в экраниза­ции известной повести О.Маклина «Пуш­ки острова Наварон».

Позже с корабля сняли и 150-мм ар­тиллерию: две башни и одноорудийную установку смонтировали на о. Фаньо (Да­ния), остальные — на побережье Гол­ландии. Предназначенные для «Гнейзенау» 380-мм орудия направили на побе­режье Ютландии, чтобы использовать в береговой обороне, но до конца войны этот проект так и не реализовали.